Презентация опыта работы. Экспериментирование.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Харина Лариса Григорьевна

Презентация опыта работы по экспериментированию с водой, песком, воздухом, огнём.

Консультация "Детское экспериментирование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование понимается, как способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных условиях.

Задача педагогов ДОУ – не только показать ребёнку эксперимент, но и организовать среду таким образом, чтобы стала возможна самостоятельная экспериментальная деятельность ребёнка, т.к. эта возможность способствует:

  • Овладению способами деятельности;
  • Проявлению инициативности и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
  • Способность выбирать себе род занятий и товарищей по совместной деятельности;
  • Способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться;
  • Способствует развитию воображения, которое реализуется во всех видах деятельности
  • Развивает волевые аспекты личности, способность следовать социальным нормам поведения в разных видах деятельности, соблюдая правила безопасного поведения;
  • Проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, выявлять причинно-следственные связи;
  •  Овладение начальными знаниями о природе и мире.

Для организации экспериментальной деятельности дошкольников необходимо:

  1. Ознакомить ребёнка с алгоритмом проведения опыта и правилами безопасности;
  2. Продемонстрировать проведение опыта педагогом (провести опыт совместно с детьми\ребёнком в случае, если это возможно)
  3. Дать ребёнку самостоятельно провести эксперимент, в случае, если это безопасно

При этом ознакомление ребёнка с алгоритмом проведения эксперимента не может проходить в устной форме – недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводить опыт, необходимо использовать схемы\модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов.

Таким образом, одной из удобных форм для самостоятельного детского экспериментирования является оформление карт-схем, отражающих в рисунках или моделях алгоритм проведения экспериментов, которые помогли бы (после изучения алгоритма совместно с педагогом) использоваться детьми в самостоятельной деятельности.

Работа с такими схемами проводится в несколько этапов:

  1. Ознакомление с правилами безопасности при проведении опыта;
  2. Формирование понятия карта\схема проведения опыта – начинается в момент проведения первого опыта. При ознакомлении с картой\схемой дети начинают понимать, что на карте схематично отражён порядок проведения опыта; начинают понимать схематичные изображения;  осознают, что, действуя по обозначенному алгоритму, можно провести опят самостоятельно. Происходит формирование понятия «алгоритм действий».
  3. Проведение опытов педагогом вместе с детьми (если это безопасно) с подробным объяснением действий и показом их обозначения на карте\схеме.
  4. Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми в присутствии педагога, при обязательном предварительном объяснении ребёнком своих действий по схеме и выяснении смысла всех схематичных изображений.
  5.  Самостоятельное проведение опытов ребёнком в присутствии педагога или без - в зависимости от опыта, без предварительного объяснения действий.
  6. Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребенком по карте\схеме (в присутствии педагога или без – в зависимости от опыта).

Такое использование карт\схем для проведения опытов развивает наглядно – образное мышление дошкольников, способствует формированию логического мышления – изучение алгоритма действий помогает устанавливать причинно-следственные связи, развивает мыслительные операции – сравнение, классификация, обобщение, анализ. При этом экспериментальная деятельность создаёт определённую эмоциональную атмосферу и способствует повышению познавательной активности.

Что такое детское экспериментирование?

Единого строгого научного определения не существует. Для обозначения исследовательской деятельности, применительно к дошкольникам, используется понятие «Детское экспериментирование», под которым понимается практическое выполнение ребёнком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей.

У дошкольников слиты воедино 2 формы экспериментирования: реальный (практический, чувственно-предметный) и мысленный эксперимент. Отмечается, что дети 5-7 лет способны учитывать в своём экспериментировании до 6 факторов.

Выделяется 2 основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой)  деятельности (исследовательской активности) дошкольников:

  1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает её полноценным субъектом, самостоятельно строящим свою деятельность: ставит цели, самостоятельно ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, волю;
  2. Ориентировочно-исследовательская деятельность – организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий.

Детское экспериментирование – тип мышления, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов.

Многие авторы считают экспериментирование опытом, указывая, что для ребёнка, в силу ограниченности его знаний и особенностей развития мышления, не всегда понятны объяснения явлений взрослыми. Поэтому предлагается использовать практику проведения опытов, где ребёнку можно показать какое-либо явление и раскрыть его суть. К тому же опыты помогают формировать у детей исследовательский подход к предметам и явлениям, глубже анализировать и синтезировать наблюдаемое, выделять главное, существенное. Значение экспериментирования заключается в том, что при помощи не сложных опытов детям можно объяснить суть многих явлений и процессов как живой, так и не живой природы.

В настоящее время всё большую популярность среди педагогов приобретает термин «игра - экспериментирование». Под ним понимается такое детское экспериментирование, побуждаемое объектом на основе его новизны и имеющее цель в самом этом объекте (в отличие от экспериментирования, в основе которого лежит мотив другой деятельности, например, «пищедобывательный» - когда ребёнку хочется расколоть и съесть орех).

Выделяется 4 разновидности игры-экспериментирования:

  1. С материалами – песком, глиной, водой, снегом, льдом
  2. С животными – кошками, собаками, попугаями
  3. С игрушками – трансформерами, калейдоскопами, конструкторами, волчками, устройствами для выдувания мыльных пузырей
  4. Имеющие форму общения со взрослым и другими детьми – «Коза рогатая», «Сорока-ворона», т.д.

Игру-опыт, как особый вид дидактической игры, предлагается использовать для формирования у дошкольника интереса к неживой природе. В такой игре ребёнок находится в активной познавательной позиции, действует по своей инициативе и желанию, самостоятельно получает знания. Дети познают свойства и качества предметов природы. Благодаря преобразованию предмета игры-опыты дают дополнительную возможность вскрыть внутренние свойства объектов – сыпучесть, вязкость, проницаемость, летучесть и т.д.

Выделяются следующие специфические черты игры-опыта:

  1. Игровой замысел реализуется через игровые и поисковые действия;
  2. Игровые и поисковые действия сопровождаются пробами и ошибками, повторами и комбинациями;
  3. Игра-опыт характеризуется автодидактизмом – ребёнок, в ходе игры, пробуя и манипулируя объектами, самостоятельно выявляет и осваивает свойства и качества предметов и явлений природы.

Организуя обстановку для игр-опытов, воспитатель создаёт не только те же условия опыта, которые были в совместной деятельности, но и расширяет их, вносит дополнительные материалы, предлагающие вариативность исследования. Создав среду для самостоятельной деятельности, он больше не вмешивается и предоставляет детям возможность играть, экспериментировать по своей инициативе.

Любое проявление исследовательской деятельности имеет познавательную сторону, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской.  Познавательно-исследовательская деятельность реализуется в экспериментировании, моделировании, исследовании, проектировании.

Выделяются следующие виды детского экспериментирования:

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте – опыты с растениями, с животными, с объектами неживой природы;
  2. По месту проведения опытов -  в групповом помещение, на участке, в поле, в лесу;
  3. По количеству детей – индивидуальные (1-4 ребёнка), групповые (5-10 детей), коллективные (вся группа);
  4. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребёнка;
  5. По характеру включения в педагогический процесс – эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
  6. По продолжительности – кратковременные (до 15 минут), длительные
  7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом – однократные, многократные, циклические
  8. По месту в цикле – первичные, повторные, заключительные
  9. По характеру познавательной деятельности – иллюстративные или поисковые.

Детское экспериментирование – способ, помогающий ребёнку понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей группе

Презентация опыта работы по экспериментированию в старшей- подготовительной группах....

Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...

презентация "Опыты и экспериментирование"

презентация для педагогов ДОУ...

Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...

Презентация опыта работы "Экспериментирование на подносе"

Сообщение из опыта работы «Экспериментирование на подносе»...

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Презентация опыта работы на тему: "Детское экспериментирование, как метод обучения"

Детская экспериментальная и познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.Цель: Создание условий для формирования основ це...