Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру на тему

Смольянинова Екатерина Сергеевна

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека экспериментов

  1. Эксперементы с воздухом

          1.1 Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

 Цель:   Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

 Оборудование: Пустая стеклянная банка 1,0 литр.Бумажные салфетки – 2 штуки. Маленький кусочек пластилина. Кастрюля с водой.

 Опыт:  Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

 Вывод:   Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

           1.2 . Воздух может перемещаться

Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

 Оборудование: Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном). Сдутый воздушный шарик.  Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

 Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод:  Воздух может перемещаться.

          1.3 Воздух содержится в различных предметах

  Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

 Оборудование: Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей. Стеклянная кастрюля с водой. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

  Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

 

          1.4 Воздух имеет объем

Цель:  Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

Оборудование: Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).Два одинаковых сдутых воздушных шарика. Кастрюля с водой.

 Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

 Вывод:  Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине. 

           2.Эксперименты с водой

           2.1. Вода и снег

Цель: экспериментально закрепить различные состояния воды.

Оборудование: вёдра, снег и лёд

Опыт: Внести в группу снег и лед. Где вода быстрее растает?. В одном  ведерке- рыхлый снег ,в другом- утрамбованный, в третьем- лед.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем растает снег в утрамбованном ведре, лед — в последнем ведре.

 

          2.2 Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде ( пресная вода – вода без соли).

 Оборудование: 2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.3 сырых яйца.Поваренная соль, ложка для размешивания.

Опыт: Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно  утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

 Вывод:  Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

          2.3. Мы делаем облако и дождь.

 Цель: Показать, как образуются облака и что такое дождь.

 Оборудование: Трехлитровая банка. Электрический чайник для возможности кипячения воды. Тонкая металлическая крышка на банку.Кубики льда.

 Опыт: Наливаем в трехлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закрываем крышкой. На крышку кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.

 Вывод: Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

 

           2.4  Вода может перемещаться.

Цель: Доказать, что вода может перемещаться по различным причинам.

 Оборудование:8 деревянных зубочисток.  Неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см).Пипетка. Кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого). Жидкость для мытья посуды. Пинцет.

 Опыт: Показываем детям тарелку с водой. Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться. А может ли она перемещаться сама по себе? Дети считают, что нет. Попробуем это сделать. Аккуратно выложим пинцетом зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца, подальше друг от друга. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр тарелки аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру. Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки "разбегутся"! Почему? Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

 Вывод: Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам. 

 

          2.5  Круговорот воды в природе.

 Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

 Оборудование: Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой. Электроплитка. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).

Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег,  положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

 Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

     

Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, Воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

 Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

 Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

 Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый  лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

 

         

          3.Эксперименты с песком

          3.1Песчаный конус. 

 Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование: Сухой песок. Поднос, на который можно высыпать песок.

 Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод:  Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

          3.2 Своды и тоннели.

 Цель: Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.

 Оборудование: Поднос с сухим песком. Лист тонкой бумаги. Карандаш.Клеевой карандаш.

Опыт: Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыплем их песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Почему? Оказывается, песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, попавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираются наружу целыми и невредимыми.

 Вывод: Песчинки могут образовывать своды и тоннели.

          3.3 Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

 Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

 Оборудование: Сухой песок и мокрый песок. Сито. Два тазика. Тяжелый стальной брусок. Маркер.

 Опыт:  Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

 Вывод:  В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

 

          3.4  Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок.

Цель: Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

Оборудование: Сухой песок. Сито. Два тазика. Деревянная толкушка. Тяжелый стальной брусок.Маркер.

 Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на получившийся рыхлый песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. Таким же образом насыплем сухой песок в другой тазик и плотно утрамбуем его деревянной толкушкой. Осторожно положим на получившийся плотный песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в рыхлый сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? В рыхлом песке между песчинками много воздуха, брусок его вытесняет и погружается глубоко в песок. А в плотном песке воздуха осталось мало, песчинки уже сжались, и брусок погружается на меньшую глубину, чем в рыхлом песке.

Вывод: В рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

          3.5 Откуда берётся песок

Цель: Цель: Дать детям представление что ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Оборудование: камни, листы белой бумаги, лупа.

Опыт:Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

4.Эксперименты со статическим электричеством

          4.1  Понятие о электрических зарядах.

 Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

 Оборудование: Воздушный шарик. Шерстяной свитер.

 Опыт: Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны.В результате контакта между шариком и шерстяным свитером происходит разделение электрических разрядов.Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы  приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет  к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.

Вывод:  В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

          4.2 Танцующая фольга.

Цель: Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Оборудование :Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада). Ножницы. Пластмассовая расческа. Бумажное полотенце.

Опыт:  Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут "танцевать". Почему так происходит? Волосы. о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что "фольга танцует".

Вывод:  Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

          4.3 Прыгающие рисовые хлопья.

Цель: Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

 Оборудование: Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев. Бумажное полотенце. Воздушный шарик. Шерстяной свитер.

Опыт: Постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов.Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья  к себе.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

     5.Эксперименты с магнитами

          5.1 Магнит притягивает металлические предметы

Цель: Формирование у детей знаний, что магнит притягивает только металлические предметы.

Оборудование: магнит, различные предметы из разных материалов: из металла - гвоздь, шуруп, гайка, скрепки, шпильки, ножницы, пинцет, расческа; стеклянный шарик, ластик, пластмассовый конструктор, бумага, лоскуток ткани, камни, ракушки, крупные семена растений, мелкие игрушки и др.

Опыт. Разложить все приготовленные предметы на столе. С помощью магнита проверить, какие предметы поддаются действию магнита.

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

          5.2. Как  найти металлические предметы в песке?

Цель: Показать детям, что магнит может взаимодействовать с металлическими предметами через  песок.

Оборудование : емкость с песком, металлические предметы (детали металлического конструктора, гвоздики, скрепки, шурупы, болтики), магнит.

Опыт. В емкость с песком поместить металлические предметы и хорошенько перемешать. Взять магнит, поводить им над поверхностью песка. Все металлические предметы, как по волшебству, появляются над поверхностью песка и прилипают к магниту.

Вывод: магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.

          5.3. «Полюса магнита»

Цель: Формирование у детей представления о том, что магнит обладает полюсами.

Оборудование: магнит с разными полюсами, металлическая игрушка – машинка, или пластмассовая с прикрепленной к ней канцелярской кнопкой.

Опыт. Поднести к машине магнит одной стороной – машина будет двигаться вперед. Поднести магнит другой стороной - машина будет двигаться назад.

Вывод: магнит обладает полюсами. Если полюса совпадают, предметы притягиваются, если не совпадают – предметы отталкиваются.

          6. Эксперименты с растениями

         

          6.1Может ли растение дышать?

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Оборудование. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Опыт. Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

          6.2. Зависимость роста травы и деревьев от освещенности места обитания

Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.

Опыт: Обратить внимание детей , что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.

Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.

          6.3 Что выделяет растение?

Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Оборудование. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

Опыт. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу  так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.

Вывод. Растения выделяют кислород.

          6.4 Где лучше расти?

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование. Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

Опыт. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).

Вывод. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста "Я смогу! Я сделаю"

данная картотека включает в себя много интересных экспериментов...

Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребенка, его л...

картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста

подборка опытов и экспериментов в старшей группе...

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старших дошкольников...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Представляю Вам картотеку  опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста, которую можно использовать в своей педагогической деятельности....

Картотека экспериментов в старшем дошкольном возрасте

Картотека экспериментов в старшем дошкольном возрастеПодготовила воспитатель: Куницына И.В....