Итоговое занятие в старшей группе Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кужелева Лариса Федоровна

В рамках проекта было проведено итоговое занятие в старшей группе на тему: Перелетные птиы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в старшей группе

Тема: «Перелетные птицы»

Цели:

 Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

Упражнять детей: в образовании сложных прилагательных; в составлении сложноподчиненных предложений.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение (А. Плещеева)

 Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? (Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (Перелетные и зимующие).

- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

 Кто без нот и без свирели

 Лучше всех выводит трели,

 Голосистей и нежней?

 Кто же это? (соловей)

- Послушайте, как поет соловей. (Аудиозапись)

Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. (аудиозапись).

- Отгадайте следующую загадку.

 Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка) включается аудиозапись

 

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист)

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит.   (Грач)

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец—

Он и летчик, и певец.  (Скворец)

Встали братья на ходули,
          Ищут корма по пути.
          На бегу ли, на ходу ли
          Им с ходулей не сойти. (Журавли)

- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

 Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, (например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию). Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

Пой–ка, подпевай-ка, (загибаются пальцы обеих рук).

 Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

птичка – Совушка, Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,  

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.

Эта – зяблик, Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам, (руки за спину)

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др)

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … (длинноногий). У аиста длинный клюв, он … (длинноклювый). У ласточки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У ласточки острые крылья, она … (острокрылая). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый).

 Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что (насекомые прячутся и им нечем питаться). Дятла можно назвать лесным доктором, потому что (он достает жучков и насекомых из-под коры). Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что (она не вьет себе гнезда). Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет, заливается). и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что (им нужно вить гнезда и  выводить птенцов).

Анализ занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Самым активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...

Конспект итогового занятия по ФЭМП за I квартал в старшей группе. Тема «Перелетные птицы»

Конспект итогового занятия по ФЭМП за I квартал в старшей группеТема «Перелетные птицы»Цель: обследование знаний и умений по ФЭМП за пройденный период.Задачи:...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразииАктивизировать словарь: зимующие, перелётные...

Конспект занятия в старшей группе Тема «Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе Тема «Перелетные птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»...