занятие по поисково - исследовательной деятельности подготовительная группа «Домик для трех поросят»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гаврикова Людмила Ивановна

Расширение представления у детей о свойствах природного материала, используемого для строительства домов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_poiskovo.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

занятие по поисково - исследовательной деятельности

подготовительная группа

«Домик для трех поросят»

Цель: Расширение представления у детей о свойствах природного материала, используемого для строительства домов.

 Задачи:

образовательные:

расширять представления о свойствах природного материала;  совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных и существительных), активизировать словарный запас детей словами обозначающие свойства природного материала;  формировать- умения соотносить образ нарисованных предметов с образами окружающего мира;

развивающие:

развивать диалогическую речь, артикуляционную и тонкую моторику, слуховое внимание;

развивать умение устанавливать ассоциативные связи между предметами из разных природных материалов и их свойствами;  развивать конструктивные навыки, используя природный материал;  формировать умение детей работать во взаимодействии: договариваться, организовывать коллективный труд.

-воспитывающие:

 вызывать у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала;  воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, ответственности. Материал или оборудование: изображения домиков из разных природных материалов, игрушки трёх поросят, (квиллинг), ёмкость с водой, природный материал (солома, камень, деревянные прутики), макеты для аппликации.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросёнка», обыгрывание сказки по ролям, рассматривание картинок с изображениями различных домов, опыты с воздухом, с водой, с ветром.

Словарная работа: каменный, соломенный, прочный, надежный, тяжелый, легкий. Методы и приемы: создание игровой ситуации; элементы экспериментирования.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

-А сейчас отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый...(дом)

(развитие слухового внимания и мимических функций детей) Звучит песня из м/ф «Три поросенка»

  • Ребята, а чья эта песенка? (песенка трёх поросят)
  • Вы помните, как их зовут? (Ниф - Ниф, Нуф - Нуф, Наф - Наф)  Педагог предлагает детям изобразить:
  • как поросята боялись волка;
  • злого волка;
  • добрых и смешных поросят.
  1. Мотивационно-ориентировочный этап

(привлечь внимание детей к проблемной ситуации)

  • Сегодня поросята приглашают вас в свою сказку, они просят, чтобы вы помогли им выбрать материал для постройки домиков.
  1. Поисковый этап.

(обогатить чувственный опыт, знакомить детей с различными материалами и их свойствами)

  • Ниф - Ниф приглашает вас посмотреть из какого материала будет его домик.

Дети подходят к месту, где обозначен домик. Педагог предлагает рассмотреть картинку, на которой нарисован домик из соломы).

  • Посмотрите, ребята, какой домик хочет себе построить Ниф - Ниф.

А как вы думаете, из чего он будет сделан? (Ответы детей. Педагог достает солому и демонстрирует её детям.)

  • Ребята, а как вы считаете, домик из соломы у Ниф - Нифа прочный, надежный? (Ответы детей)
  • Ниф - Ниф считает, что домик у него прочный. Вы хотите показать Ниф - Нифу, что домик у него ненадежный. (Педагог детям взять по соломинке. Дети держат их в руках).
  • Ребята, вам легко держать соломинку? Что вы можете сказать про нее, какая она? (Ответы детей)
  • Представьте, что подул ветерок. Что произойдет с соломинкой? (Она полетит, потому что она легкая. Дети дуют на соломинку)

ВОСПИТАТЕЛЬ: предлагает попробовать ее сломать. Что произошло с соломкой? (Дети ломают соломинку. Ответы детей).

  • Ребята, а если пойдет дождь, что может случиться с соломенным домиком Ниф-Нифа? (ответы детей).
  • Давайте проверим ваши предположения. Опыт с водой.

На пучок соломы педагог льет воду. Дети наблюдают, как вода протекает сквозь солому.

  • Ребята, если Ниф - Ниф построит домик из соломы, какой он у него будет? (непрочный, хрупкий, ненадежный, неудобный)

Педагог предлагает отправиться к Нуф - Нуфу посмотреть из чего он решил построить себе домик. (Дети проходят к месту, где обозначен домик Нуф - Нуфа. На столе лежит картинка домика из прутиков ).

  • Из какого материала хотел бы построить себе домик Нуф - Нуф? (Из веточек). (Педагог предлагает взять детям по веточки. Дети кладут веточку на ладошку.)
  • Как вы считаете веточки - надежный строительный материал? (Ответы детей)
  • Как мы можем это проверить? (Ответы детей)

Далее ход деятельности проводится по аналогии эксперименту с соломой. (Дети дуют на веточки, ломают их, поливают водой).

  • Ребята, если Нуф - Нуф построит домик из веточек, получится домик надежный? (Ответы детей)
  • Теперь, нас приглашает Наф - Наф на свою строительную площадку.
  • Ребята, из чего будет делать домик Наф - Наф? (Дети рассматривают картинку с изображением домика из камня. Педагог достает камни по количеству детей и раздает их детям).
  • Вспомните, ребята, какими были солома и веточки? (Ответы детей)
  • Как вы считаете, камень такой же, как соломинка или веточка? (Ответы детей о свойствах камня)
  • Как мы это можем проверить? (Дети пытаются сдуть камень с ладошки, сломать камень, поливают на него водой).
  • Посмотрите, какой крепкий, надежный камень! Его невозможно сдуть и сломать. Камень не пропускает воду.
  • Как вы считаете, ребята, чей домик оказался самый прочный, надежный, устойчивый? (Ответы детей)

. Практический этап

(развитие эстетического восприятия и художественно-творческих способностей у детей)

  • Поросята приглашаю вас пройти к вашим строительным площадкам. Чтобы определить кто где будет работать, возьмите карточки с цифрами и найдите свою площадку. (Дети берут карточки с цифрами 1,2,3 и расходятся по своим столам. На столах лежат тарелочки с разноцветными камушками и макеты домиков).
  • Посмотрите, на столах у вас лежат разноцветные камушки. Пусть домики для поросят будут не только надежными и прочными, но и яркими, красивыми. А чтобы у вас все получилось, мы подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «ДОМ» Все вместе: Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нем, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. (Дети обсуждают порядок выполнения работы, обговаривают свои действия, выкладывают домик по макету

мозаичным способом (подведение итогов по результатам работы)

Заключительная часть:

 -Из чего же можно строить дома? (из бревен, кирпичей, плит). Почему?  (тяжелые, прочные, надежные).

 - А из чего нельзя?(соломы, веток, бумаги). Почему? (легкие, непрочные, ненадежные).

-Убедились? Да!

-Из сказочной истории про поросят мы получили  очень важные знания, которые очень пригодятся в нашей настоящей жизни.

Вот так мы еще раз убедились, что «сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»!!!

Ребята, как вы считаете, поросятам понравились домики, которые вы для них сделали? Почему? (Домики каменные, поэтому они крепкие, надежные, прочные).

Поросята вас благодарят и приглашают повеселиться с ними на их любимой полянке (педагог включает песню «Всем на свете нужен дом», дети танцуют).

Литература:

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.

Нищева        Н.В. Организация развивающей работы в с детьми подготовительной группе.

Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - СПб. 2006;

Развивающие занятия с детьми, (под ред. Парамоновой Л.А.), М.,;

:

«Три поросёнка», сказка, пер. с анг. С. Михалков, М. «Пресса» - 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию в старшей группе "Домики для трех поросят"

Конспект занятия по конструированию в старшей группе "Домики для трех поросят"Воспитатель ГБОУ детского сада №1279Слезкина Татьяна Алекс Программное содержание.1. Продолжить учить детей чита...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Домик для трех поросят»

Цели:Создание условий для формирования представлений детей  об объектах неживой  природы в процессе образовательной деятельности.Задачи:ОбразовательнаяПродолжать знакомить  детей ...

"УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ" - Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности подготовительной группы

Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств солиЗадачи: формировать представления о соли и ее свойствах; упражнять в согласовании в существительных с прилаг...

Конспект занятия по конструированию для детей дошкольного возраста «Домики для трех поросят»

Конспект занятия по конструированию для детей дошкольного возраста «Домики для трех поросят»Цель: Формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу.Учи...

Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности Подготовительной группе «Чудо – магнит

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Систематизировать знание о магните и овладении основами исследовательской деятельности...