Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий. Тема: «Снег и его свойства».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Скосарь Марина Борисовна

Целью конспекта НОД с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий на тему "Снег и его свойства" является формирование у детей 4-5 лет первоначальных представлений о неживой природе, изучение свойств воды, снега и льда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod2_.docx9.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием опытно-экспериментальных технологий.

Тема:  «Снег и его свойства».

Цель:

Формирование у детей 4-5 лет первоначальных представлений о неживой природе, изучение свойств воды, снега и льда.

Задачи:

ОО Познавательное развитие:

- помочь детям понять, почему при изменении температуры вода, снег и лед изменяют свои свойства;

- закреплять знания о свойствах воды, снега и льда;

- учить детей анализировать, делать выводы;

- развивать мышление.

ОО Социально-коммуникативное развитие:

- развивать внимание, память, речевую активность;

- вызвать радость от открытий, полученных из опытов;

- воспитывать бережное отношение к природе.

ОО Речевое развитие:

- активизировать в речи детей прилагательные;

- активизировать словарь на темы «зима», « снег», «лед»;
ОО Физическое развитие:

- прививать здоровый образ жизни;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом физкультминутки.

Методические приемы: показ, экспериментирование, рассматривание, отгадывание, вопросы, похвала.

Предварительная работа: организация наблюдения за зимними природными явлениями на прогулке, чтение стихотворений о зиме, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций на тему «Зима».

Демонстрационный материал: Игрушка Снеговик, ведро со снегом, три одинаковые миски.

Раздаточный материал: тарелочки, ложечки, бумажные салфетки, синие квадраты  и красные круги из картона на каждого ребенка.

Индивидуальная работа: создать условия для достижения результатов каждым ребенком, помочь в проведении опытов, создать положительные эмоциональный настрой.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел Снеговик. Давайте поздороваемся!

Снеговик: - Здравствуйте ребята! Я хочу с вами познакомиться и поиграть. (берет снежный ком и передает детям, идет знакомство). Люблю очень загадки и хочу вам загадать.

Воспитатель: - Хорошо, Снеговик, мы постараемся их отгадать.

Снеговик загадывает детям загадки.

Загадки:

1. Мягкий он, а не подушка

Белый он, а не пушок,

Он холодный как лягушка

А согреешь – ручеек. (Ответы детей) Снег.

Снеговик: Я очень люблю снег и зиму!

2. Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке (Ответы детей) Снежинка.

Снеговик: Это мои подружки снежинки!

3. Жил я посреди двора

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей (Ответы детей – Снеговик).

Снеговик: - Да, это загадка про меня! Молодцы! Все мои загадки отгадали.

-Ой, а почему это я, ребята, превратился в ручей? (Ответы детей).

Воспитатель: От солнечных лучей Снеговик превратился в ручей.

-Ребята, а в какое время года мы можем вылепить Снеговика (Ответы детей) Зимой.

-А из чего можно вылепить Снеговика? (Ответы детей). Из снега.

-Снег, какого цвета? (Ответы). Белого.

-На что похож снег? (Ответы). На вату, пух, облака.

-На прогулке мы наблюдали, что снег бывает разным. Каким бывает снег? (Ответы). Холодным, мокрым, мягким, пушистым, рыхлым, липким, рассыпчатым, серебристым, хрустящим.

-А когда мы ходим по снегу, что слышим под ногами? (ответы). Хруст.

-Ребята, а из какого снега мы можем лепить (Ответы). Из влажного, липкого.

В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот если на улице потеплеет, то снег становится липким и можно лепить, что угодно.

Снеговик: - Ребята, а что вы любите лепить из снега? (Ответы). Снежную бабу, крепость, снежки и т. д.

- Ребята, я совсем забыл. Я принес вам подарок. (Показывает ведро со снегом).

И хочу с вами поиграть.

Воспитатель: - Снеговик, спасибо тебе!

- Ребята, поиграем со снегом?

Физкультминутка:

Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом.

Лепит с самого утра
Детвора снеговика.
Снежные шары катает
И смеясь, соединяет.

Cнизу самый крупный ком,
Чуть поменьше ком на нём.
Ещё меньше – голова,
Дотянулись мы едва.

Глазки- шишки, нос морковка.
Шапочку надели ловко.
Яркий шарф, в руках метла.
И довольна детвора.

Дети подходят к столам. «Игры со снегом» (экспериментирование)

1. «Во что превращается снег?» Дети подходят к столу, там таз со снегом.

- Ребята, что это? (снег)

- Давайте вместе потрогаем снег. Какой он? (холодный, мокрый, рыхлый)

- Возьмем ложки и положим снег в стаканчики.

- Понюхаем, есть ли запах? (без запаха)

- Теперь мы оставим стаканчики и потом посмотрим, что произойдет со снегом.

2. «Снег - непрозрачный»

- Ребята, что лежит у вас на тарелочках?

- Какая это фигура (ответы) (синий квадрат)

- Теперь возьмем снег и положим его на синий квадрат.

- Ребята, видите квадрат? (нет)

- Как вы думаете, почему не видим? (ответы)

- Потому, что снег белый, и он не может пропускать через себя весь солнечный луч. Вот поэтому мы не можем разглядеть фигуру.

Вывод: – непрозрачный.

3. «Снег – не тонет».

На столе 2 таза: с холодной и теплой водой.

Дети опускают руки и определяют t воды.

- Сейчас мы слепим снежки и опустим их в холодную и теплую воду. И понаблюдаем, тонет снег или нет.

Вывод: Снег не тонет, он выплыл на поверхность, потому что снег легче воды.

Воспитатель: - А в какой воде снег растаял быстрее (Ответы) в теплой.

- А в какой медленнее? (Ответы) в холодной.

Воспитатель: Ребята, замерзли у вас руки?

Нужно их погреть:

Пальчиковая гимнастика: «Греем руки».

Если замерзают руки, (показывают ладошки)

Начинаем их тереть, (трут ладони)

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке разогреть! («Греют» ладони на «печке»).

Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Подержите немного. Что вы чувствуете? Замерзла ли ладошка? Какой лед? Что происходит с предметами, когда к ним прикасается лед? Почему? Откуда появилась вода?

Вывод: лед холодный, замораживает все, к чему прикасается. Лед, как и снег, тает на теплой ладошке.

– Дети, сожмите лед в ладошках. Изменил ли он свою форму? Почему? Можно ли смять кусочки льда?

Вывод: лед твердый.

– А если вы наклоните ладошку с кусочком льда, что произойдет? Почему лед скатился? Какой он?

Вывод: лед гладкий, скользкий.

–Посмотрите на красный кружочек сквозь льдинки. Почему вы видели его? Что можно сказать про это свойство льда?

Вывод: лед прозрачный

Игра «Кораблики»

Дети по просьбе воспитателя опускают кусочки льда в воду и наблюдают. Что происходит со льдом в воде? Тонет ли лед? Почему кусочек льда становится меньше?

Вывод: лед плавает, потому что легче воды, вода теплее льда – лед в воде тает.

– А когда сосульки падают с крыши, что с ними происходит? Почему? Какой лед?

Вывод: лед хрупкий.

– Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. А лед толстым, прочным слоем укрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода.

Рефлексия:

- Дети, что нового сегодня вы узнали о воде, снеге и льде? (Ответы детей)

- Вам понравились игры Снеговика? (Ответы детей)

- Скажем Снеговику «Спасибо»! Увидимся с ним на прогулке. До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием поисково-исследовательской технологии по теме "Умный нос"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием поисково-исследовательской технологии по теме "Умный нос".Цели НОД - познакомить детей с функциями н...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...