Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности Подготовительной группе «Чудо – магнит
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Попова Анна Юрьевна

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Систематизировать знание о магните и овладении основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.odt25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности

Подготовительной группе

                                                  «Чудо – магнит»

Тема «Поможем героям сказок»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Систематизировать знание о магните и овладении основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:

Образовательные: формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер).

Учить приобретать знания посредством опытов, делать выводы, обобщения.

Выяснить через какие материалы магнит действует.

Познакомить, как человек использует магнит в жизни. Познакомить с понятием «магнетизм»«магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, магнитное поле.

Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.

Развивающие задачи: развитие познавательной активности детей.

Развитие мыслительных операций, умение делать выводы.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Обогащать словарь детей словами: магнит, магнитная сила, магнитное поле, притягивает, примагнитились.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление

Воспитательные задачи: воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности.

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Воспитание навыков сотрудничества.

Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.

Методы и приемы, используемые на занятии :

Словесный рассказ воспитателя.

Беседа.

Наглядный показ слайдов.

Практическая исследовательская деятельность.

Словарная работа: магнит, примагничивается, магнитное поле.

Материал: 4 посылки, металлические и неметаллические предметы, фартуки, магниты, стаканчики с окрашенной водой.

Ход занятия : -

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

- Ребята, поздороваемся с нашими гостями! И пусть хорошее настроение не покидает всех нас целый день!

Как вы заметили дети, наша группа выглядит сегодня необычно. Она превратилась в волшебную лабораторию маленьких умников и умниц. В нашей лаборатории вы узнаете много нового. Я вам предлагаю превратиться в маленьких ученых.

Стук в дверь.

Приносят посылку.

Давайте посмотрим, что в ней?

Да, здесь написано«Для детей 8 группы»

Посмотрите, что это? Какие-то камушки!

А вы знаете, как называются эти волшебные камушки?

Загадка: Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена,

Что же это такое? (магнит)

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Правильно – магниты! А волшебными их называют потому, что они совершают волшебство!

Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?

Много лет назад люди нашли в горах минерал – камень черного цвета с красивым металлическим блеском, назвали его магнетит. Ученые считают, что название магнетит произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди стали делать из этого камня бусы, серьги, браслеты. Они даже считали, что он обладает лечебными свойствами: успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычные свойства магнетита – притягивать железо. Ребята, посмотрите, я попробую провести такой опыт.

На столе лежит ключ, и он под воздействием магнитной силы передвигается по столу. Это говорит о том, что на него подействовала сила магнита. Мы можем сделать вывод, что ключ стал двигаться, потому что он железный.

Предметы, которые притягивает магнит, называются магнетическими предметами. Предметы, которые не притягивает магнит – не магнетическими.

Ребята, а теперь попробуем провести такой же опыт с не железным предметом. Берем пластмассовую деталь и пробуем её притянуть магнитом. Мы с вами увидели, что на пластмассу магнит не имеет магнетического влияния.

Магнит имеет два полюса : разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются. Давайте в этом убедимся на примере опыта. Показ детям действия разных полюсов. Дети самостоятельно пробуют провести опыт.

У каждого из вас есть магнит. Опыт с магнитами : у каждого магнита есть два полюса, северный и южный. Северный полюс окрашен в синий цвет, а южный – красный. Разные полюса притягиваются (синий, красный, а одинаковые – отталкиваются (опыт в парах).

Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет?

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».

Магнит- это камень холодный, твердый на ощупь и как по волшебству притягивает железные предметы.

Выводы: Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы.

Воспитатель:

Смотрите - да и в посылке еще есть письма!

Давайте прочитаем первое письмо!

Письмо №1 от золушки.

«Ох, на бал пойти – так хотела!

Но миски с крупами перебрать - не успела!

От обиды плачу я!

Помогите мне друзья!

Злая мачеха перемешала все крупы с железными предметами!

Опыт №1 : Ребята, как помочь золушке?

Ответы детей

Правильно! А помогут нам волшебные магниты! Ребята, а вы хотите сами попробовать и помочь золушке? Мы берём магнит и проводим им над нашей коробкой. Железные болтики притягиваются к магниту. (Дети пробуют самостоятельно).

Вывод: магнит притягивает железные предметы. Всё потому, что магнита есть магнитная сила! Она действует даже через крупы.

Достаем следующее письмо. Письмо № 2: от почтальона Печкина.

«Дорогие дети! Я рассыпал скрепки! Что же делать? Как мне быть? Документы как скрепить?

Опыт №2 :

Да дети - это проблема!

И как он умудрился их рассыпать мелкие пластмассовые крышки? Ой, а там еще и бумажки какие-то! Но Печкину нужно обязательно помочь. Ребята поможем Печкину? Ребята берут магнит и проводят над контейнером. Мы видим, что только скрепки примагничиваются к магниту, а всё остальное на месте.

Вывод: магнит притягивает только предметы из металла, у магнита есть магнитное поле (пространство вокруг магнита, которое притянуло все скрепки! Теперь Печкин может спокойно работать.

Ребята, а у нас есть еще одно письмо

Письмо№3 от золотой рыбки

«Я золотая рыбка прошу вас об одном!

Очистите от мусора мой лучший в мире дом!»

Опыт№3

Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет рыбка!

Берем волшебные удочки!

Стоп! Мы не будем ловить рыбку! Мы будем вылавливать мусор!

Вывод: Что же мы интересного узнали о магнитах?

-Магнит притягивает железные предметы.

-Магнит имеет магнитное поле.

-Магнит имеет магнитные силы, и они проходят через разные материалы. (Крупы, картон, пластмассу, воду)

Физкультминутка:

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Письмо №4

Письмо от Карлесона.

Дети, мы знаем, где живет Карлесон?

Дети: на крыше

Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам, Карлесон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной необычной вороной, которая у меня утащила все блестящие предметы. Я замахнулся на нее палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую-то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал ее отцепить, но она снова прилеплялась. Я ели – ели её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое? Ваш Карлесон.

Ребята, мы теперь знаем, что это за предмет и как он действует.

И можем Карлесону рассказать про магнит.

Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом.

А как вы думаете, где проводят опыты?

Дети: Лаборатории.

Воспитатель-Лаборатория – это- то место где проводят опыты и эксперименты. А вы хотели бы на некоторое время стать учеными - исследователями и побывать в такой лаборатории.

Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?

1) Надеть специальную одежду. (Одевают фартуки)

2) Внимательно слушать взрослого.

3) Быть осторожными (ничего не брать в рот)

2 Опыт :

Для этого опыта нужны послушные и сильные руки.

Пальчиковая гимнастика:

Раз - котёнок самый белый,

Два - котёнок самый смелый,

Три - котёнок самый умный,

А четыре - самый шумный.

Пять похож на Три и Два –

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята - Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

(загибаем пальчики, поглаживаем каждый)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами пластмассовые кружочки, как вы помните, но магнит не притягивает пластмассу. Я предлагаю вашему вниманию опыт с пластмассой, и вот чудо, а магнит притянул её. Как вы думаете, что за чудо? Ребята, а посмотрите внимательно окантовка у кружочка железная. Выводы детей, почему магнит притянул кружочки.

Воспитатель: Ребята, а теперь, я вам предлагаю без помощи рук вынуть металлический предмет из стакана с водой.

Опыт : Все ли притягивает магнит

Выводы: Магнит притягивает лишь металлические предметы.

Воспитатель: А знаете ли вы, в каких предметах люди используют магнит?

Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (Слайд)

Изготавливать пластиковые карточки (слайд)

Диски (слайд)

Люди делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. (Слайд)

А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (Слайд)

Вот так широко использует магнит человек в повседневной жизни.

Итог:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось проводить опыты?

Что нового вы узнали о свойствах магнита?

- Магнит притягивает металлические предметы.

- Магнит имеет магнитную силу, и она проходят через разные материалы: гречку, бумагу, пластмассу, воду.

Магнит тяжелый, твердый, холодный, притягивает металлические предметы, магнитная сила действует сквозь песок, воду, стекло.

Ну что же дети, сегодня вы совершили много добрых поступков. Помогли героям из разных сказок. А вы знаете, когда люди делают добрые дела, они становятся добрее.

Поэтому – будьте добрыми, дружными и помогайте друг другу.

Ну что ребята, вам понравились наши проведенные опыты и выполненные задания? На этом наше путешествие в мир магнитов закончилось. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода». Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской акти...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной логопедической группе «Царица – Водица»

Цель:1.      Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.2.      Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенств...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1  Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить зн...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода»

развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования...