Долгосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Неверова Светлана Павловна
Проблема Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными почетными людьми, которые прославляли поселок своим трудом, стихами о родном крае, о героях войны. Родители имеют недостаточно знаний о своем поселке, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Цель проекта: - Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный педагогический проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Срок реализации 1 год.

                                                                                                                                                «Воспитание любви к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» - говорил академик  

                                                                                                                                     Д. С. Лихачев

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей «А» группы, педагоги, родители

ВРЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: дети 5-6 лет

ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный (2024г. – 2025 г.)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: с 1 сентября 2024г. по 31 августа 2025г.

 Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город, поселок. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом поселке. Причем этому поселку вовсе не обязательно быть большим. Он может быть тихим, заброшенным городком или же небольшим поселком и в то же время являться самым любимым местом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к поселку, городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Мы хотим, чтоб ребятам, поселок, в котором они живут, стал любимым!

В данном проекте речь пойдёт о значении истории малой родины и его влиянии на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными почетными людьми, которые прославляли поселок своим трудом, стихами о родном крае, о героях войны.

Родители имеют недостаточно знаний о своем поселке, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном поселке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

 Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю. 

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

 Сроки реализации проекта

1 год (01.09.2024- 31.08.2025г.)

Прогнозируемый результат.

- Обогатить и систематизировать знания детей об истории поселка и его культурных ценностях. Сформировать устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры п.Пелым, поможет сформировать заботливое отношение к родному поселку.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап (01.09.- 15.09. 2024 г) - подготовительный, включает в себя:

анкетирование родителей знаний и представлений о родном поселке, его истории, достопримечательностей;

диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного поселка.

II этап (1.09.2024-31.08.2025 гг.)- основной, включает в себя:

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом, совместные мероприятия с семьями воспитанников, экскурсии по поселку, пополнение развивающей среды,

выставки детских работ, семейных фотографий, экскурсии в музей.

III этап - итоговый, включает в себя:

Занятие "Люби и знай родной свой край                                                             

 Экскурсии в библиотеку, в пожарную часть.

Итоговая презентация по проекту. 

Вывод. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о поселке, знаменитых жителях Вербилок доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

План работы с детьми на 2024г. - 2025 г. 

Сентябрь 

1.     Занятие – Познание – «День знаний»

2.     Беседа «Моя Родина»

3.     Занятие «Москва – столица России. Символика страны – герб, флаг».

4.     Рассматривание русских национальных костюмов.

5.     Занятие «Страна, в которой мы живем»

6.     Беседа. Богатство России. Чтение Л. Кона «Лен».

7.     Народная мудрость: пословицы, поговорки, загадки.

Октябрь.

1.     Беседа «История возникновения родного поселка Пелым»

2.     Чтение З. Александровой «Родина»

3.     Пословицы и поговорки о Родине.

4.     Беседа «Значимые места родного поселка»

5.     Экскурсия в пожарную часть.

6.     Рисование «Пожарная машина»

7.     Беседа «Как прекрасна природа нашего поселка Пелым»

8.     Рисование и выставка работ «Как прекрасен этот мир…» 

Ноябрь.

1.     Занятие «Наш родной край-люби и уважай»

2.     Рисование «Журавли летят, курлычут…»

3.     Показ слайд – презентации «Летят журавлей караваны…»

4.     Достопримечательности родного поселка.

5.     Д. И. «Кто, где работает».

6.     Чтение стихов о родном поселке.

7.   Рисование: роспись сервиза «Яблоки».

8.     Занятие «Хранительница очага». Пословицы и поговорки о матери.

9.     Конкурс чтецов «День Матери».

 

  Декабрь.

1.     Экскурсия в библиотеку. Открытое мероприятие «День книги».

2.     Работа в книжном уголке «Природа и города России».

3.     Занятие «Как выращивают хлеб»

4.     Русские народные пословицы о труде.

5.     Выставка изделий русского народно-прикладного искусства.

6.     Чтение художественной литературы.

Январь.

1.     Беседа «Народные традиции. Новый год».

2.     Беседа Рождество Христово. Святки. /Показ презентации. /

3.     Народные традиции. Знакомство с колядками.

4.     Беседа «Крещение». /Показ презентации. /

5.     Русские народные игры «Палочка-выручалочка».

6.     Чтение тематической художественной литературы.

Февраль.

1.     Занятие «День защитника Отечества».

2.     Праздник «Богатыри»

3.     Рисование «Защитники Отечества»

4.     Народные традиции. Праздник «Как на масленой недели, мы свои блиночки ели».

5.      Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря». Беседа «Былинные защитники святой Руси».

6.     Беседа «Не спорь! Прости!».

7.      Чтение тематической художественной литературы.  

Март.

1.     Беседы «Народные традиции. Хлебосольство».

2.     Беседа «Мама слово дорогое».

3.     Праздник «Школа маленьких поварят»

4.     Пословицы и поговорки о матери.

5.     Рисование «Милой мамочки портрет».

6.      Рассматривание картин «В субботу», «Семья» - Ю. Кугач

5.  Беседа «Любовь родителей».

     6.  Беседа «Что хорошо и что плохо?».

 7. Чтение тематической художественной литературы.

Апрель.

1.  Беседа «Наши меньшие друзья». «Необыкновенная дружба святых людей и диких зверей».

2.     Занятие – Познание - «День космонавтики».

3.     Рисование «Космос глазами детей – неведомые дали»

4.     Беседа. Русское народно-прикладное искусство. Матрёшка.

5.     Беседа «Будь послушным!», «Доброе дело. Трудолюбие и лень».

6.     Праздник «День Здоровья»

7.     Рисование «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

8. Занятие по экологическому воспитанию «Чистый воздух и вода богатство страны».

9.     Цикл бесед и изобразительная деятельность «Православие русского народа»:

«Уж верба вся пушистая»; «Летите голуби, летите…», «Благая весть», «Пасхальная открытка», «Дорого яичко к праздничному дню»

10.       Тематическая экскурсия в библиотеку п. Пелым.

11.   Открытое мероприятие по теме: «Что растет в лесу, кто живет в лесу».

12. Чтение тематической художественной литературы.  

Май.

1.     НОД «9 Мая – День Победы».

2.     Рисование "Память", «Салют Победы!»

3.     Конкурс чтецов ко дню Победы «Этих дней не смолкнет слава!»

4.       Презентация «Рисуют мальчики войну». 

5.     Аппликация «Поздравительная открытка ветеранам».

6.     Субботник «Приведем наш общий Дом в порядок»

7.    Беседа «Наши добрые дела», «О добрых, жадных, щедрых»

8   Беседа «Будь скромным! Не хвастайся!», «Не кради! Не обманывай!»

9.    Беседа «Моя семья.  Наш род»

10.  Чтение тематической художественной литературы.

 

 Используемая литература

 

  Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.

 Детство: Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб. Детство – Пресс, 20

Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М. Просвещение, 1985.

 Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М. Сфера, 2007.

 Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6.– С.– 27.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 -46.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

// Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 55 – 67.

  Н.В. Алёшина - «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью старшая группа» -

  В.Н. Волчкова - «Конспекты в старшей группе детского сада - познавательное развитие»

  Н.В. Дурова - «Очень важный разговор» -

  З.А. Ефанова» - «ФГОС ДО - Комплексные программы по программе Детство - старшая группа» (2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Журавлята учатся летать"

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным поселком, его достопримечательностями, улицей, на которой живе...

Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина»

Цель проекта: познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.Задачи проекта:1.  Позна...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию " С чего начинается Родина?".

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопри...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»...

Педагогический проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Россия - Родина моя» для детей от 5 до 6 лет

Педагогический проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Россия - Родина моя» для детей от 5 до 6 лет...

Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»

Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию«Наша Родина - Россия»...