Краткосрочный проект "Вода, вода кругом вода"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Литвиненко Марина Викторовна

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_sr.gr_.docx74.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края.

Краткосрочный проект в средней группе «Вода, вода, кругом вода».

Воспитатель: Литвиненко Марина Викторовна

с. Кулунда

2016

Тема проекта:  «Вода, вода, кругом вода».     

    Вид проекта: информационно  - экспериментальный, краткосрочный, творческий,  групповой.

           Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.    Время реализации проекта: декабрь 2016 года.

Цель проекта: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях; воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи проекта:

1.Развивать устойчивый интерес к экспериментированию детей средней группы.

2.Познакомить детей средней группы со свойствами и состояниями воды.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.

5.Активизировать речь.

6.Развивать наблюдательность.

7.Воспитывать бережное отношение к воде.

Формы работы: наблюдение, беседы с детьми о воде, чтение сказок о воде, стихотворений, отгадывание загадок, экспериментирование с водой, пальчиковые игры, физминутки, подвижные игры.

Предполагаемый результат:

1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2. Умение использовать разные способы и приемы познания.

3. Интерес к экспериментированию у детей.

4. Готовность к логическому познанию.

5. Дети имеют представления о воде, её состояниях, свойствах; знают о значении воды в жизни человека.

Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Изучение методической литературы, подбор литературы.

Определение цели, задач проекта.

Организация предметно-развивающей среды.

Консультация родителей по теме«Опыты и эксперименты с водой»

Задачи:

Побуждать родителей использовать при работе с детьми такой метод как экспериментирование.

Основной этап:

Чтение сказки о воде, стихов о воде, отгадывание загадок.

Эксперименты с водой, с тонущими и плавающими предметами, свойства воды.

Игры с красками.

Заключительный этап:

Выставка детских рисунков по теме .

Гипотеза: Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Провести опыты с водой:

Опыт 1: «Вода течет».

Опыт 2: «Вода прозрачная».

Опыт 3: «Вода не имеет цвета, вкуса, запаха».

Опыт4: «Вода не имеет формы».

Опыт5: «В соленой воде предметы не тонут».

Опыт6: «Легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно».

Опыт7: «Лед легче воды».

Опыт8: «Лед тает в тепле».

Опыт 9: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

 Занятие НОД . «Вода, лёд».

Цель: помочь выявить свойства воды (разную температуру); изучить свойство таяния льда.

Задачи: вызывать у детей желание экспериментировать; развивать логическое мышление, внимание, связную речь, творческое воображение; закрепить знания о том, что вода бывает теплой, холодной, горячей; что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

Ход занятия:

Первая часть занятия: 

Приходит Снеговик и рассказывает:

-В воскресенье я был на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается…  Особенно мне понравилась посуда – тонкая, прозрачная, искристая… Снежная Королева подарила мне на память чашечку и кружечку. Я их положил в коробку, чтобы не разбить, и привез вам показать. Сейчас достану. (Снеговик открывает коробку, а там ничего нет, только мокрое пятно). Ой, куда же они делись? Как они могли исчезнуть?

Дети подсказывают. В процессе обсуждения выясняется, что чашка и кружка у Снежной королевы были сделаны изо льда, а лед растаял.

Воспитатель: Лёд – это твердое вещество, но когда становится тепло, он превращается в жидкость, получается вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно делать с водой, а что со льдом? Жидкость растекается, она может впитываться, принимает форму ёмкости, в которой находится. А твердые вещества сохраняют свою форму в любой ёмкости. А если налить воду в тряпичный мешочек, она вытечет. Ребята, а как вы думаете, что произойдёт с сосулькой, её подержать в тёплых руках? (Ответы детей). Правильно, она растает. Сегодня вы можете с родителями дома провести опыт. Возьмите замороженный в холодильнике лед, положите его в тряпочку и на батарею. Что с ним произойдет, расскажете мне завтра.

Динамическая пауза «Снеговик».

Раз рука, два рука, (сначала показывают правую руку, потом левую)

Лепим мы снеговика(круговые движения ладонями рук)

Мы катаем снежный ком –

Вот какой (показывают руками ком)

А потом поменьше ком –

Вот какой (показывают руками ком поменьше)

А наверх поставим мы маленький комок.(соединяют кончики пальцев обеих рук в форме шара)

И готов снеговичок, (надувают щеки)

Очень милый толстячок. (улыбаются, быстро моргают глазами)

Снеговик написал специально для детей правила поведения зимой, чтобы вы не замерзали и всегда были здоровы:

  • Надевать рукавички, шапку, застегивать все пуговицы нужно еще до выхода на улицу. Почему? ( Дети высказывают свои предположения).
  • Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер;
  • Нельзя грызть сосульки и есть снег. Почему?
  • Нельзя прикладывать язычок к металлу; Почему?
  • Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;
  • Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;
  • Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. Почему?

Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено! Почему?

Снеговик прощается с детьми.

  Вторая часть занятия: экспериментирование с водой «Разная температура воды».

Материал: вода – холодная, теплая, горячая; три стаканчика с водой; три кусочка льда.

Воспитатель предлагает детям сравнить температуру воды в разных стаканчиках пальчиком.

- Попробуйте пальчиком и определите, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком -  самая теплая. Воспитатель измеряет вместе с детьми температуру воды в разных стаканчиках, затем кладет по кусочку льда в каждый стаканчик.

- Сравните температуру воды после того, как лед в ней растаял. Почему вода стала холоднее? (Ответы детей.)

Воспитатель подчеркивает, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной.

-Если бы вы были рыбами, какую воду вы бы выбрали – теплую или холодную? (Ответы детей.)

-Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в теплых морях или холодных? (Ответы детей.)

-В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры. От них идет пар. Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например особенные водоросли.

Итак, ребята, мы теперь с вами знаем, что вода в водоемах бывает разной температуры, и что в них живут разные растения и животные; а лед – твердое вещество и он может превратиться в воду.

Экспериментирование с водой: «Окрашивание воды».

Цель: помочь выявить свойства воды.

Оборудование: ёмкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики, вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель.

Дети под руководством воспитателя рассматривают в воде 2-3 предмета.

-Почему предметы хорошо видны? (Вода прозрачная). Что произойдёт, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Предложения детей). Под руководством воспитателя дети опускают рисунок, написанный красками ,в воду.

-Что произошло с рисунком? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет).

-Почему это произошло? Частички краски попали в воду. Как еще можно окрасить воду? Добавить краситель.

Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, понюхать. Воспитатель ставит перед детьми задачу – узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окрас, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах – сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов.

 Затем воду разных цветов сливают в разные емкости для дальнейшего изготовления цветных льдинок.

Вывод: вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вода может быть теплой и холодной. Некоторые вещества в воде растворяются. Вот почему грязные руки в рот брать нельзя.

Экспериментирование с водой: «Водяные весы».

Цели: познакомить с изготовлением и работой водяных весов; закрепить знания о том, что при погружении в воду предметов, уровень воды поднимается.

Оборудование: высокая стеклянная банка, круглая палка длиной 20-30 см из легкого дерева, гайка, картон.

В банке с водой воспитатель устанавливает палку (для того чтобы она стояла вертикально, привязать к ее концу гайку). К верхней части прикрепляет кружок картона – чашу весов. Отмечает на стенке банки уровень воды. Кладет на «чашу весов» монетку и вновь отмечает уровень воды. Уровень воды изменился.

Экспериментирование с водой: «Пар – это тоже вода».

Цель: познакомить детей с одним из состояний воды – паром.

Оборудование: термос, кипяток.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из состояний воды – паром.

Во время эксперимента не подносить руку к отверстию термоса!

Воспитатель берет термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар.

Для того, чтобы доказать, что пар – это тоже вода, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды.

Вывод: Пар – это тоже вода.

Беседа о снеге:

Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

«С неба звездой, в ладошку водой».

Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала.

Что это? Правильно, это снежинка. А почему она на ладони тает? Снежинка состоит из кристалликов льда, застивших в разной причудливой форме, а от тепла лед тает, поэтому снежинка растаяла. Я сейчас занесу со двора снег на блюдечке, мы его поставим на батарею, а через некоторое время посмотрим, что же стало со снегом.

Итог: Поместить в групповой комнате плакат с различными состояниями воды.

Закрепить с детьми знания о том, что вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Сделать  выставку детских рисунков «Забавные снеговички», «Снежинки»; выставку поделок из пластилина: «Снеговик», «Снежная Королева».

Зимние загадки:

Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
(мороз)

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек
Что всегда холодный ...
(снег)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)

Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ...
(сосульки)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...
(снеговик)

Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ...
(лед)

Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ...
(Дед Мороз)

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

 (снеговик)

Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,

По городу идет:                              Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит,                                                         (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода,                         Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь –                                       (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

Беседа о времени годалогопедическое занятие на тему зима

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Воспитательследит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

(повороты вокруг своей оси) 
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.

Игра «Назови ласково»  с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка – горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

  Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,            Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.             Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                    «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,           «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,          Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                  Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп

Упражнение «Какой? Какая? Какое?» развитие речи тема зима

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…). 

Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!»

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)
 

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, 
(Дети сжимают и разжимают кисти рук) 
Из комочков слепим дом. 
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) 
Звери будут в доме жить, 
(Хлопают в ладоши) 
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок») 
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики. 
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". 
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком. 
Раз — подбросим, "Подбрасывают". 
Два — поймаем, "Ловят". 
Три — уроним "Роняют". 
И... сломаем. Топают. 

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Рисование «Забавные снеговички»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Подвижные игры: «Дождик», «Снежиночки – пушиночки».

Чтение стихотворений: «Речка зимой» В.Фетисов, «Алёшка и снежок» Е. Андреева, «Трудолюбивая вода» В.Иванова, «Кто не умывается» П.Синявский, «Дождик» В.Минькова.

Консультация для родителей «Как организовать опыты с водой дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

К проекту Занятие «Вода, вода – кругом вода»

Цель: дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде....

Вода, вода - кругом вода.

Конспект образовательной деятельности по эксперементированию с водой. Закрепление признаков весны....

ПРОЕКТ «вода, вода кругом вода»

Тип проекта: исследовательско-творческийВид проекта: краткосрочный, групповойВозраст детей: 5-7 летУчастники проекта: воспитатели, воспитанники, родители...

«ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА»

Конспект  образовательной деятельности в средней группе.Развитие представлений о воде, её свойствах, значении для человека. Освоение экспериментирования....