Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Миронович Талина Васильевна

    Цели:

     

    1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

     2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

     3. Упражнять детей:

     - в образовании сложных прилагательных;

     - в составлении сложноподчиненных предложений.

     4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pticy_no3.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе,

    тема: «Перелетные птицы»

    Подготовила и провела воспитатель старшей группы

     Миронович Талина Васильевна

    Цели:

    1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

     2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

     3. Упражнять детей:

     - в образовании сложных прилагательных;

     - в составлении сложноподчиненных предложений.

     4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

    Оборудование:

    Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

    Ход образовательной деятельности:

     1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

     Скучная картина!

    Тучи без конца,

    Дождик так и льется,

    Лужи у крыльца,

     Чахлая рябина

    Мокнет под окном;

    Смотрит деревушка

    Сереньким пятном.

     Что ты рано в гости,

    Осень, к нам пришла?

    Еще просит сердце

    Света и тепла.

     - Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

     - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

    - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

    - Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

    - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

     1.Эта птица никогда

    Для птенцов не вьет гнезда.

    /Кукушка/

     - Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

     2.Под крышей я леплю гнездо

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину.

    /Ласточка/ /включается аудиозапись/

     3.Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома -

    Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту

    за лягушками к болоту.

    /Аист/ /аудиозапись/

     - Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

    Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

    - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

    - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

    - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

    - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

    Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

     

    Физминутка «Птицы»

     /загибаются пальцы обеих рук/

     Пой–ка, подпевай-ка,

    Десять птичек – стайка,

    Эта птичка – воробей,

    Эта птичка – совушка,

    Сонная головушка.

    Эта птичка – свиристель,

    Эта птичка – коростель,

    Эта птичка – скворушка,

    Серенькое перышко.

    Эта – зяблик,

    Эта – стриж,

    Эта – развеселый чиж.

    Ну а эта – злой орлан,

    Птички, птички, по домам.

    /руки за спину/

     

    Упражнение «Отгадай и присядь»

     - Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

    Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

     

    Упражнение «Скажи одним словом»

     - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

     У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

    У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

    У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

    Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

    У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

    У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

     

    Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

      Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

    Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

    Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

    Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

    Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

     

    Анализ занятия:

     - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

    - О каких новых перелетных птицах вы узнали?

    - Что интересного мы узнали о кукушке?

    - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

    - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

    Самым активным ребятам я даю призы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная образовательная деятельность по экологии в старшей группе, тема:" Все в лесу нужны друг другу"

    Образовательная деятельность на тему "Все в лесу нужны друг другу", основная цель занятия:  формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. занятие предназначено для детей ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

    Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнить представления детей о том, ...

    Конспект образовательной деятельности по валеологии в старшей группе Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится» Воспитатель: Навоева Татьяна Юрьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

    Конспект образовательной деятельности по валеологии в старшей группе Тема: «Если сладко спиться, сон хороший снится» Воспитатель:  Навоева Татьяна ЮрьевнаМАДОУ ЦРР детский сад...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в старшей группе. Тема «Мир природы».

    Цель:  формировать у детей эмоциональное отношение к миру природы. Привлечь внимание детей к растениям через легенды, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка. Познакомить с народными ...

    Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математики» Воспитатель: Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

    Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группеТема: «Путешествие в страну математики»Воспитатель: Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

    конспект образовательной деятельности с дошкольниками в (средней группе) Тема: «Встреча перелетных птиц»

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (средней группе)Тема: «Встреча перелетных птиц» Задачи:- Формировать знание детей о русских традициях, &laq...