Тема: «Как птицы находят дорогу в тёплые края?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Овсянникова Ольга Викторовна

Задачи:

1.     Собрать информацию о жизни птиц из различных источников.

2.     Провести опрос детей и взрослых с целью определения интереса  к жизни птиц.

3.     Узнать об экспериментах, проводимых учёными.

4.     Выяснить, могут ли  птицы заблудиться?      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ptitsy_nahodyat_dorogu_v_teplye_kraya.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Как птицы находят дорогу в тёплые края?»

Автор:  Московых Софья,  6 лет.  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34 «Игрушка».

Руководители:  Овсянникова Ольга  Викторовна – воспитатель,                Ровенских Валентина Владимировна – воспитатель.

Цель:   выяснить, как птицы находят дорогу  в тёплые края?

Задачи:

  1. Собрать информацию о жизни птиц из различных источников.
  2. Провести опрос детей и взрослых с целью определения интереса  к жизни птиц.
  3. Узнать об экспериментах, проводимых учёными.
  4. Выяснить, могут ли  птицы заблудиться?      

Гипотеза:  Может птицы чувствуют  тепло солнца и летят к нему?

Возможно, стаю ведут старые птицы «вожаки», которые уже летали туда.  Или может  птицы сверху видят природу, горы, моря  и они указывают им направление.

Методы:

  1. Опрос родителей, друзей и других взрослых;
  2. Изучение литературы;
  3. Посмотреть в Интернете;
  4. Посмотреть познавательные  фильмы.

Вывод:  Чтобы найти дорогу, птицы пользуются разными способами правильного пути: днём по солнцу,  по магнитному полю Земли, но до конца этот вопрос не решён.

   Здравствуйте, меня зовут  Софья  Московых.  Мне  6 лет.

   Тема моей исследовательской работы  «Как птицы находят дорогу в тёплые края?».   Цель моей работы, узнать о жизни  птиц  как можно больше.

          В конце лета многие птицы в разных концах света покидают свои родные места и летят зимовать  в тёплые края.  Во время перелёта они собираются в стаи и вытягиваются клином – так легче преодолеть сопротивление воздуха, а также заметить хищника – ястреба или  сокола и подать сигнал тревоги.

 Я много раз  видела  стаи улетающих птиц.   И каждый раз мне становится грустно, особенно когда они кричат. Они прощаются с родными местами. Иногда они отправляются на другие континенты. Я по телевизору видела передачу про птиц. Им предстоит трудный и долгий  путь. Многие  птицы погибают.

Весной эти же птицы возвращаются не только в ту же страну, но часто даже в то же гнездо в том же доме! Как они находят дорогу?

Может птицы чувствуют тепло солнца и летят к нему?  А может  стаю  ведут старые птицы «вожаки», которые уже летали туда, А  может быть птицы сверху видят природу, деревья и они им указывают направление полёта

В самом деле, откуда птицы знают, куда им нужно лететь? Как они находят нужную дорогу? Ведь они не ориентируются по карте и всё же  дважды в год совершают перелёты.

 В интернете вместе с мамой  мы узнали, что учёными  было  проделано немало интересных экспериментов, чтобы найти ответ на мои вопросы.  Во время одного из них группу аистов забрали из своих гнезд незадолго до наступления  осеннего перелета и перенесли на другое место. С этого нового места им пришлось лететь в другом направлении, чтобы достичь места своего зимовья.  Может они обладают врожденным инстинктом, который подсказывает им, что надо лететь в определенном направлении, когда приближается зима.

 Способность птиц находить дорогу домой  тоже  поразительна. Птиц  увозили от их родных мест на самолете за много километров.  Когда их отпускали, они летели обратно к себе домой.

Как они находят дорогу?  Может быть, птицы-родители  обучают  своих детей  ориентироваться  по  каким - то признакам во время полётов?

 Мы с воспитателем, Валентиной Владимировной, побывали  в библиотеке, где Елена  Васильевна, подобрала нужные книги. Мы рассматривали картинки.  Елена Васильевна  сказала, что это  не так. Многие родители и сами   могут совершать перелёт впервые, а  полёты  в ночное время лишают птиц  возможности видеть ориентировки.

  Итак, я узнала, что  молодые птицы не получают уроков географии от своих родителей, потому что родители зачастую сами совершают перелет впервые. А птицы, часто летят по ночам, так что не могут увидеть  природу, деревья. которые бы им помогли. Некоторые птицы летят над водой, где вообще нет никаких ориентиров.

Наука фактически не имеет объяснения тому, как птицы находят дорогу во время перелетов или как они разыскивают свои родные места!

 С перелетами птиц связан один любопытный исторический факт. Когда Колумб приближался к Американскому континенту, он увидел большие стаи птиц, направлявшиеся к юго-западу. Это означало, что земля где-то поблизости, и он изменил курс и направился в юго-западном направлении, куда полетели птицы. И поэтому он высадился на Багамских островах, вместо того чтобы оказаться на берегу Флориды!

Предполагается что, чтобы найти дорогу на юг, птицы пользуются тремя способами определения правильного пути: ориентируются днем по солнцу, ночью по созвездиям, а самое основное, они чувствуют магнитное поле Земли, которое становится для них как бы указателем.

Как птицы ориентируются в пути?   Нужно признать, что пока  до конца никто не знает.  Моя подружка Полина сказала, что у всех птичек под крыльями есть магнитики, которые помогают  им в пути. А Даша сказала, что  птицы очень умные, много везде летают и всё знают.

В детском саду, на занятии, воспитатель Ольга Викторовна , говорила , что  учёные предполагают, что возможно   птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю.  Магнитные линии располагаются по направлению от северного магнитного полюса  к  южному.  Может именно эти  линии и служат для птиц направляющими.  

Потом мы смотрели фильм, о том, как учёные проводили опыты: на шею голубям вешали магнитные пластинки. Это мешало птицам ориентироваться, но полностью сбить их с пути магнитные пластинки не могли.  Эти же учёные  также не исключают, что  птицам помогают особенности  ландшафта
(поворот реки, горы, группы деревьев). Возможно, что птицы ориентируются также по расположению солнца. При дальних перелетах наибольшее значение имеют,  небесные ориентиры: солнце — днем, луна и звезды — ночью.
Скорее всего, птицы в перелетах используют все эти виды ориентиров: магнитное поле, небесные и наземные ориентиры.

Птицы пользуются сразу несколькими методами: если бы этого не было, то птицы, которые находят направление по звездам, терялись бы в ночи, когда небо покрыто облаками.

Таким образом,  точных  объяснений  на мой вопрос  никто до конца не знает.  Я когда  вырасту  стану  учёным    и обязательно  найду ответ: «Как птицы находят дорогу в тёплые края?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."

Форма  родительского  собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...

Буклет на тему: «Таланты детей находятся на кончиках пальцев».

Буклет: «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»....

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Консультация для педагогов на тему: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев. Развитие мелкой моторики дошкольников»

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована. И...

Технологическая карта НОД "ФЭМП" по теме " Закрепление умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке"

Закрепление умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке"...