Долгосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Журавлята учатся летать"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой живет ребенок, с известными почетными людьми, которые прославляли поселок своим трудом, изумительными фарфоровыми изделиями, стихами о родном крае, о героях войны. Родители не уделяют большого внимания данной проблеме,считая её не столь важной и дети не владеют достаточной информацией о родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Обсудив эту проблему с родителями мы пришли к единогласному решению поработать над этой темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»

Долгосрочный педагогический проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

Оригами на видео - Оригами - Сайт хорошего настроения, новостей, приколов, шуток

                                      Над проектом работали:

                                  Воспитатели старшей  группы

                               Командрина Марина Михайловна

                                       

                                        Дети старшей группы

                                                 Родители

                                                 2014 - 2016 г.г.

Проект «Журавлята учатся летать…»

«Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»

                                                               В. Орлов

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые приятные воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком или же небольшим поселком и в то же время являться самым любимым и дорогим местом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, поселок, в котором они живут, стал любимым! Этот проект посвящается Талдомскому краю, п. Вербилки, которые являются малой Родиной наших воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории малой родины и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком и Талдомском крае возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными почетными людьми, которые прославляли поселок своим трудом, изумительными фарфоровыми изделиями, стихами о родном крае, о героях войны.

Родители имеют недостаточно знаний о своем поселке, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры п. Вербилки, поможет сформировать заботливое отношение к родному поселку.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

анкетирование родителей выявить объем знаний и представлений о родном поселке, его истории, достопримечательностей;

диагностирование детей с целью выявления уровня сформированных знаний и представлений об истории и культуре родного поселка.

II этап - основной, включает в себя:

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

совместные мероприятия с семьями воспитанников,

экскурсии по поселку,

пополнение развивающей среды,

выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. Итоговое диагностирование детей.
  2. Повторное анкетирование родителей.
  3. Праздники, по итогам мероприятий.
  4. Итоговые занятия по окончанию тем.
  5. Итоговая презентация по проекту.
  6. Сообщение на родительском собрании о работе проекта.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Вербилок доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Весь проект состоит  из 4 блоков:

«Моя малая Родина»

«Мой дом - Россия»

«Народные традиции. Православная Русь»

«Боевая слава России»

План работы с детьми на 2014  - 2015 г.

Сентябрь

  1. Занятие – Познание – «День знаний»
  2. Беседа «Моя Родина»
  3. Занятие «Москва – столица России. Символика страны – герб, флаг».
  4. Рассматривание русских национальных костюмов.
  5. Занятие «Страна, в которой мы живем»
  6. Беседа. Богатство России. Чтение Л. Кона «Лен».
  7. Народная мудрость: пословицы, поговорки, загадки.
  8. Месячник по ПДД и ОБЖ.

Октябрь.

  1. Беседа   «История  возникновения родного поселка  Вербилки»
  2. Чтение З. Александровой   «Родина»
  3. Пословицы и поговорки о Родине.
  4. Беседа «Значимые места родного поселка»
  5. Экскурсия в пожарную часть 211 г.п. Вербилки.
  6. Рисование «Пожарная машина»
  7. Беседа «Как прекрасна природа Вербилок…»
  8. Рисование и выставка работ «Как прекрасен этот мир…»

Ноябрь.

  1. Занятие «Талдомский край – Журавлиный заповедник»
  2. Рисование «Журавли летят, курлычут…»
  3. Показ слайд – презентации «Летят журавлей караваны…»
  4. Достопримечательности родного поселка. «Вербилковский фарфоровый  завод».
  5. Д. И. «Кто, где работает».
  6. Чтение стихов о родном поселке.
  7. Экскурсия на завод АОО «Фарфор Вербилок».
  8. Рисование: роспись сервиза  «Яблоки».
  9. Занятие «Хранительница очага». Пословицы и поговорки о матери.
  10. Конкурс чтецов «День Матери».

Декабрь.

  1. Занятие «Московский Кремль»
  2. Экскурсия в библиотеку. Открытое мероприятие «День книги».
  3. Работа в книжном уголке «Природа и города России»,

      «Кремли в древних русских  городах»

  1. Рисование «Спасская башня Кремля»
  2. Занятие «Как выращивают хлеб»
  3. Русские народные пословицы о труде.
  4. Выставка изделий русского народно-прикладного искусства.
  5. Чтение художественной литературы.

Январь.

  1. Беседа «Народные традиции. Новый год».
  2. Беседа  Рождество Христово. Святки. /Показ презентации./
  3. Народные традиции. Знакомство с колядками.
  4. Беседа «Крещение». /Показ презентации./
  5. Беседа «Памятники Кремля. Царь - колокол».
  6. Русские народные игры «Палочка-выручалочка».
  7. Чтение тематической художественной литературы.

Февраль.

  1. Беседа «Памятники  Кремля. Царь - пушка».
  2. Занятие «День защитника Отечества».
  3. Праздник «Колесо истории»
  4. Рисование «Защитники Отечества»
  5. Рассказ о Василии Блаженном.
  6. Конструирование «Храм Василия Блаженного»
  7. Народные традиции. Праздник «Как на масленой недели, мы свои блиночки ели».
  8. Былинные защитники святой Руси.
  9.  Беседа «Не спорь! Прости!».
  10. Чтение тематической художественной литературы.

Март.

  1. Беседы «Народные традиции. Хлебосольство».
  2. Беседа «Мама слово дорогое».
  3. Праздник «Школа маленьких поварят»
  4. Пословицы и поговорки о матери.
  5. Рисование «Милой мамочки портрет».
  6. Музейная педагогика рассматривание картин «В субботу», «Семья» - Ю. Кугач

5.  Беседа «Любовь родителей».

     6.  Беседа «Что хорошо  и что  плохо?».

 7. Чтение тематической художественной литературы.

Апрель.

  1. Беседа  «Наши меньшие друзья». «Необыкновенная дружба святых людей и диких зверей». Рассказ   о святом Сергии Радонежском (основатель Троице-Сергиева монастыря (Лавра)).
  2. Занятие – Познание - «День космонавтики».
  3. Рисование «Космос глазами детей – неведомые дали»
  4. Беседа. Русское народно-прикладное искусство. Матрёшка.
  5. Беседа «Будь послушным!» «Доброе дело. Трудолюбие и лень».
  6. Праздник «День Здоровья»
  7. Рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
  8. Занятие по экологическому воспитанию «Чистый воздух и вода богатство страны».
  9. Цикл бесед и изобразительная деятельность «Православие русского народа»:

«Уж верба вся пушистая»; «Летите голуби, летите…»

«Благая весть», «Пасхальная открытка»,

«Дорого яичко к праздничному дню»

  1. Светлый праздник Пасхи.
  2. Тематическая экскурсия в библиотеку п.г. Вербилки открытое мероприятие по теме: «Что растет в лесу, кто живет в лесу».
  3. Чтение тематической художественной литературы.

Май.

  1. НОД «9 Мая – День Победы».
  2. НОД «Бессмертный солдат в каждой семье».
  3. Рисование «Враг не пройдет»; «Скорей надень, дедушка, медали!» «Память», «Салют Победы!»
  4. Конкурс чтецов к 70-летию Победы «Этих дней не смолкнет слава!»
  5. Экскурсия к Обелиску Славы.
  6. Показ слайд - презентации «Рисуют мальчики войну».  
  7. Аппликация «Поздравительная открытка ветеранам».
  8. Субботник «Приведем наш общий Дом в порядок»
  9. Беседа «Наши добрые дела» «О добрых, жадных, щедрых»
  10. Беседа «Будь скромным! Не хвастайся!»,  «Не кради! Не обманывай!»
  11.  Беседа «Моя семья.  Наш род»
  12.  Посадка цветов в клумбы в честь Дня Поселка.
  13.  Выступление в ДК на День Поселка.
  14.  Чтение тематической художественной литературы.

Используемая литература:

  1. «Патриотическое воспитание дошкольников» - Н. В Алешина УЦ  Перспектива  Москва 2008 г.
  2. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» - О.В. Дыбина.   Мозаика синтез Москва 2011 г.
  3. «Основы православной культуры» - составитель О.К. Харитонова под редакцией протоирея Виктора     Дорофеева , издательский дом «Покров» Москва 2002 г.
  4. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М.Д. Маханева . Творческий Центр «Сфера»  Москва 2010 г.
  5. Православная культура  для малышей  «Добрый мир» - Л.Л. Шевченко
  6. М. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.
  7. Добрый мир. Устроение доброго мира. Прогулки  по дням творения.
  8. Устроения добрых отношений  в мире. Хорошо – плохо
  1. Устроение добрых отношений в нашей  жизни.  Семья. Родина.
  1. Православный  храм. Наши меньшие друзья (человек и мир природы).
  2. Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.
  3. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ.- А.Е. Писарева, В.В. Уткина. Творческий Центр «Сфера» Москва 2007 г.
  4. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом.- М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  5. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  6. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  7. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»

Конспект НОД

«Моя малая Родина»

Старшая группа

Воспитатель: Командрина М.М.

п. Вербилки

Задачи:

Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях; прививать интерес к истории родного края;

воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к родным местам.

Ход беседы:

Восп.

Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Восп:

У нашей страны удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной. Россия – самая большая страна в мире.

       - А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой родине. У каждого человека есть Родина – место, где он родился и живет. А вы знаете, как называется поселок, в котором мы с вами живем?  (Вербилки)

Я знаю поселок с названьем игривым,

Там речка Дубна свои воды несет,

И тихо над нею склоняются ивы,

А летом природа, как в сказке цветет.

Чудесный поселок с историей древней,

Тончайший фарфор сделал славу ему,

И профиль лосиный сияет на гербе,

Вербилки – названье поселку тому.

       - А кто знает, как называется столица нашей страны? (Москва)

Правильно Москва, рядом со столицей много больших городов, поселков и маленьких деревень, посмотрите какая большая территория земли, её называют Московская область. Московская область разделена на небольшие районы и наш поселок Вербилки находится в Талдомском районе. Вот это и есть, наша малая Родина, где мы с вами живем.

Малая родина – островок земли,

Под оком – смородина,

Вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней – скамья.

Ласковая, милая, Родина моя!

Восп:

Как вы думаете, так что же такое Родина? (родной дом, родная улица, солнце, голубое небо, это хлеб, это друзья, это место где мы родились).

        - Вы все правильно назвали. Родиной мы зовем  тот город или деревню, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей

Дети читают стихи

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березы у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Восп:

Ребята, а вы любите свою малую Родину, гордитесь ею?

Ну, если вы любите свою родину и гордитесь ею, вы должны знать историю своего поселка, вот послушайте, я вам немного расскажу об истории возникновения нашего поселка.

         «Когда-то, очень давно, когда не было на свете ни ваших родителей, ни бабушек с дедушками, и даже прапрабабушек с прапрадедушками  приехал в Россию богатый купец. Посмотрел он на край наш удивительно красивый и богатый и решил здесь остаться  жить. И задумал он построить в нашем краю завод, не простой, а фарфоровый. Стал к заводу съезжаться рабочий люд, строили себе дома, магазины, школу, храм божий. Стали люди думать, как им назвать свою малую Родину, а места наши красивые, окружает нас могучий лес и поселок стоит на слиянии двух рек Дубна и Якоть, в то время эти реки были судоходные по ним ходили пароходы. На пароходах привозились на завод глина и все что нужно, для

производства фарфора, а с завода отправляли на пароходе готовые фарфоровые изделия по всей матушке России. И по берегам рек росло много вербы и склоняли они свои ветви до самой воды это было очень красиво. И решили тогда назвать поселок ……»        

Воспит:

Ребята, а какие особо значимые места нашего поселка вы знаете? (школа, Дом Культуры, стадион, библиотека, обелиск - памятник павшим за Родину в годы войны, Храм Александра-Невского и конечно же фарфоровый завод).

В нашем поселке много улиц и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим, когда вы назовете  свой домашний адрес.

Восп:

Ребята! А сколько вам лет?

- Вам по-5 лет, вашим родителям по 25-36 лет. У всех людей разный возраст, кто по младше, кто постарше. А как вы думаете у городов, поселков и деревень  есть возраст?

У каждого города или деревне тоже есть возраст и он исчисляется с того момента когда был построен город.  Нашему  поселку 386 лет, а вот столица нашей Родины и того старше Москве исполнится 867 лет.

В нашем поселке работает завод, который известен всему миру, своим удивительно красивым фарфором. Профессии у людей, которые там работают – самые разные. Об этом мы узнаем, когда ребята расскажут о своих родственниках, которые работают или работали на нашем знаменитом заводе. (рассказы детей).

- Ребята, а как называется детский сад, в который вы ходите? А  как вы думаете можно ли его назвать вашим родным домом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Межгрупповой педагогический проект по нравственно-патриотическому развитию детей

Вид проекта: по содержанию: нравственно-патриотический;по форме организации: межгрупповой детско-родительский;по доминирующей деятельности: смешанный (художественно-эстетическая, игровая, познавательн...

Педагогический проект по нравственно - патриотическому «Мы будем знать…»

Цель проекта: формирование у детей нравственно – патриотических чувств. Воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к Родине.Задачи:1.     Привитие детям чувства любви к св...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Уголок России - отчий дом"

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Спешите делать добро»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  по нравственно-патриотическому воспитанию                     «Спе...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию посвященный 70-летию Победы: «Эхо войны в моей семье»

Актуальность: Рассказать детям о ВОВ, которая вошла в каждый дом .Вид проекта: исследовательский, творческий.Продолжительность проекта:  долгосрочный – (с января по май 2015 года)Участники ...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию к 75-летию Победы в Великой отечественной войне «Наша слава и наша память»

В преддверии 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне патриотическое воспитание приобретает особое значение.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста нач...