проект " Воздух-невидимка"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Мягчихина Татьяна Александровна

Цель проекта: создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта «Воздух»; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.

Задачи проекта:

1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с воздухом.

2. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с воздухом, его значением и свойствами.

3. Развивать наблюдательность с помощью игр с воздухом.

4. Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.

5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение.

Участники: Мягчихина Т.А.  – воспитатель группы,  дети 2  младшей   группы  в количестве 6 человек , родители.

 

Длительность:25.09-29.09 2017г. (краткосрочный)

 

 

Тип проекта: познавательно – исследовательский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект Воздух неведимка"121.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ   д/с №22   «Аленушка»

Проект  «Воздух-невидимка» (познавательно – исследовательский )

Вторая младшая группа.

Подготовила воспитатель:

Мягчихина Татьяна Александровна

2017год. 

 Актуальность:

В настоящее время в стране происходит процесс обновления образования. Современному обществу нужны личности, способные к познавательно  – деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности. По утверждению Н. Н. Поддьякова «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограничении их интеллектуальных впечатлений, интересов»  

Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений.

 А.П.Усова отмечает, что  экспериментирование является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и  позволит расширить кругозор  детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго.  С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами  неживой природы.

  Предлагаемый  проект  «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей  о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.

Цель проекта: создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта «Воздух»; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.

Задачи проекта:

1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с воздухом.

2. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с воздухом, его значением и свойствами.

3. Развивать наблюдательность с помощью игр с воздухом.

4. Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.

5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение.

Участники: Мягчихина Т.А.  – воспитатель группы,  дети 2  младшей   группы  в количестве 6 человек , родители.

Длительность:25.09-29.09 2017г. (краткосрочный)

Тип проекта: познавательно – исследовательский

Название мероприятия

Участники

I этап

Подготовительный

25.09

Понедельник

1.Беседа «О воздухе»

2. Чтение А.С. Пушкина «Ветер! Ветер! Ты могуч!»..                                3.Игра « Капитаны» -пускание бумажных корабликов по воде ( в лужах) на прогулке.

Воспитатель и дети

II этап

Исследовательский

26.09.

Вторник

1.Эксперименты с воздухом.

2. « Волшебные мыльные пузыри» - просмотр выездного  циркового представления.

3. Игра: « Ловим воздух» на прогулке

Воспитатель и дети

27.09.

Среда

1. Дыхательные гимнастики: «Ветер надувает паруса», «Надуй шарик».

2. Чтение стихов про воздух.

3. Игры с вертушками на прогулке

Воспитатель и дети

28.09

Четверг

1.Игры с воздушными  шариками на прогулке

2. Наблюдение за деревьями на прогулке

3. Непосредственно образовательная деятельность аппликация «Воздушный шар»

4.Закрепление дыхательной гимнастики: «Ветер надувает паруса», «Надуй шарик».                            

Воспитатель и дети

III этап

Заключительный

29.09

Пятница

1. Выставка аппликаций, изготовленных руками детей.

2.Развлечение: «Как увидеть воздух»

3. Запуск воздушного змея на прогулке.

Воспитатель, родители и дети.

Ожидаемые результаты:

1.Повысить уровень развития любознательности детей.

2.Дети должны получить элементарные представления  о воздухе, его свойствах.

3.Дети должны иметь простейшие знания об  опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.

4.Помочь родителям приобрести знания по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».

Стратегия достижения поставленной цели и задач.

Знакомство будет организовано через игровую деятельность, восприятие художественной литературы, коммуникативную деятельность, двигательную деятельность, познавательно – исследовательскую деятельность.

Работа с родителями.

1.Домашнее задание: «Сделать ветер» - сложить из тетрадных листов «гармошки», сделать большой и маленький веер, скрутив и закрепив ручки скотчем. Взять большой веер и помахать им перед лицом ребенка, а потом маленьким – от какого веера ветерок сильнее.

2.Наблюдение за движением облаков на небе, за деревьями в ветреную погоду.

3.Предложить изготовить вертушку  для определения силы ветра – сложить бумажную  квадратную заготовку  два раза пополам и два раза по диагонали, развернуть. Все четыре угла согнуть к центру квадрата. Развернуть. Правую и левую стороны квадрата согнуть к намеченной середине. Сложить верхнюю и нижнюю стороны к середине. С внутренней стороны потянуть в стороны уголки. Должен получиться катамаран. Отогнуть левую верхнюю вершину вверх, а нижнюю правую – вниз. Вертушка готова. Нанизать на зубочистку .

Продукт проектной деятельности : Создание мини –музея « Воздух», пополнение картотеки  « Опытно-экспериментальной деятельности» буклетом  «Знакомимся с воздухом»  с описанием опытов.

III этап - презентация проекта:

Презентация проекта может пройти   в коллективе ДОО, на родительском собрании.

Оценка результатов:

Дети,  благодаря поисково-экспериментальной деятельности, приобрели определенные знания по теме «Воздух». У них появилось желание  узнавать новое посредством опытов, появился  интерес к деятельности.

Родители  получили знания по организации  познавательно – исследовательской деятельности своих детей.

Проектная значимость:

Реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством  проведения опытов. Эти знания более прочные. В процессе данной деятельности повысились любознательность, речевая активность.

У родителей появилось желание помочь в оснащение экспериментального уголка атрибутами, дидактическим материалом  для дальнейшего знакомства с объектами  неживой природы.                                        

Сравнительная диаграмма:

Вывод:

В течение проектной деятельности

 практически у всех детей наблюдалась позитивная динамика в развитии любознательности, речевой активности. Дети получили  элементарные представления  о воздухе, его свойствах, получили простейшие знания об  опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.

                                Приложения.

03.08. ПОНЕДЕЛЬНИК

Беседа «О воздухе»

Цель: дать детям представление о воздухе: невидимый, прозрачный, бесцветный.

Воспитатель предлагает детям посмотреть по сторонам и поискать гостя. (Дети никого не находят). Воспитатель объясняет, что в гости пришел воздух, предлагает поискать его. Как мы можем найти воздух? (подуть на ладошки, помахать руками). Почему мы не видим воздух? (Ответы детей). Объяснить детям, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Чтение А. С. Пушкина «Ветер! Ветер! Ты могуч»

"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.

Прогулка:

Игра « Капитаны»: Чтение А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане» (отрывок)                      

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах          

Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Предложите детям опустить кораблики в лужицы после дождя, спросить плывут ли кораблики, почему?  

04.08.  ВТОРНИК

Эксперименты с воздухом

 «Вкусный воздух». 

Воспитатель предлагает детям набрать воздух в рот. Какой он по  вкусу (безвкусный).

«Воздух нужен для жизни». 

Воспитатель предлагает детям задержать дыхание и не дышать. Можем ли мы без воздуха? Для жизни воздух необходим.

 Встречаем гостей: « Волшебные мыльные пузыри» - просмотр выездного  циркового представления.

 Клоун пускает мыльные пузыри, а воспитатель и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.

«Ловим воздух». (На прогулке).

Воспитатель раздает детям пустые пакеты и спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Воспитатель обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий). Предлагает детям тоже поймать воздух.

05.08. СРЕДА

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха.

Ребенок на вдохе разводит руки в стороны – надувает шарик.

На выдохе – медленно сводит руки и произносит: «Ш - Ш-Ш» - шарик сдувается.

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Стихи про воздух.

1.Воздух – это то, чем дышим.

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полёт

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял

Воздух разный, он такой!

Где найдем его с  тобой.

                                Марина Андреева.

2.Он – прозрачный невидимка,

Легкий и он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим.

3. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

                                       А.С.Пушкин

Игры с вертушками на прогулке

06.08. ЧЕТВЕРГ

Игры с воздушными  шариками на прогулке

Наблюдение за деревьями на прогулке

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за деревьями. Как у них от ветра качаются ветки.  

Аппликация «Воздушный шар»

Воспитатель: Очень много лет домашние животные верно служили человеку. Но потребности людей все время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние.

Давайте и мы с вами сделаем воздушный шар.

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки - стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Закрепление дыхательной гимнастики: «Ветер надувает паруса», «Надуй шарик».                                        

07.08 ПЯТНИЦА

Выставка аппликаций, изготовленных руками детей.

Развлечение «Как увидеть воздух»

Цель: продолжать знакомство детей с понятием «Воздух», его свойствами: невидимый, бесцветный.

Материал и оборудование: стаканчик с водой, трубочка для коктейля,  стакан, воздушные шарики.

Действующие лица: ведущий, сказочный персонаж Знайка.

Ведущая: Сегодня мы с вами будем продолжать вести разговор о воздухе. К нам пришел Знайка. Он о воздухе знает очень много и расскажет нам.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня к себе. Я   много знаю о воздухе и вам сейчас расскажу и покажу.

Ведущая: Ребята, а вы встречали воздух?

Загадки про воздух.

 1.Неизвестно где живет,

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь.

2.Без рук, без ног.

А ворота открывает.

3.Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Слышишь его,

А не видишь его.

Вы догадались о чем это загадки?

Ответ детей. О воздухе.

Знайка: Правильно! Молодцы!  Я тоже воздуха не видел, но точно знаю, что он вокруг нас.

Ведущая: Знайка, покажи ребятам.

Знайка: Хорошо. Вот смотрите ребята. Это стакан. (Показывает его детям)  Пустой ли он?

Ответ детей.

Знайка: Правильно, в стакане ничего нет – он пустой. А сейчас смотрите, я опускаю стакан вверх дном в тазик с водой. Держу его ровно. Попадает ли в него вода?

Ответ детей.

Знайка: Вода в стакан не попадает. А почему?

Ответ детей.

Знайка: А еще можно воздух – невидимку  увидеть с помощью трубочки для коктейля. (Показывает  трубочку). Подставьте свои ладошки, а я подую в трубочку на них. Что  чувствует ваша ладошка?

Ответ детей.

Знайка: Правильно, ваши ладошки почувствовали ветерок. Это и есть воздух, который я выдыхаю.

А я умею делать «Бурю в стакане» трубочкой. Показать?

Ребята, подойдите к моему тазику с водой. Опустите свои трубочки и подуйте в них. Вот, это пузыри, вот эту буря!

Ведущая: А откуда взялись пузыри, Знайка?

Знайка: А вот это как раз и есть воздух. Он выходит из трубочки и поднимается из воды вверх.

Ведущая: Знайка, а я знаю, что ты приготовил детям подарки с воздухом.

Знайка: Ой, точно. Совсем забыл! Для вас ребята я поймал воздух вот в эти шарики. Сейчас я вам их подарю. Ой.. да я их забыл надуть!

Ведущая: Ребята! Давайте поможем Знайке! Вместе надуем шары!

Игра малой подвижности «Раздувайся, мой шар»

Раздувайся, мой шар,

Раздувайся большой, Оставайся такой

Да не лопайся!

Он летел, летел, летел

И за веточку задел и лопнул.

Дети двигаются в центр круга, произнося звук «Ш-Ш-Ш»

Дарит детям шарики

Знайка: Ну, ребята, мне пора уходить. Что же интересного вы сегодня узнали о воздухе?

Ответ детей. Воздух находится вокруг нас. Он невидимый. Его можно  с помощью трубочки найти в воде, поиграть с ним.

Знайка: Правильно, ребята. Воздух находится вокруг нас. Он невидимый, но его можно увидеть и почувствовать. Если я еще что-то узнаю про воздух, то приду и расскажу вам. До свидания.

Прогулка: «Запуск воздушного змея».( с родителями)

С. Пригоцкая
Бумажный змей
 мне  папа сделал,
Его отправили в полёт...
Под облака , где очень смелый,
Плетёт узоры самолёт...
Бежим за ним, летать хотим,
Как будто сами мы летим!

Используемая литература:

1. «Проектная деятельность  дошкольников» В.Н.Журавлева Издательство «Учитель»  Волгоград , 2008 г

2. «Не просто сказки» Н.А.Рыжова ЛИНКА ПРЕСС МОСКВА, 2002 г

3. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет» Т.В.Калинина Издательство «Учитель»  Волгоград , 2011 г

4. «Организация деятельности на прогулке»  Г.П. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2014 г

5. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. Веракса Н.Е., Галимов О.П. ФГОС, 2014 г.

6. Интернет- ресурсы.

      

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой детский исследовательский проект "Воздух - невидимка"

исследовательская деятельность с участием родителей...

мини - проект "Воздух - невидимка" старшая группа

Моей целью, в проведении данного проекта было с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста. А так же обучать детей ис...

Детский исследовательский проект "Воздух невидимка"

Данный проект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха....

Презентация к проекту "Воздух невидимка"

Презентация к проекту "Воздух невидимка с детьми старшей группы....

Проект " Воздух-невидимка"

Инновационная деятельность....

Проект "Воздух невидимка"

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Исследовательский проект «Воздух - невидимка»

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.Срок реализации проекта: краткосрочный (месяц).Состав проектной группы: воспитатели Осокина Н.Л., Шашина О.В., воспитанники средней группы, родители.Актуал...