Программа по экологии для подготовительной группы детского сада.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Белякова Ида Леонтьевна

В данной программе отображены способы взаимодействия с детьми, в ходе которого каждый ребёнок ближе знакомиться с окружающей средой и начинает бережно относиться к миру вокруг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Детский сад сегодня - это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач, поставленных данной программой дополнительного образования по экологии - это организация экспериментальной деятельности.

Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные законы подразумевают создание непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру и к себе.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Данная программа «Зеленый патруль» строиться на принципе личностноориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности обучающихся. Дополнительное образование по экологии с элементами экспериментирования нацелено на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Программа рассчитана на подготовительную группу, для обучающихся 6 – 7 лет.

Актуальность.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает детей, делает их более чуткими, служит развитию эстетического чувства, эмпатии, сенсорных процессов. Умение видеть и слышать природу, понимать её законы вызывает у детей интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, интересов, происходит речевое развитие.

Написание данной программы «Зеленый патруль» обусловлено пониманием педагогами значимости задачи поставленной в этой программе дополнительного образования. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе и к окружающему миру в целом, посредствам не только знакомства с экологией, как с наукой, но и практической экспериментальной деятельности.

Организованная образовательная деятельность по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

«Детское экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и выступает как основной мотив деятельности.

Главный метод детского экспериментирования – проблемное обучение – способствует созданию положительного эмоционального тонуса на организационной образовательной деятельности: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок. Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить обучающегося, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблемы. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение, так как делает реальной цель современного образования – развитие личности.

Целесообразность.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:

- первое – это внесение в банк памяти обучающихся сведений о живой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с другом и тд.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинноследственные связи, существующие в природе;

- второе - запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:

- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научость)

- формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, экскурсии)

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)

- средствах обучения (дидактический материал – альбомы «Времена года», «Дикие и домашние животные», «природа родного края», аудиозвуки «Голоса птиц», презентации и т.д.).

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами, а также создание экологических образовательных центров (живых уголков, модельных и искусственных экосистем), организация экологического просвещения родителей. Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения – путем экспериментальной деятельности.

Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы.

Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников происходит не только на НОД по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни.

Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.

Особое место в данной программе отводится проектной деятельности. В наше время технического прогресса информационный поток, выливающийся на наших детей так велик, что перед педагогами встаёт проблема недостатка практического применения полученных знаний.

А всё, чем человек не пользуется, не пропускает через себя, быстро забывается и не приносит никакой практической пользы. Задача всех дошкольных образовательных организаций – это подготовка детей к школе. Но кроме теоретической базы, необходимо заложить в ребёнка и хорошую психологическую, нравственную основу. Без участия и поддержки семьи это трудно осуществить, поэтому большая роль в данной программе отводится совместной детскородительской деятельности. Открытые занятия, акции, совместное проектирование детей и родителей, презентации решают не только учебные, образовательные и воспитательные задачи, но и помогает справиться с дефицитом общения, внимания между ребёнком и взрослым.

С уверенностью можно сказать, что, создавая проект вместе, дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу. Родители ненадолго возвращаются в детство и окунаются в мир сказки, чуда и волшебства. А их дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

В течение всего процесса обучения запланированы экологические проекты по исследовательской деятельности путем экспериментирования, где родители и дети работают вместе:

1. Познавательно-исследовательский проект «Волшебная водичка».

2. Экспериментально-исследовательский проект «Эксперимент дома…».

Исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем».

3. Экспериментально-исследовательский проект «Мельница».

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Продолжительность образовательного процесса, предусмотренного программой дополнительного образования, составляет один учебный год и охватывает детей подготовительной группы.

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад.

- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.

- Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Уголок природы», календарь природы, модель календаря природы, уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки, природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины).

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Под целью экологического образования дошкольников мы понимает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование у него экологической культуры, которые проявляются в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в естественном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных нравственных норм, в системе ценностных ориентации.

Для реализации поставленной цели были разработаны следующие задачи:

1. Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность детей по организации экспериментальной деятельности в ДОО;

2. Показать исследование современных форм и методов воспитания о обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей;

3. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

4. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

5. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

6. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; воспитание правильного поведения в природе;

7. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончанию учебного года ребенок:

Проявляет интерес к ярким явлениям природы;

1. Имеет обобщённые представления о животных (кошки, собаки, жуки, бабочки и т.д.),о растениях (деревья, кустарники, цветы и т.д.), о сезонных явлениях;

2. Умеет устанавливать простейшие причинно – следственные связи (деревянная палочка в воде плавает – она лёгкая, гвоздь тонет – тяжёлый и т.д.);

3. Бережно относится к природе, владеет основными нормами поведения в ней (любоваться цветами, но не рвать, наблюдать за насекомыми, но не причинять зла и т.д.);

4. Умеет самостоятельно ухаживать за растениями и животными, проявляет ответственность и заботу о них.

5. Стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;

6. Задаёт взрослым вопросы о непонятном или интересном из области природных объектов и явлений;

7. Обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении, стремится их устранить, умеет это делать грамотно и ответственно.

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д. Разработаны диагностические таблицы на начало и конец года, тесты, задания, самостоятельное экспериментирование по алгоритму, тест для нахождения одаренных детей по экологическому развитию, анкеты для родителей. (Приложение № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) Итог реализации дополнительной образовательной программы.

Итогом реализации программы «Зеленый патруль» могут служить выставки детского творчества в детском саду, итоговая открытая организованная образовательная деятельность, детско-родительские проекты, фотовыставка, экологические акции, презентация кружка «Зеленый патруль».

Методическое обеспечение.

1.Физкультминутки (см. Приложение 8)

2. Конспекты НОД (см. Приложение 9)

3. Экологические викторины (см. Приложение 10)

4. Дидактические игры (см. Приложение 11)

5. Компьютерные презентации на темы: «Живая и не живая природа», «Вода», «Воздух», «Времена года», «Волшебный песок», «Облака», «Почва», «Гроза», «Дикие и домашние животные» и др.

6. Фильмотека.

7. Фонотека (звуки природы, шум воды, звук грозы, пение птиц, звуки насекомых и животных, водопад и др)

8. Консультации для родителей (Приложение 12)

Список литературы.

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва, Просвещение, 1998.

2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия развития, 1997.

3. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 2001 №2, стр.34.

4. Валова З.Г., Моисеенко Ю..Е. Ребенок среди природы. Миснк, Полымя, 1995.

5. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Просвещение, 2001.

6. Николаева С.Н. Создание условия для экологического воспитания детей. Москва, Новая школа, 1993.

7. Козлова С.А. Мой мир. Москва. Линка- Пресс, 2000.

8. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

10. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

11. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников.

– СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.

12 Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.

13. «Мир природы и ребенок» Л. М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Санкт Петербург, 1998 г.

14. «Мы» Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования детей». СанктПетербург, 2000 г.

15. Куликовская И. Э.,Совгир Н. Н.Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.— М.: Педагогическое общество России,2003.

16. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н.Прохоровой.— М.:АРКТИ,2008.

17. Тугушева Г. П.,Чистякова А. Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста:Методическое пособие.— СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007.

Диагностика проводилась с группой детей из 10 человек (подготовительная группа) Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.) Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать?

(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Анализ ответов Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Приложение №4 Диагностика знаний растительного мира.

Цель:выяснить знания детей о растительном мире, знают ли названия овощей и фруктов, могут ли показать части растения, отличают дерево от кустарника, цветок от травы.

Материал: картинки с изображением разных растений (дерево, куст, цветок, трава). Фруктов, овощей (апельсин, яблоко, грушу, картофель, капуста, морковь, огурец).

Задания: 1. Что это на картинке (дерево, куст, цветок)?

2. Покажи на картинке овощи (помидор, огурец, морковь, капуста, картофель).

3. Покажи на картинке фрукты (апельсин, яблоко, грушу, виноград).

4. Разложи в разные стороны яблоко, грушу (фрукты) и картофель, капусту (овощи).

5. Покажи на картинке части растения (лист, цветок, стебель).

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Малышу показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов Средний уровень – 8 – 10 баллов Низкий уровень – 3 – 5 баллов Приложение №5 Диагностика знаний животного мира.

Цель: выяснить знания детей о животном мире. Знают ли названия диких и домашних животных и птиц. Имеют ли представление об их образе жизни, питании и способе передвижения.

Материал: картинки животных (заяц, лиса, волк, медведь, собака, кошка, корова, лошадь).

Картинки птиц (голубь, ворона, курица, утка).

Задания: 1. Кто изображён на картинке (животное, птица, рыба).

2. Найди на картинке кошку и покажи её части тела (хвост, лапы, голову, уши, глаза, нос).

3. Найди картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, медведь).

4. Найди картинки с изображением птиц (голубь, ворона, воро курица, утка).

5. Покажи на картинке домашних животных (корова, собака, кошка,лошадь, овца, свинья, баран).

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки с изображением разных животных.

Ребёнок должен правильно назвать и показать называемых животных.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может назвать и показать предметы нарисованные на картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов Средний уровень – 8 – 10 баллов Низкий уровень – 3 – 5 баллов Приложение №6 Методика определения уровня достижения планируемых результатов образовательного компонента детьми подготовительной группы

Неживая природа.

1.Выявить знания о неживой природе.

2.Что относится к явлениям неживой природы.

Выявить знания о трех агрегатных состояниях веществ (газообразное, жидкое, твердое)

3. Знают ли дети свойства и качества жидких, твердых и газообразных веществ?

4. Методика диагностики.

1. Рассматривание картинок и беседа по ним.

Какие явления неживой природы вы знаете?

Как образуется снег, дождь, град, роса и т.п.

2. Провести опыты на замораживание, жидкости и газообразного состояние веществ и условия, необходимые для этого перехода (температура).

Придумывание и зарисовка схем и моделей по ТРИЗу по трем агрегатным состоянием веществ. игра «Жидкое, твердое, газообразное Воздух

1. Знают ли дети, что такое воздух?

2. Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни человека? (Воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас; когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать.)

3. Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? (колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, аквариум, лужа и т.п.)

4. Знают ли дети, что такое ветер? (Это движение воздуха.)

5. Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т.д.)

6. Знают ли дети, чем мы его слышим?

7. Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т.д.)

8. Знают ли дети, как ветер помогает нам? (надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.)

9. Знают ли дети, как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница.)

10. Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего (летнего, осеннего) ?

11. Умеют ли дети обнаруживать ветер?

12. Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? (Сильный ветер.)

13. Выяснить роль ветра в жизни растений.

14. Знают ли дети летающих животных?

Методика диагностики Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома – природы и обычного дома. (Программа Н.Рыжовой «Наш дом-природа», блок «Я и природа».) Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают.) Обратить внимание: на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяются с помощью опытнической работы (опыт с пустым стаканом, воздушным шариком – программа Н.Рыжовой, блок «Воздух»). Организовать игру «Раздувайся, пузырь». Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно к теплой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форточку: видно движение воздуха – это ветер. Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть, чтобы получился звук, - значит мы можем «услышать» воздух.

А чем мы слышим? Воспитатель дает задание – закрыть глаза. Есть ли звуки вокруг? Закроем уши. Что изменилось? Рассмотреть фотографии животных с разными ушами. Заяц легко поворачивает уши в разные стороны, звери с большими ушами ловят больше звуков, для них это важно, их так и называют – ушастый еж, ушастая лисица. Уши нам очень нужны, они помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире. Предложить детям рассмотреть карточки «Листья деревьев с летающими семенами» (береза, липа, клен, ветка сосны, тополь, ясень) для выяснения роли ветра в жизни растений. Предложить иллюстрации с летающими животными. Почему не летают пингвины, страусы?

Организовать игру «Угадай, кто я!» или игру-превращение. Что загрязняет воздух? Картинки с деревьями. Как деревья помогают очищать воздух.

Вода.

Знают ли дети, что такое вода? (жидкость.)

1. Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране.)

2. Знают ли дети, для чего мы ее используем?

3. Всегда ли она одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)

4. Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу).

5. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.)

6. Знают ли дети, что растет в воде?

7. Знают ли дети, кто живет в воде?

8. Кому нужна вода?

9. Знают ли дети, почему воду надо беречь?

Методика диагностики

Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода, белые – льды, снега); стаканчики с водой и молоком; ложечка (прозрачность);

соломинки для коктейлей (вкус); сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие – нет);

кусочки льда, термос с горячей водой (пар).

Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений – что растет в воде.

Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.

Организовать подвижные игры «Мы – большие киты, мы – лягушки, мы – рыбки, мы – раки, мы – улитки, мы – чайки» (Н.Рыжова, блок «Волшебница вода».) Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему? (Чем меньше мы будем мы будем тратить воду, тем больше ее останется в реках и озерах.) прочитать детям стихотворение Б.Заходера «Течет река…» (Н.Рыжова, блок «Волшебница – вода».) Солнце Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда.)

 1. Знают ли планеты Солнечной системы?

2. Знают ли дети, что солнце – источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи.)

 3. Знают ли особенности радуги?

4. Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?

5. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные.)

6. Знают ли дети, что солнце – источник тепла?

        7. Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?

8. Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?

9. Знают ли о роли солнца в жизни человека?

Методика диагностики Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игру «День – ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары.

Камни, песок и глина

1. Знают ли дети, свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)

2. Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)

3. Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?

4. Знают ли дети, какие бывают камни7 (твердые, не рассыпаются, разные.)

5. Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

6. Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам?

Методика диагностики Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах.

Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва. Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)

 1.Знают ли обитателей почвы (на примере дождевого червя)?

2. Какова их роль в формировании почвы?

3. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

4. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

5. Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за 6.

комнатными растениями)?

7. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики Беседа с использованием пособия Н.Рыжовой «Невидимые ниточки природы»; комплект «Одуванчик»; картины о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдения в живом уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Приложение №7

Солнце

1. Выявить знания детей о планетах Солнечной системы. Называют ли искусственные и естественные спутники Земли.

2. Знают ли дети, что солнце- источник света и тепла?

3. Знают ли дети светолюбивые и тенелюбивые растения?

4. Выявить знания о небесных телах (метеоритах, кометах)

5. Имеют ли дети представления о солнечном и лунном затмении?

Методика диагностики.

Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы.

Найти в зимнем саду и показать светолюбивые и тенелюбивые растения.

Природные ископаемые

1. Выявить знания детей о природных ископаемых Ямала и их свойствах (газе, нефти, торфа)

2. Знают ли дети что такое природные камни? (драгоценнее и полудрагоценные камни и их свойства)

3. Знают ли дети, как используется глина, песок в быту?

Методика диагностики Рассмотреть коллекцию полезных ископаемых, провести опыты на свойство нефти (запах, прозрачность, масленность, цвет, текучесть); торфа (легкость, очищает воду, имеет воздух – плавучесть).

Рассмотреть полудрагоценные и драгоценные камни, назвать отличительные признаки, как используются людьми.

Воздух

1. Можно ли увидеть воздух, назвать его свойства и роль в жизни человека и его значений для всего живого? (воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, вокруг нас; когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать).

2. Выявить знания детей о ветер, и чем ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает крыши с домов)

3. Выявить знания детей о разрушительной силе ветра? (ураган, буря, смерч)

4. Выяснить роль ветра в жизни растений.

5. Знают ли дети летающих животных?

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО «АПТЕКА АЙБОЛИТА»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях.

Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

«ЗООЛОГИЧЕСКИЙ СТАДИОН»

Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один — скворец, две — ласточки, 3 — пчела, 4 — муравей, 5 — медведь, 6 — белка. На отдельных карточках — иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.

Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый — назвать животное, второй — определить корм для данного животного, третий — назвать его убежище в природе.

«ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ»

Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе.

Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него).

Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.

«ПРОГУЛКА В ЛЕС»

Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.

На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу.

За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.

«ЛЕСНИК»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада "В гости к гному Эконому и фее Экологии"

Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление, пробуждать здоровый интерес к деньгам; познакомить с элементарными экономическими понятиями: «экономика», «накопление», «товар»,...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе детского сада на тему "Путешествие по природным паркам Волгоградской области"

Дети познакомятся  с понятием «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей; с географической картой Волгоградской  области, с местоположением заповедников и национальных п...

Презентация к занятию по экологии в подготовительной группе детского сада " Сохраним лес"

Россия-самая богатая лесами страна мира.Однако из-за потребительского отношения людей к природным ресурсам своей страны, за последние 100 лет ее ресурсы сильно истощились.Что же вредит лесам и как их ...

НОД «Как мамонтенок маму искал» по экологии в подготовительной группе детского сада.

НОД «Как мамонтенок маму искал» по экологии в подготовительной группе детского сада.Составила Низамова Елена Андреевна.  Цель: Продолжить знакомить детей с животным миром.Задачи:1. Об...

Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Откуда хлеб пришел к нам?»

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью.Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия ...

Конспекта занятия по экологии в подготовительной группе детского сада «Станем друзьями нашей природы!»В

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром,с объектами живой и неживой природы.Дети в наше время должны любить нашу планету,тот ее уголок,где м...

Познавательно-исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе детского сада

Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет...