Картотека экспериментов в старшем дошкольном возрасте
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Куницына Ирина Владимировна

Картотека экспериментов в старшем дошкольном возрасте

Подготовила воспитатель: Куницына И.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_eksperimentov_st._vozrast.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

1. Жидкое вещество.

             Вода.

1.1. Текучесть.
Цель: показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход. Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2 - 3 предмета, выполненные из твердого материала, например, кубик, линейка, деревянная ложка. Определить форму этих предметов. Задать вопрос: "Есть ли форма у воды?". Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Моделирование: человечки жидкости не держатся за руки, но стоят рядом, их легко переставить, поэтому они легко занимают любые объемы и разные формы.
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. 

1.2. Вода не имеет запаха. 
Цель: показать, что чистая вода не пахнет. 
Ход. Спросить, чем пахнет вода. Предложить детям понюхать простую кипяченую воду, воду с растворами сахара, соли. Затем незаметно в один из стаканов налить пахучий раствор и спросить, чем теперь пахнет вода.
Моделирование: смоделировать с помощью ММЧ стакан с кипяченой водой (равнодушные человечки воды, находясь в окружении твердых человечков стекла,
Вывод: вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.

1.3. Вода не имеет вкуса. 
Цель: показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.
Ход. Спросить у детей, какая вода на вкус. После этого дать попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой сахар, размешать и дать попробовать. Спросить, какой вкус приобрела вода.
Вывод: вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.

1.4. Прозрачность. 
Цель: подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная".
Ход. Приготовить 2 баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические пластины). Выяснить, как усвоено понятие "прозрачный": предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стаканы, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: "Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?". Выслушать ответы, затем - продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить, всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной; Прозрачна ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: чистая вода прозрачна, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачна.
 

1.5. Бесцветность. 
Цель: показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
Ход. Спросить у детей, какого цвета вода. Поставить стакан воды и стакан молока, за ними поместить лист белой бумаги. Когда лист бумаги уберется, будет ясно, что вода бесцветна.
Вывод: чистая вода не имеет цвета, она бесцветна.
 

1.6. Способность воды отражать окружающие предметы. 
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход. Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.
Вывод: в воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
 

1.7. Животворное свойство воды. 
Цель: показать важное свойство воды давать жизнь живому.
Ход.
- Наблюдение за срезанными веточками тополя, поставленными в воду: они оживают, появляются корни.
- Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.
- Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: вода дает жизнь живому.


1.8. Очистка воды. 
Цель: познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.
Ход. Предложить рассмотреть баночки с водой (вода грязная, мутная, непрозрачная). Спросить, как ее можно сделать чистой. Предложить профильтровать воду через сито, песок, вату, марлю, активированный уголь; спросить, где получилась самая чистая вода, а где осталась мутной.
Вывод: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.

1.9. Взаимодействие воды с другими веществами. 
Цель: познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
Ход. Обсудить, как будут взаимодействовать между собой вода и различные вещества (сахар, соль, краска, песок, дерево, металл).
Продемонстрировать опыты, показывающие взаимодействие воды:
- с песком (песок не растворяется в воде),
- с деревом (дерево плавает на поверхности воды),
- с металлом (металл опускается на дно),
- с краской (краска полностью растворяется, окрашивая воду в свой цвет),
- с сахаром (сахар растворяется),
- с солью (соль также полностью растворяется в воде).
Решение проблемы: бесконечен ли процесс растворения соли и сахара, как долго можно добавлять эти вещества в воду. Выслушать ответы детей и продемонстрировать опыт: взять стакан воды и поместить в него стакан сахара (или соли); растворяемое вещество полностью не растворилось. Выяснить, почему процесс не дошел до конца (количество воды было недостаточным для растворения этого количества сахара или соли, для полного растворения нужно добавить еще воды).
Вывод: вода взаимодействует с разными веществами по - разному: растворяет одни (соль, сахар, краска), и не растворяет другие (песок, металл, дерево и др.); способность воды к растворению зависит от количества взятого вещества.

2. Твердое вещество. Дерево и металл.

2.1. Тонет - плавает. 
Цель: показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверить гипотезу, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево нет.

2.2. Гладкость - шероховатость. 
Цель: продолжать учить сравнивать объекты, определять качество их поверхности на ощупь.
Ход. Спросить у детей, что почувствуешь, если погладишь поверхность дерева и металла. Проверить гипотезу детей, погладив поверхности объектов.
Вывод: у металлической пластины поверхность гладкая, у деревянного бруска - шероховатая.

2.3. Теплый - холодный. 
Цель: учить сравнивать поверхность деревянного брусочка и металлической пластины.
Ход. Спросить, какая поверхность у объектов. Предложить приложить к щеке.
Вывод: у металлической пластинки поверхность холодная, у деревянного брусочка - теплая.
 

2.4. Прочность.
Цель: показать зависимость количества и качества от толщины объекта.
Ход. Спросить, что легче согнуть:
- проволоку или металлический брусок;
- прутик или веник.
Проверить гипотезу детей:
- проволока тонкая, ее легче заставить изменить свое положение; брусок толще, его руками не согнешь, нужен инструмент);
- один прутик легко согнуть и сломать, но если их много (веник), то это сделать практически невозможно.
Вывод: чем толще объект, тем он прочнее.

2.5. Прочность - хрупкость. 
Цель: показать, что металл прочнее дерева, так как человечки металла крепче человечков дерева, они крепче держатся за руки, у человечков дерева связи слабее, их легче расцепить.
Ход. Спросить, что легче сломать: гвоздик или спичку. Проверить гипотезу детей.
Вывод: металл прочнее дерева.

2.6. Теплопроводность. 
Цель: показать, что металл обладает высокой теплопроводностью, а дерево низкой.
Ход. Спросить, что нагреется быстрее - дерево или металл. Опустить металлическую и деревянную ложку в горячую воду.
Вывод: деревянная ложка не нагревается сильно, а металлическая быстро становится горячей.
 

2.7. Вес. 
Цель: установить, что металлическая и деревянная пластины одного размера весят по - разному.
Ход. Спросить, что весит больше - деревянная или металлическая пластины. Проверить гипотезу детей, взвесив пластины.
Вывод: металлическая пластина весит больше, чем деревянная; металл тяжелее дерева.
 

3. Воздух.

3.1. Обнаружение воздуха. 
Цель: дать возможность обнаружить воздух.
Ход. Обсуждение гипотез, как можно обнаружить воздух:
- взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым;
- опустить в аквариум с водой пустую бутылку, из - под нее пойдут пузырьки.
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду, его можно обнаружить с помощью опытов.


3.2. Прозрачность, бесцветность. 
Цель: показать, что воздух прозрачен и бесцветен.
Ход. Сравнить с непрозрачными предметами. Дверь, книга непрозрачны, через них мы не видим окружающие предметы. Сравнить воздух с телами, имеющими цвет.
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы, он бесцветен.
 

3.3. Отсутствие запаха. 
Цель: показать, что в разных помещениях воздух пахнет по - разному.
Ход. Взять ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. Предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Выяснить, какой запах имел воздух до того, как он был насыщен различными запахами. Ход: распространить в группе разные запахи.
Вывод: чистый воздух не пахнет.

3.4. Воздух имеет вес. 
Цель: показать детям, что воздух имеет вес.
Ход. Положить на чаши весов надутый и пустой шарики, посмотреть, что будет.
Вывод: надутый шарик весит больше, чем пустой. Воздух имеет вес.

3.5. Сжимаемость. 
Цель: показать детям, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Ход. Вынести мячи на холод, понаблюдать, что с ними стало (мячи стали мягкие, как бы сдутые). Обсудить, от чего это произошло (воздух охладился, сжался и стал занимать меньше места). Спросить, что произойдет, если внести мячи в помещение и проверить гипотезу детей (воздух нагреется, расширится, мяч примет прежнюю форму).
Вывод: воздух при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется.

3.6. Подвижность.
Цель: показать движение воздуха (при колебании воздуха образуется ветер).
Ход. Спросить, как можно почувствовать воздух (помахать рукой перед собой, открыть дверь из теплого помещения - холодный воздух устремится по низу в квартиру, а теплый по верху будет выходить из квартиры).
Вывод: воздух легкий, при его охлаждении образуется ветер.

3.7. Сопротивляемость. 
Цель: учить детей замечать такое свойство воздуха, как сопротивляемость.
Ход. Сделать маленький парашют и опустить с высоты. Понаблюдать за тем, как он медленно опускается.
Вывод: воздух поддерживает и расширяет купол, замедляет падение, сопротивляется.

3.8. Воздух нам необходим.
Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма.
Ход. Спросить детей, что будет, если не вдыхать воздух. Провести опыты
- с задержкой дыхания:
- взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух.
Вывод: мы дышим воздухом, кислородом, он необходим для жизни.

3.9. Загрязнение воздуха. 
Цель: показать наличие в воздухе пыли и грязи.
Ход. С помощью липкой ленты собрать пылинки с мебели в группе, спросить, откуда они взялись. Как бороться с пылинками воздуха.
Вывод: в воздухе находятся разные вещества, в том числе вредные; необходимы фильтры - ловушки.
 

3.10. Воздух нужен растениям. 
Цель: показать, что для жизнедеятельности растениям нужен углекислый газ, содержащийся в воздухе.
Ход. Взять два растения (одно - со свободным доступом воздуха, а другое - накрытое крышкой). Выслушать гипотезы детей. После длительного времени растение под крышкой изменится: ему некомфортно без воздуха, его листья увяли.
Вывод: растениям нужен воздух, в котором содержится углекислый газ.
 

4. Переход вещества из жидкого состояния в твердое, и наоборот.

4.1. Замерзание воды. 
Цель: подвести детей к пониманию связей между температурой воздуха и состоянием воды.
Ход. Налить воду в одинаковые чашки. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Одну чашку вынести на улицу, а другую оставить в помещении. Попросить детей объяснить, почему вода в одной чашке замерзла, а в другой нет.
Вывод: вода превращается в лед при низких температурах.

4.2. Таяние льда в воде. 
Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход. Поместить в воду большую и маленькую льдину, спросить, какая быстрее растает. Выслушать гипотезы детей.
Вывод: чем больше льдина, тем медленнее она тает, и наоборот.

4.3. Таяние снега. 
Цель: подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход. Понаблюдать за таянием снега на руке, варежке, на отопительной системе, на грелке.
Вывод: снег тает то теплого воздуха, идущего от любой системы.


4.4. Можно ли пить талую воду?
Цель: показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход. Взять две белые тарелки, в одну положить снег, в другую - налить водопроводную воду. Через два часа рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедиться в том, что снег - это грязная талая вода, не пригодная для питья человеку. Талую воду используют для поливки растений, ее можно давать животным.

4.5. Свойства льда.

4.5.1. Гладкость, холодность. 
Цель: выявить признаки льда - холодный, гладкий.
Ход. Внести в группу 2 подноса, накрытые салфетками (на одном - лед, на другом - стекло). Предложить детям определить, что лежит на подносах (притронуться к ним руками и почувствовать, что лед гладкий, но холодный, а стекло гладкое, но теплое, от него не мерзнут руки).
Вывод: лед холодный, гладкий, можно узнать, если потрогать его рукой.

4.5.2. Прозрачность.
Цель: показать зависимость прозрачности льдины от ее толщины.
Ход. Спросить, чем похожи стекло и льдина. Как про них можно сказать, они прозрачны, через них видны предметы. А что будет, если предмет спрятать за толстую льдину? Хорошо видно? Почему?
Вывод: чем толще лед, тем он меньше его прозрачность.
 

4.5.3. Прочность в зависимости от толщины.
Цель: установить зависимость количества и качества от толщины объекта.
Ход. Предложить сломать толстую льдину и тонкую; выяснить, отчего зависит хрупкость льдины.
Вывод: чем толще лед, тем крепче льдина.
 

4.5.4. Бесцветность льда.
Цель: показать бесцветность льда в сравнении с другими телами.
Ход. Спросить, какого цвета льдинка. Сравнить с листом ватмана, стеной. Спросить, какого цвета.
Вывод: лед бесцветный.
 

4.5.5. Как покрасить льдину. 
Цель: познакомить с явлением диффузии, способностью проникновения одного вещества в другое.
Ход. Поставить перед детьми задачу: сделать льдинки цветными. Попробовать покрасить льдинку краской. Выяснить, почему не получается (толща льда не позволяет проникнуть внутрь частицам краски). Что делать? (Растопить лед и покрасить воду). Наблюдается явление диффузии (происходит смешение воды и краски). Что нужно сделать, чтобы окрашенная вода превратилась в льдинки? (Заморозить).
Вывод: два твердых вещества не могут смешиваться и проникать одно в другое; чтобы начался процесс смешивания (диффузии) необходимо, чтобы одно из веществ было жидким.

4.6. Снег.

4.6.1. Зависимость свойств снега от температуры воздуха.
 
Цель: подвести к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха.
Ход. Предложить в морозный день вылепить снежки; выяснить, почему не получаются (снег хрустящий, рассыпчатый). Внести снег в помещение и вновь предложить слепить. Выяснить, почему снег стал пластичным и липким.
Вывод: пластичность снега зависит от влажности, а влажность - от температуры воздуха
.

4.6.2. Защитные свойства снега. 
Цель: подвести детей к пониманию защитных свойств снега.
Ход. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в 3 бутылочки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода не замерзла на дне сугроба, а на снегу замерзла.
Вывод: слой холодного снега служит защитой от замерзания.
 

5. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное, и наоборот.

1.1. Испарение воды. Образование пара. 
Цель: подвести к пониманию связи между температурой и состоянием воды (при нагревании вода превращается в пар).
Ход. Обсудить, что произойдет при нагревании воды. Продемонстрировать опыт: нагревание воды в чайнике (вода при нагревании кипит, и в результате начинается выделение горячего пара, а воды становится все меньше и меньше). Выяснить, что же такое пар (мельчайшие капельки воды под действием высокой температуры поднимаются в воздух).
Вывод: вода при нагревании превращается в пар.

1.2. Как поймать пар? 
Цель: показать, что пар превращается в воду при охлаждении.
Ход. Демонстрируется опыт по превращению воды в пар. Спросить у детей, куда поднимаются мельчайшие капельки воды, что с ними происходит потом. Над кипящим чайником помещают холодное стекло и наблюдают, как капли конденсируются, затем начинают падать (моделирование процесса с помощью ММЧ).
Вывод: пар при охлаждении превращается в воду.

1.3. Вода в скафандре. 
Цель: установить, что случается с водой, находящейся в закрытом пространстве.
Ход. Налить в банку воды, накрыть ее крышкой; оставить под прямыми солнечными лучами на 2 часа. Понаблюдать за образованием капель на стенках и крышке банки.
Вывод: тепло, идущее от солнца, заставляет воду испаряться, а прохладное стекло превращает пар в жидкость.
 

2. Переход вещества из твердого состояния в газообразное, и наоборот.

2.1. Образование инея.
Цель: закрепить представление о возможности перехода воды в разные состояния в зависимости от температурных условий.
Ход. Предложить детям подышать на металлические предметы, находясь на улице или вынести чайник с кипятком на мороз и поместить его под ветки деревьев. Попросить детей объяснить, что же происходит (пар из чайника поднимается вверх, охлаждается, кристаллизуется и оседает на ветках в виде инея)
Вывод: пары влаги при низких температурах замерзают и кристаллизуются.

2.2. Образование пара изо льда. 
Цель: закрепить представление о возможности перехода воды в разные состояния в зависимости от температурных условий.
Ход. Внести кусок льда в помещение и положить его на горячую плитку. Выяснить, почему появился пар.
Вывод: при высокой температуре лед начинает быстро испаряться, образуя клубы пара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста "Я смогу! Я сделаю"

данная картотека включает в себя много интересных экспериментов...

Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребенка, его л...

картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста

подборка опытов и экспериментов в старшей группе...

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста

Картотека экспериментов для старшего дошкольного возраста...

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста

Картотека занимательных опытов и экспериментов для старших дошкольников...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Представляю Вам картотеку  опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста, которую можно использовать в своей педагогической деятельности....