Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Извержение вулкана»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Романова Светлана Сергеевна

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские умения, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоения нового. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

дошкольная ступень №1

Конспект организации

познавательно-исследовательской деятельности

 с детьми старшего дошкольного возраста

на тему: «Извержение вулкана»

Подготовила: Романова С.С.

воспитатель

Излучинск 2017 г.

Тема: «Извержение вулкана»

Цель: сформировать у детей первоначальные представления о вулканах.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с природным явлением – извержение вулкана, его причиной;
  • расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы;
  • развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.

Словарь: вулкан, жерло, кратер, лава.

Развивающие:

  • развивать любознательность, познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта, самостоятельность, инициативность;
  • развивать умение последовательно вести работу.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к неживой природе;
  • воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, целеустремленность и самостоятельность;
  • формировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: изготовление макета вулкана; изучение познавательной литературы, чтение детской энциклопедии «Все обо всем» И.О. Перфильев; беседы по теме «Горы», рассматривание иллюстраций по теме «Вулканы и горы», просмотр мультипликационного фильма «Вулканы и гейзеры».

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Горы и вулканы», макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота).

Ход познавательно-исследовательской деятельности.

- Ребята, посмотрите, что это? (рюкзак)

- Куда с ним можно пойти? (в поход, отправиться в путешествие).

(Детям предлагаются картинки с изображением леса, моря и гор)

- А где вы ни разу не были, но очень хотели бы побывать? (в горах).

- Хорошо, отправляемся в горы. В рюкзак нужно положить необходимую нам одежду (дети перечисляют: куртку, свитер, теплые брюки, шапку и т.д.).

- Нужна удобная обувь (кроссовки, кеды, ботинки); продукты питания (хлеб, вода, консервы, фрукты, овощи и т.д.).

- Ребята, а что нам еще может понадобиться, вдруг нам придется ночевать в горах? (палатка, компас, котелок и т.д.).

- Ну что сборы закончены, пора отправляться. Пошли!

Физкультминутка.

Мы готовы для похода.

Поднимаем выше ноги.

По дороге мы идем.

Не  спешим, не отстаем.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Вот куда-то мы  забрались

Где мы с вами оказались?

 (На слайде изображения гор).

- Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы? (Горы - это неровные, высокие участки земной поверхности).          

- Что есть у горы? (Подножие, склоны, вершина). Какие бывают вершины? (Острые, куполообразные).

  - Ребята, а что это  на вершинах гор? (Это снег). А почему там снег, ведь сейчас лето, да и у подножия горы нет снега? (Потому что наверху очень холодно).

- Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно.

- Посмотрите все горы очень разные: одни - высокие, другие - низкие, у одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные (рассматривают изображение гор на слайде). Это необычные горы, они возникают  в результате загадочного грозного  явления природы.

- Что это за горы, мы узнаем, отгадав загадку:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан).

- Ребята, а кто-то знает, что такое - вулкан? (Ответы детей).

- Я предлагаю продолжить наше путешествие, отправится  в гости к Хозяйке Медной горы, и все у неё узнать.

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело  мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть раз, два, три.

(На слайде появляется Хозяйка Медной горы)

- Хозяйка Медной горы. Кто вы такие, зачем ко мне пожаловали? (ответы детей).

- Здравствуй Хозяйка Медной горы. Мы с ребятами хотели узнать, что такое вулканы, почему они так называются и как они образовались.

- Хозяйка Медной горы (голос из презентации).

Хорошо,  я вам расскажу. В древности люди не знали, что такое вулканы и придумали одну легенду: «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

- Хозяйка Медной горы (голос).

Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами. Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки (слайд). Иногда,  вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение (слайд). При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой (слайд). Извержение представляет собой череду сильных и слабых взрывов и излияний лавы - смеси расплавленных горных пород (слайд).  Лава течет вниз по склону и вытекает очень - очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. На воздухе лава остывает и превращается в камни (слайд).

Вулканы бывают действующие, потухшие, уснувшие.

Действующие вулканы, - те которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар (слайд).  Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

- Спасибо тебе Хозяйка Медной горы.

- Ребята, а как вы думаете, опасно ли жить у подножия вулкана? Почему?

- Вулканы не только мешают, но и помогают людям. Люди используют вулканические камни для строительства, а вулканический пепел как хорошее удобрение.

- Ребята, давайте посмотрим, как происходит извержение вулкана. Когда вулкан просыпается, он звучит. Звуки слышны очень далеко (показ мультимедийной презентации).

- Мы с вами увидели, как происходит извержение вулкана в природе. А сейчас я предлагаю отправиться назад, в нашу исследовательскую лабораторию и попробуем  разбудить наш уснувший вулкан (возвращаются).

- Давайте, подойдем к нашему вулкану  и вспомним,  из каких частей он состоит? (Подножие, вершина, склон).

- Какую форму имеет  вулкан? (Конус, пирамида).

- А теперь давайте рассмотрим вершину вулкана. Посмотрите, на что она похожа? (На воронку, на большую чашу, яму).

- Как называется эта вершина? (Кратер)

- Кратер вулкана это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато – оранжевая дыра – жерло, уходящая глубоко в землю.

- Как называется огненная жидкость, которая вытекает из кратера вулкана? (лава).

- Что остается,  после извержения вулкана? (камни, пепел и т.д.).

- Молодцы, а теперь чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасности (вспомним символы безопасного поведения детей при проведении опыта: ничего не брать в рот, осторожно насыпать порошок, лавы не трогать, использовать салфетку).

- Готовы? Приступаем.

Опыт «Извержение вулкана»

- Хозяйка Медной горы дала нам с вами формулу приготовления лавы (смотрят алгоритм приготовления лавы, выполняют совместно с педагогом) Давайте вставим в середину конуса пластиковую баночку, насыпаем 2 чайные  ложки соды. В колбу наливаем пол стакана воды, добавляем пол чайной ложки гуаши красного цвета, тщательно перемешиваем до однородного состояния. В полученную окрашенную воду добавляем 5 капель жидкого моющего средства и перемешиваем. В получившуюся смесь добавляем 2 столовые ложки лимонной кислоты, перемешиваем. Получившуюся смесь выливаем в наш вулкан.

Результат: в результате реакции соды с лимонной кислотой и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета, происходит химическая реакция.

- Ребята, что мы увидели в результате опыта? (Мы видели извержение вулкана).

- Мы с вами самостоятельно создали природное явление – извержение вулкана. Как вы думаете, где нужно находиться, когда вулкан просыпается? (При извержении вулкана надо быстрее покинуть это место, потому что близко находится очень опасно, можно пострадать).

- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Что мы узнали? Напомните мне все компоненты, которые мы использовали, чтобы наш вулкан проснулся. Вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".

Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Секреты личной гигиены»

Материал составлен в виде краткого конспекта  с иллюстративным материалом -слайдами /в реальности-настраиваемая динамичная презентация/ и представляет собой, небольшое "путешествие", по закреплен...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Истории о символах»

Цель занятия:Формировать патриотические чувства. Познакомить детей с картой России.Знакомство с государственной символикой герб, флаг, гимн.Развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. У...

Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории  Приангарья –  русских, эвенках, бурятах.Задачи:-Продолжать знакомить с их историей и культурой –...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Прогулка в зоопарк »

Образовательные – Продолжать формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства – мимику, пантомимику, речевую мимику. Закреплять ум...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".

На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...

Конспект проведения НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой любимый город»

Очень важно с детства воспитывать у ребенка любовь к родине. А начинать нужно с воспитания любви к родному краю, к малой Родине. Для реализации поставленных задач разработаны занятия по знакомству дет...