Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности. исследовательской активности.Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_eksperement.odt18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе с ЗПР    «Удивительные свойства воздуха»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах  воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе эксперементирования.

Задачи:

«Познание»

  1. Способствовать обогащению знаний детей о свойствах воздуха
  2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека
  3. Развивать сообразительность, внимание, любознательность
  4. Развивать способности делать выводы на основе элементарного эксперементирования

«Коммуникация»

  1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми
  2. Активизировать речевую деятельность
  3. Закреплять и расширять словарный запас детей: прозрачный, невидимый, загрязнённый

«Социализация»

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
  2. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу

«Безопасность»

  1. Закреплять правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

Методы и приёмы:

  1. Наглядные:  Иллюстрации
  2. Словесные: Художественное слово, вопросы, отгадывание загадки
  3. Практические: Исследование предметов

Формы: НОД, физминутка, дыхательная гимнастика

Предварительная работа:

Чтение познавательной  и художественной литературы, отгадывание загадок

Беседа о роли воздуха в жизни людей, растений, животных

Изготовление поделок для игр с ветром  и определения направления

Оборудование: стаканчики с водой по кол-ву детей, коктейльные трубочки по кол-ву

                           детей, воздушные шарики, прозрачный стакан, ёмкость с подкрашен-      

                           ной водой, полиэтиленовые пакетики по кол-ву детей, шарики для

                           настольного тенниса, пластик. бутылочка,

                            картинки с загрязнением окружающей среды,сигнальные карточки красного и зелёного цвета по кол-ву детей, салфетки(бум.)эмблемки (окруж. среда)

 Ход  НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся

  • С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречайте!

День хороший начинайте!

              Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Вот так, с хорошим настроением, мы можем с вами отправиться в необыкновенное, удивительное путешествие, в «страну Знаний»

  • По ровненькой дорожке шагают наши ножки, Раз, два, раз, два

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай,

И немного поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай

Свою спинку выпрямляй,

И попрыгай по дорожке,

Хороши пружинки-ножки.

Дальше веселей шагай,

Маршируй, не отставай!

  • Мы с вами пришли к месту назначения, (дети садятся за столы),что мы здесь видим? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы пришли с страну знаний и попали в научную лабораторию. Как вы думаете, чем занимаются в лаборатории? (Ответы детей)

 Сегодня  мы будем эксперементировать, проводить различные опыты. В нашей лаборатории есть всё необходимое для нашей работы, но прежде чем мы начнём проводить опыты, мы должны  вспомнить  очень важные правила :

ПРАВИЛО №1 На столах ничего не трогать без разрешения взрослого

ПРАВИЛО №2 Соблюдать тишину, не мешать работать другим

ПРАВИЛО №3 Содержимое сосудов не пробовать на вкус

ПРАВИЛО № 4 Бережно обращаться с оборудованием, поработал-убери на место

ПРАВИЛО № 5 Помните, некоторые опыты  можно проводить только под контролем взрослого, т. к. это может быть опасно для детей(ожоги, царапины и т. д.)

Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете отгадав загадку:

  • Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но, всё же

Без него мы жить не можем (воздух)    (Ответы детей)

  • Правильно, воздух. Что такое воздух? Воздух-это смесь газов, который заполняет собой всё пространство. Воздух есть повсюду, он как воздушный океан окружает планету Земля. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в воздушном океане и если бы его небыло, то не было бы жизни на земле. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей)
  • В воздухе есть кислород, который нам дают растения(для этого мы должны беречь природу
  • Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? (Ответы детей)
  • Давайте это проверим...Закройте рот и зажмите нос..Что происходит?(Ответы)
  • Значит для чего нужен воздух? (Ответы детей)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА:

  • «Насос»(руки вверх, наклон вниз с-с-с-);

Мы вздохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко(медленный вдох-выдох)

Подыши одной ноздрёй, (другой)

И к тебе придёт покой

  • Мы так много говорим о воздухе... Ребята, а воздух, кто нибудь видел?(Ответы)

ОПЫТ № 1»Как можно увидеть воздух?»

  • Если воздух находится вокруг нас,я предлагаю вам поймать воздух! Согласны?

ОПЫТ №2

  •  - Берите пакетики и делайте как я(Дети «ловят» воздух пакетом, закручивают пакет)

Воспитатель: Что произошло с пакетами (надулись)

-Что в них находится? (воздух)

  • А знаете ли вы, в каких ещё предметах может быть заперт воздух?(в возд.шариках, надувной круг, нарукавники, надувная игрушка, в мяче, колесе)

Мы сейчас проверим, действительно ли мы поймали воздух?

(Предлагается проколоть аккуратно шпажкой мешочек; поднесите к лицо и немного нажмите на пакет -что вы ощущаете?) (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ветерок. Ветер -это и есть движение воздуха, чтобы  почувствовать воздух, надо привести его в движение

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в человеке?(Ответы детей)

ОПЫТ № 3 «Воздух в человеке»

(Стаканчики с кипячёной водой и трубочки....Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит? (выходят пузырьки)

_Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

-Чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки...

  • Вот мы и узнали ещё один секрет воздуха

Воспитатель: Ребята, а как  вы думаете, воздуху ,бывает жарко? (Ответы)

(Напомнить  детям о правилах безопасности при проведении данных опытов)

ОПЫТ № 4 (Воздух при нагревании расширяется)

(История о «заболевшем шарике»)

ОПЫТ № 5 «Как надуть шарик по -другому?»

И последний в нашей лаборатории опыт

ОПЫТ № 6 «Как можно увидеть загрязнение  воздуха?»

Воспитатель: А теперь мы немного отдохнём...

ФИЗМИНУТКА:

      Ветер дует нам в лицо       -  (машут руками на лицо)

Закачалось деревце                  - (руки вверх, раскачивание)

Ветер, тише, тише, тише          - (приседают)

Деревце  всё выше, выше, выше   - (поднимаются)

Ветер веет над полями                   - (покружились)

И качается трава                             - (раскачивание рук внизу)

Облако плывёт над нами               -(руки вверх)

Словно белая гора                          -(показ горы)

Мы взбираемся на холм                -(ходьба на месте)

Там немного отдохнём                  - (садятся за столы)

Воспитатель: У вас в руках 2 сигнальные карточки , какого цвета? (Ответы детей)

Мы сейчас подведём итог наших исследований  с помощью д/и:»Бывает-не бывает»

Правила такие: Я задаю вопрос о воздухе ,1-поднять зелёную карточку если ответ»Да»,         2 — поднять красную карточку, если ответ «Нет»

  • Воздух бывает невидимым?
  • Воздух бывает сердитый?
  • Воздух нужен чтобы дышать?
  • Воздух есть в человеке?
  • Воздух можно ощутить?
  • Воздух вкусный?
  • Воздуху бывает жарко?
  • Воздух бывает полосатый?
  • Воздух бывает грязный?

 -Что нужно делать, чтобы наша планета была чистой? (Ответы  детей по картинкам-символам)

Воспитатель:  Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить эмблемы .

Желаю вам продолжать эксперементировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»

разРазвивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"

Путем опытов закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружвющей жизни. Развивать любознательность....

Конспект опытнической деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект опытнической деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"...

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада....

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...