Конспект НОД по экологии в подготовительной группе детского сада на тему "Путешествие по природным паркам Волгоградской области"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чеботарёва Галина Анатольевна

Дети познакомятся  с понятием «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей; с географической картой Волгоградской  области, с местоположением заповедников и национальных парков области.  Узнают, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут на территории заповедника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_zapovedniki.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по природным паркам Волгоградской области.

Цель: Познакомить детей с природными парками – заповедниками Волгоградской области.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с понятием «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей; с географической картой Волгоградской  области, с местоположением заповедников и национальных парков области. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут на территории заповедника. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивающие: Развивать мышление, память; интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Волгоградской области, пробуждать желание побывать в этих местах, принять посильное участие в охране и защите природных парков; чувство ответственности, гордости за   богатства родной природы.

Предварительная работа:  поездки с родителями, рассматривание фотографий, открыток о заповеднике и животных, занесенных в него; чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы:  демонстрационный: презентация «Заповедники Волгоградской области», глобус, Красная книга Волгоградской области, аудиозапись «Голоса птиц»,   картинки с изображениями пресноводных рыбок, картинки с изображениями птиц, набор лекарственных трав в коробочках,

Раздаточный: листы бумаги по количеству детей, игра «Колумбово яйцо»,  карточки с изображениями птиц, заготовки из пластиковых бутылок для цветка лотоса, прищепки.

Ход НОД:                                                                                                                   Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!  
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
                                Шар земной передо мной
                               Не такой он уж большой.
                               Я его верчу рукой.
                               Сразу край нашла лесной.
                               Рядом с ниточкой рекой.
                               Точка - город мой родной.

Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус?                                    Дети: Модель планеты Земля.
Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Как называется наша страна?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия. А как называют нас, живущих в России?

Дети: Россияне.

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас огромная страна. В ней много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.  Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.  

                           На карте мира не найдешь, 

                           Тот дом, в  котором ты живешь,

                           И даже улицы родной

                           Мы не найдем на карте той.

                           Но мы всегда на ней найдем

                           Свою страну – наш общий дом. 

Воспитатель: Посмотрите, это карта нашей Волгоградской области. Маленькими точками на ней обозначены города. Вот Волгоград, Волжский, Урюпинск, Камышин и наш Николаевск. Что обозначают голубые пятна и линии на этой карте?

Дети: Это реки и озера.

Воспитатель: А что обозначено на карте зеленым цветом?

Дети: Леса, луга, поля.

Воспитатель: Коричневым обозначены холмы и возвышенности.  Наша Волгоградская область богата лесами, полями, лугами и цветами. В наших лесах много различных животных, удивительных растений. В реках и озерах много рыб редких пород. Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Давайте вспомним, что дает природа человеку для жизни?

Дети: Пищу, воздух, одежду, жилище и т.д.

Воспитатель:  А как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу?

Дети: Да, загрязняет реки, воздух, вырубает лес, охотится на животных.

Воспитатель: Эти факты все чаще и чаще стали появляться в нашей жизни. Человек не учитывает законы развития природы, наносит огромный вред растительному и животному миру. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться, как же сделать так, чтоб сохранить нашу природу, как исправить свои ошибки? Они создали заповедники, Красную книгу. А что это за книга?

Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета.

Воспитатель: Правильно, а красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им. Что же такое заповедник?

Дети: Это место, где вся природа охраняется человеком. В заповеднике нельзя рубить деревья, рвать цветы, стрелять птиц и зверей. Если бы их не было, то многие растения и животные просто бы не существовали.

Воспитатель: Правильно, ребята. Заповедник – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии. В заповедниках  работают ученые. Они изучают многообразие животного и растительного мира. Многие виды животных и растений, которые находились под угрозой исчезновения, восстановили свою численность и расселены за его приделы. В заповедник приезжают только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Наша Волгоградская область расположена на юго-западе страны. На ее территории обустроено 7 природных парков. Вот сегодня мы отправимся на прогулку по заповедным местам Волгоградской области. А отправимся мы на пароходе. Проходите, занимайте места.

(Дети проходят на построенный из стульчиков пароход, отправляются в путешествие).

Воспитатель: Вот мы и прибыли на место, сходите на берег

(Дети выходят).

Воспитатель: Послушайте, как весело поют птицы, как здесь спокойно.

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).

Воспитатель: Мы с вами очутились в самом молодом заповеднике области – в "Нижнехоперском». Он расположен на западе области. По землям заповедника протекает река Хопер. В знаменитой Шакинской дубраве с «кипящим родником» растут  деревья, которым около 400 лет. Интересны  плавающие острова на озере Бабинском. Много здесь живописных озер и пойменных лугов. Только самые приятные впечатления у туристов оставляет Кошав-гора - самая высокая точка в заповеднике. Здесь открывается вид на пойму реки Хопер с "голубыми глазами" многочисленных озер. В парке произрастает большое количество представителей растительного мира. Среди них: пион тонколистый, водяной орех чилим, василек восточный и другие. Из животных здесь обитает множество млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся: выхухоль, ласки, норки, барсуки, степные хорьки, куницы, кабаны, косули, лоси и олени Интересны летучие мыши, суслики, садовая соня. Из хищников - лисица, волк, енотовидная собака.   И, конечно, в парке обитает много птиц: орлы, фазаны, чомга, серая и черношейкая поганки; серая и большая белая цапли, а также большая и малая выпи), орлан-белохвост, черный аист, дрофа, стрепет. Полны жизни и водотоки и озера Прихоперья. Главными ценными промысловыми рыбами являются лещ, густера, судак, синец, плотва, чехонь, сазан, сом, жерех, карась серебряный и другие. Плещутся в водоемах и в реках щука, язь, окунь, толстолобик и белоглазка. Вот мы подошли к озеру. Давайте посмотрим, что за рыба плещется в воде.

Проводится игра «Назови рыбку»

Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие. Мы с вами очутились в  заповеднике «Донской». Территория парка сравнительно небольшая,  находится в излучине Дона. Эта могучая река является одной из главных достопримечательностей заповедника. Кроме этого водоема, здесь находится много других озер, прудов. Чрезвычайно разнообразна природа этого заповедника. Здесь можно полюбоваться огромными меловыми горами, глубокими оврагами-каньонами, степями, поросшими типчаком и ковылем, пойменными и горными лесами, заливными лугами.

 Славится парк своими родниками с чистейшей водой: на территории парка есть 52 родника с прозрачной студёной водой. Особенное удовольствие получат любители рыбалки. На реке Дон много поросших камышом заводей, глубоких омутов, стариц, пойменных озер, которые являются прекрасным местом для ловли сома и сазана. Здесь сохранены такие представители животного мира, которые находятся на грани исчезновения: выхухоль, дрофа, стрепет, филин и орлан-белохвост - самая крупная птица заповедника.   В одном гнезде эта птица, если ее не беспокоить, может прожить несколько десятков лет. Питается она мелкими птицами, зайцами, сусликами, а также рыбой, которую ловко выхватывает из воды. Можно отдохнуть в устьях рек Иловля и Тишанка, на Качалинском острове. В парке для путешественников предусмотрен целый ряд "зеленых стоянок", где все приспособлено для рыбалки, имеются необходимые рыболовные принадлежности, лодки, построены уютные беседки, оборудованы места для приготовления ухи или шашлыка.

Проводятся игра «Лягушачьи гонки»

(Звучит веселая музыка, дети в приседе, руки поставлены на пол прыгают от стены до стены)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы с вами очутились в заповеднике «Усть-Медведицкий». По землям заповедника протекает много различных рек и речушек. Самые известные – это Дон, Медведица и Хопер. Путешественники могут побывать в Холодном овраге, в Пахомской пещере, на горе Пирамиде с Поклонным крестом, на Княжеском озере.

         Самая главная достопримечательность парка - пойменные леса, расположенные  вдоль рек парка. Здесь можно увидеть  дубовые рощи, в которых произрастает большое число деревьев- гигантов диаметр стволов, которых достигает несколько метров .  

На территории этого природного парка расположено еще одно удивительное и красивое место, называемое Гать - это болотистое озеро, все покрытое зеленой тиной. Смотря на него, думаешь, что это просто полянка с травой, но все не совсем так как кажется: под красивым  ковром расположилось самое настоящее болото.

Замечательны и очень красивы виды берегов реки Дон. В парке имеются подземные запасы чистейшей питьевой воды. Среди родников самые известные - Избушенский и Рыбинский. 

В парке произрастает множество растений, из них около 300 видов относятся к редким – орхидеи, василек Дубянского и другие. В пойменных водах Дона можно увидеть нежные белые кувшинки - удивительное по красоте растение. Цветки напоминают пышную розу. Они всплывают на поверхность воды рано утром, а к вечеру снова закрываются и прячутся под воду. По поведению цветков белой кувшинки можно предсказывать погоду. Если приближается ненастье, цветки совсем не показываются из  воды или скрываются очень рано. Есть легенда, которая рассказывает о том, что под водой цветки превращаются в русалок, а первые лучи солнца возвращают им образ цветка.  Издавна белые кувшинки называли одолень-трава и верили, что она излечивает от многих болезней и сохраняет от многих бед.  

Проводится упражнение «Кувшинки»

(На полу разложены листы бумаги так, чтобы у каждого ребенка был свой собственный. Воспитатель объясняет, что это не газета, а кувшинки, а они - не дети, а лягушки. Пока звучит музыка, лягушки могут скакать по комнате по-лягушачьи, но как только музыка останавливается, они должны прыгнуть на любое кувшинку.  Участник, оставшийся без места, не выбывает из игры. Он может присоединиться к другой лягушке на кувшинке.   По мере того, как воспитатель забирает кувшинки, на оставшейся кувшинке будет собираться все больше и больше детей. Чтобы уместились все, достаточно касаться листа бумаги хотя бы одной частью тела)

Воспитатель: Мы с вами продолжаем путешествие и теперь находимся в заповеднике «Цимлянские пески». Эти живописные места располагаются в долине реки Цимлы. Земли заповедника не покрываются растительностью полностью в связи с тем, что под действием   сильных ветров пески постоянно развеваются в виде холмов и бугров. На более крупных грядах можно увидеть самые настоящие барханы. Растительность здесь бедная. В этих местах могут произрастать только те травы, у которых выработалась приспособленность к сыпучим пескам в виде длинных корней: полынь песчаная, колосняк гигантский, пырей, чабрец.  

Вдоль берега водохранилища сформировались тополёвые леса,   лесопосадки сосны, акации, берёзыосины.   Среди кустарников наиболее встречаются шиповник,   боярышник, золотистая смородина. В лесах после обильных дождей, встречаются грибы.

Здесь  обитают представителями животных пустыни - пауки, змеи, ящерицы. Среди животных есть зайцы, суслики, лисицы, волки, кабаны, лоси, косули, встречаются одичавшие лошади - табуны диких мустангов. Независимо от того, что в этих местах проживают люди и от них исходит опасность, мустанги чувствуют себя тут, как дома.

Довольно разнообразны птицы, среди них встречаются фазаны, белохвостные орланы.  В многочисленных лиманах и озерах прекрасно себя чувствуют разные водоплавающие птицы.  Что это за птица?

Дети: Лебедь.

Воспитатель: А что интересного вы знаете о лебедях?

Дети: Лебедь – это символ красоты и верности. Они живут парами. Если один из лебедей погибает, то второй тоже умирает от тоски. Лебедь очень сильная птица. Защищая свое гнездо, ударом крыла он может убить лисицу или даже охотничью собаку.

Воспитатель: Посмотрите, это гнездо. Яйцо разбито. В нем сидел птенец, подрос и разбил яйцо, чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо.  

Проводится дидактическая игра «Колумбово яйцо»

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы с вами очутились в природном парке «Щербаковский». Парк расположен в северной части нашей области. Он уникален тем, что здесь тесно переплелись самые разные природные зоны: и степи, и лесостепи, и пустыни, и полупустыни. Все это отразилось на многообразии растений и животных.

 В долине реки Щербаковки  произрастает около 500 видов растений. Многие из них редкие. Здесь можно наблюдать редкого полоза-желтобрюха, орла-могильника, большого подорлика и других. В лесах встречаются лось и олень европейский, косули и кабаны. Поражает своей красотой «Стена слёз»

Проводится дидактическое упражнение «Чей голос?»

(В разных местах комнаты размещаются изображения птиц. Воспроизводится аудиозапись голоса одной из птиц, а дети должны найти глазами соответствующую картинку, а затем подойти к ней).

Воспитатель: Мы снова продолжаем путешествие и  находимся в природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», который  расположен   на территории Среднеахтубинского, Ленинского и Светлоярского районов. Уникальная ценность поймы — сочетание водно-болотных угодий с   дубравами (места гнездования и отдыха птиц, гнездовья орлана-белохвоста, заливные луга, нерестилища, плодородные пойменные земли, места обитания реликтовых растений – папоротников). С одной стороны Волго-Ахтубинскую пойму ограничивает река Волга, с другой — Ахтуба. Пойма тянется полосой шириной в несколько десятков километров, со всех сторон она окружена степями. Ежегодно здесь наблюдается сильное половодье. Что такое половодье?

Дети: Разлив воды.

Воспитатель: Произрастают в пойме лекарственные растения — боярышник сомнительныйсмородина золотистаяшиповник иглистыйвалериана лекарственная, солодка голаяпустырник,  жимолость съедобнаялох узколистныйоблепиха крушиновиднаяалтей лекарственныйромашка аптечнаявасилек малыйгорец перечный.

Проводится игра «Узнай лекарственное растение по запаху»

Воспитатель: В пределах поймы зарегистрировано более 200 видов птиц. Каждый 6-й вид водно-болотных птиц считается «краснокнижным», причем 4 вида глобально редких.

Проводится игра «Найди птицу»

(Дети на карточке должны найти среди птиц «краснокнижную», обвести её, назвать)

Воспитатель: Земноводные представлены 4 видами: озерная лягушкакраснобрюхая жерлянкачесночницазеленая жаба. Из рептилий встречаются: болотная черепаха, обыкновенный и водяной ужипрыткая ящерицаузорчатый полоз.

На территории парка были обнаружены более 200 видов разнообразных грибов, некоторые из них занесены в Красную книгу.

В парке «Волго-Ахтубинская пойма» охране подлежат занесенные в Красную книгу редкие и исчезающие виды растений — марсилия четырехлисточковаятюльпан Биберштейнакувшинка чистобелаяосока омская, сальвиния плавающаястрелолист. Здесь обнаружено озеро лотосов, красивейшего цветка.

Ребенок: (читает стихотворение)

                        В  Волго-Ахтубинской пойме– чудо красоты
                       Словно звезды в небе – на реке цветы.
                       Водяными розами лотосы цветут.
                       Вслед за солнцем бронзовым – медленно плывут.
                       В розовых  коронах – золотой венец.
                       Черные орешки спрятаны в «ларец».
                       На зеленых листьях – восковой налет.
                       Серебристой ртутью в них вода течет.

Воспитатель: Да, действительно, лотос прекрасное растение. Его родина Индия.  Лотос имеет множество полезных свойств. Считается, что он снимает усталость, улучшает работу сердца; человек становится бодрым, жизнерадостным. Лотос цветет всего 3-4 дня, затем лепестки его опадают, и образуется коробочка, в которой находятся семена. В Китае, Японии, Вьетнаме из семян лотоса делают масло, из листьев вкусные салаты, а из корневищ варят суп.  

Игра с прищепками «Лотос»

(На обрезанное дно от пластиковых бутылок дети прикрепляют прищепки-лепестки кувшинок)

 

Воспитатель: Наше путешествие продолжается по природному парку «Эльтонский», который расположен на территории Палласовского района. Наиболее известными его объектами озеро Эльтон и гора Улаган.    Озеро Эльтон – одно из уникальных озер не только в России, но и в Европе. Озеро богато запасами соли и лечебной грязи.

Гора Улаган – это растущий соляной купол, который ежегодно прибавляет в своем росте по нескольку миллиметров.   В переводе с тюркского языка  название горы звучит так: «Гора с пологими склонами».   А с её верхушки открывается потрясающий вид на Эльтон и территорию природного парка «Эльтонский».

Мы сегодня не скучали, в заповеднике гуляли,
Травку трогали руками, любовались облаками.
 Нам деревья песни пели,  на ветру листвой шумели.
 Птицы часто подлетали, все кружились, ворковали.
 Рыба в озере играла, молча хвостиком виляла.
На прогулке мы с утра, возвращаться нам пора.

(Дети заходят на «пароход». Музыка заканчивается, дети сходят с «парохода»)

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по заповедникам Волгоградской области. Это наше богатство, наша гордость. Я надеюсь, что вы узнали  сегодня много  интересного. В нашей стране принят Государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства нашей Родины, чтобы она служила людям и украшала их жизнь. А как мы можем помочь в охране и защите окружающей нас природы?

Дети: Не рвать растения. Не ломать ветки деревьев. Не разорять птичьих гнезд. Не ловить насекомых.

Воспитатель: А что для этого нужно делать?        

Дети: Сажать деревья. Подкармливать животных. Развешивать кормушки. Выращивать цветы, специально для букетов.

Воспитатель: Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережёт её.

                      Давайте, дошколята, природу охранять!

                      О ней ни на минуту не надо забывать,

                      Ведь цветы, леса, поля и речки,

                      Это всё для нас навечно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной  группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"...

Программа по экологии для подготовительной группы детского сада.

В данной программе отображены способы взаимодействия с детьми, в ходе которого каждый ребёнок ближе знакомиться с окружающей средой и начинает бережно относиться к миру вокруг....

Презентация к занятию по экологии в подготовительной группе детского сада " Сохраним лес"

Россия-самая богатая лесами страна мира.Однако из-за потребительского отношения людей к природным ресурсам своей страны, за последние 100 лет ее ресурсы сильно истощились.Что же вредит лесам и как их ...

НОД «Как мамонтенок маму искал» по экологии в подготовительной группе детского сада.

НОД «Как мамонтенок маму искал» по экологии в подготовительной группе детского сада.Составила Низамова Елена Андреевна.  Цель: Продолжить знакомить детей с животным миром.Задачи:1. Об...

Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Откуда хлеб пришел к нам?»

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью.Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия ...

Конспекта занятия по экологии в подготовительной группе детского сада «Станем друзьями нашей природы!»В

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром,с объектами живой и неживой природы.Дети в наше время должны любить нашу планету,тот ее уголок,где м...

Познавательно-исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе детского сада

Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет...