Как посадим мы лучек-проект
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ломакина Надежда Степановна

проект по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл прект по экологическому воспитанию46.41 КБ
Файл data.docx46.41 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Воспитатель: Ломакина Н.С.

 Мини-проект: «Как посадим мы лучок!»

 

Срок реализации проекта:  с 01 марта по  10 апреля 2016г.

Проектная часть:

1 этап – подготовительный. (01.03.2016г -04.03.2016.)

Подборка  художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

Помощь родителей в выборе луковиц и семян для посадки. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).

Разбивка огорода на подоконнике.

2 этап – практический. (с 05.03 по 09.04.2016г.)

3 этап – заключительный. Презентация итогов проекта.  (10.04.2016г.)

Подведение итогов реализации проекта.

Выставка рисунков «Наш лучок».

 

 Технологическая карта проекта.

Разделы программы

Познавательное развитие. Речевое развитие

Название проекта

 «Как посадим мы лучок!»

Тематическое поле

 Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Тип проекта

Творческий, краткосрочный, групповой.

Проблема, актуальность

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель

Расширение представления детей второй младшей группы об окружающем мире; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.

Формировать  чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Участники проекта

  • Дети 2 младшей группы (3-4 года).
  • Родители и дети  2 младшей группы.
  • Воспитатель группы.

Ожидаемый результат

Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Задачи

    Расширять у детей знания и представления об овощах и цветах.

    Обогащать словарный запас, развивать связанную речь детей.

    Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.

Предметно-развивающая среда

   Муляжи, картинки, плакаты овощей, фруктов.

  Дидактические игры по теме.

   Художественная литература для чтения.

   Ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Направление реализации проекта

  • Совместная деятельность с детьми.
  • Взаимосвязь с родителями.

Мероприятия

Чтение: И.Токмакова «Купите лук», Э.Успенский «Как капусту растили», А.Барто «Морковный сок», русская народная сказка «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В.Коркина «Что растет у нас на грядке?»

Рассматривание семян (укропа, петрушки, посадка семян и лука).

НОД:  «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

Дидактические игры:  «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Овощ или фрукт», «Чудесный мешочек», «В борщ или в компот? », «Какой формы? », «Во саду ли в огороде», «Лото: овощи, фрукты и ягоды», «Овощной магазин».

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Игра «Мышка в огороде».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений». «Земля. Узнаем, какая земля», «Вода. Вода и растения», «Солнце. Солнце и растения», «Человек и растения».

Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Варим щи», «Компот».

Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике».

Работа с родителями: 

   Консультации для родителей
«Витамины малышам»
, «Что такое авитаминоз», «Огород для детей», «Лук от семи недуг».

Результат

1. Дети познакомятся с овощами.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получат необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидят многообразие посевного материала.

5. Дети станут бережнее относиться к растительному миру.

6. Создание мини - огорода на подоконнике.

7. Дети станут уважительно относиться к труду.

Форма презентации проекта

    Выставка рисунков «Наш лучок».

                             

 

Приложение

Тема: Посадка лука.

Цель: обобщить и расширить знания  о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей.

Задачи:

учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

 обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

развивать познавательные и творческие способности детей;

воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.

Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

Оборудование и материал:

ящик, совочки, лейка, контейнер; луковицы, земля, вода.

 

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Земля. Узнаем, какая земля».

Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.

Материал, оборудование: земля в контейнерах.

«Вода. Вода и растения».

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).

«Солнце. Солнце и растения».

Цель: Определить роль солнца в жизни растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темный уголок).

 «Человек и растения».

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).

 

 

Стихи, загадки, сказки и беседы о растениях.

Капуста
С неба льётся дождик грустный,                                                                     
Ест улитка лист капустный.
Как поест она до сыта,
Станет лист похож на сито.
Автор: неизвестен

Капуста
Белая и хрусткая,
Зовут меня капусткою.
Вкусная, полезная – 
Прогоню болезни я.
Автор: неизвестен 

Лук
Со мной общаться вам бывает сложно.
Без слёз очистить даже невозможно.
Но я полезен очень - вот так штука:
Нет от простуды средства лучше лука.
Автор: неизвестен

Лук
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет -
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Автор: неизвестен
 

Морковь
Если чаще есть морковку 
Не нужны и тренировки 
Каждый день пей сок морковный - 
Будешь сильным и здоровым.
Автор: неизвестен

Морковка
Тили-тили, трали-вали,
Вы набегались, устали?
Посидите, отдохните,
На морковку посмотрите:
Как она сама собою
Под землицею-землёю,
Всё росла, росла и вот,
Удивила огород:
Всем понравиться мечтала 
И такой красивой стала, 
Что нельзя не удивиться 
Красной девице-девице.
Автор: неизвестен 

Огурец
Под листочками на грядке
огурцы играют в прятки.
дождик лишь водить начнёт
Всех заметит, всех найдет.
Автор: неизвестен

Огурцы
Огурцы растут на грядках. 
Поливайте их, ребятки, —
Будет добрый урожай — 
Собирать лишь успевай. 
Затаились под кустом…
Всё равно мы их найдём!
Автор: Н. Меркушова

Чеснок
Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик.
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ!
Автор: неизвестен


Чеснок
Я всегда немного жгучий,
Но не злой и не вонючий.
От простуды, между прочим,
Словно щит, надёжный очень. Автор: неизвестен 

Чудо – огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Автор: неизвестен

В огороде 
Вот вам морковка, 
Красная головка, 
Хвостик зеленый, 
Вот вам и репка, 
И огурчик крепкий, 
Солнцем позлащённый. 
На рядах капусты 
Кочны жмутся густо 
В листьях лохматых. 
Вот горошек сладкий: 
Зёрнышки в порядке 
Спят в стручках усатых. 
Что за вкусный народец 
Населил наш огородец.
Автор: М.Пожарова 

 Кабачок 

А зелёный кабачок
Повернулся на бочок:
Сладко спит на грядке
как малыш в кроватке.
Автор: неизвестен

 

 Кабачок 

Подставив солнышку бочок. 
Лежит на грядке кабачок .
Листок в сторонку 
Отодвинув,
Он солнцу говорит!"
«Погрей, погрей, пожалуйста, мне спину.
Я подрасти хочу скорей.»
Вмиг солнце принялось за дело
И спинку кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался; он пыхтел ..
Но повернуться
Не сумел
Автор: Г. Белякова 

 

 

 

Загадки.

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)

 

Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста)

 

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

 

Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый…(Лук)

 

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

 

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

 

На грядке длинный и зелёный, 
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)

 

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

 

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)

 

Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла)

 

В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа. (Фасоль)

 

 

Сказка «Зеленый остров».

У круглой жёлтой луковицы проклюнулся зелёный росток.

Маленький Серёжа увидал это и воскликнул:

- Бабушка, бабушка, посмотри-ка, зелёный лук вылезает!

- Возьми стакан, налей туда воды немножко и поставь луковицу - вот и будет у тебя свой огород, - ответила бабушка.

Серёжа так и сделал. Каждое утро подбегал он к своему огороду и смотрел, что же происходит с луковицей. На третий день в стакане показались белые ниточки-корешки.

- Теперь можно и в землю посадить, - сказала бабушка и принесла из кладовки цветочный горшок.

Зелёные стрелки тянулись всё вверх и вверх. И однажды бабушка сказала:

- Пора с твоего огорода урожай собирать!

И мама, и папа, и бабушка - все ели вкусный салат из зелёного лука и нахваливали Серёжу.

- На дворе зима, а у нас в доме весной

говорила бабушка.

А Серёжа, разрумянившийся от похвалы, говорил:

- Кушайте, кушайте, я ещё что-нибудь выращу! Может быть, даже арбуз! Надо только, чтобы из семечка росточек выглянул!

 

 

Сказка про овощи.

     Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец  был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав!» Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде. Как ты думаешь, есть ли люди, похожие на них по характеру?

 

Репка ( в обработке К.Д. Ушинского)

     Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытащить не могут.Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Маку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытянули репку.

 

СКАЗКА О ЛУКЕ
Жил да был угрюмый Лук -
Плакал днём и ночью.
- Отчего ты плачешь, друг?
- Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Каждый, кто сорвёт меня,
Сразу плачет горько.
Очень прост я, неказист -
Стрелки, да и только.
Зелен острый длинный лист,
На конце – иголка.
Все они стоят пучком.
Посмотрите: в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже - помидоры.
Только я один в мечтах…
Горе Луку, горе!
Так поплакал наш Лучок.
Капли слёз упали:
Появился старичок
(В сказках его знали).
Очень стар и невелик,
Борода - по пояс,
Пёстрый длинный дождевик,
Хриплый, низкий голос.
- Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Точно одуванчик,
И таким прекрасным стал
Наш зелёный мальчик!

 

 

 

Рассказ об овощах

Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. У человека, который съел мясо, прибывают силы, потому что в мясе много белка. Горох и фасоль называют растительным мясом — они тоже богаты белком.

Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями.

Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала.

А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде — это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква — родственница арбузов и дынь. Они все вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья и кустарники, зато всё огромное поле занято арбузами, дынями и тыквами, и они, развалившись, лежат прямо на земле, зреют и дожидаются своего часа — сбора урожая.

 

 

 

Беседа об овощах

Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим об овощах. Какие овощи вы знаете?

Дети называют овощи

Воспитатель: А где они растут?

Дети: на огороде.

Воспитатель: правильно. Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи.

Воспитатель читает стихотворение:

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Выставляются картинки овощей.

Воспитатель: Овощи на огороде растут по-разному:

*У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

*У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

*У помидора, гороха, перца, баклажанов - плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Воспитатель: Кто может назвать овощи, которые мы срываем?

Дети: огурцы, помидоры, перец и др.

Воспитатель: А которые выкапываем?

Дети: картофель.

Воспитатель: А которые выдёргиваем из земли?

Дети: морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.

Воспитатель: А какие овощи мы срезаем ножом?

Дети: тыква, кабачок, капуста, баклажан.

Воспитатель: Кто ухаживает за овощами?

Дети: За овощами ухаживают огородники на дачах.

Воспитатель:  А как они ухаживают за овощами?

Дети: Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.

Воспитатель: Для чего нужны овощи?

Дети: В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.

Воспитатель: Что можно приготовить из овощей?

Дети: Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу.

(Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель помогает ему)

2. Составление описательного рассказа по картинкам.

Воспитатель: Что это?

Дети: Помидор.

Воспитатель: Помидор – это фрукт или овощ? Где растёт? В саду или на огороде? Какой по цвету? Какой по форме? В каком виде употребляем в пищу? Кто попробует рассказать о луке?

Воспитатель помогает рассказать ребенку о луке с помощью картинок.

Примерный образец рассказа: Лук – это овощ. Лук растет на огороде. Он маленький и круглый. По цвету лук желтый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Лук очень полезен!

 

Консультация для родителей. «Огород на подоконнике».

Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей младшего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Поэтому родителям предлагается выбрать для посадки :лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Рекомендовать родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

 

 Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с..

2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.

3. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. - 207 с.

4. Вакуленко Ю.А.  Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель» 2007г

5. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург,1995

6. Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010

7. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2007 (методическое пособие)



Предварительный просмотр:

 

 Воспитатель: Ломакина Н.С.

 Мини-проект: «Как посадим мы лучок!»

 

Срок реализации проекта:  с 01 марта по  10 апреля 2016г.

Проектная часть:

1 этап – подготовительный. (01.03.2016г -04.03.2016.)

Подборка  художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

Помощь родителей в выборе луковиц и семян для посадки. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).

Разбивка огорода на подоконнике.

2 этап – практический. (с 05.03 по 09.04.2016г.)

3 этап – заключительный. Презентация итогов проекта.  (10.04.2016г.)

Подведение итогов реализации проекта.

Выставка рисунков «Наш лучок».

 

 Технологическая карта проекта.

Разделы программы

Познавательное развитие. Речевое развитие

Название проекта

 «Как посадим мы лучок!»

Тематическое поле

 Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Тип проекта

Творческий, краткосрочный, групповой.

Проблема, актуальность

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель

Расширение представления детей второй младшей группы об окружающем мире; вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.

Формировать  чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Участники проекта

  • Дети 2 младшей группы (3-4 года).
  • Родители и дети  2 младшей группы.
  • Воспитатель группы.

Ожидаемый результат

Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Задачи

    Расширять у детей знания и представления об овощах и цветах.

    Обогащать словарный запас, развивать связанную речь детей.

    Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.

Предметно-развивающая среда

   Муляжи, картинки, плакаты овощей, фруктов.

  Дидактические игры по теме.

   Художественная литература для чтения.

   Ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Направление реализации проекта

  • Совместная деятельность с детьми.
  • Взаимосвязь с родителями.

Мероприятия

Чтение: И.Токмакова «Купите лук», Э.Успенский «Как капусту растили», А.Барто «Морковный сок», русская народная сказка «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В.Коркина «Что растет у нас на грядке?»

Рассматривание семян (укропа, петрушки, посадка семян и лука).

НОД:  «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

Дидактические игры:  «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Овощ или фрукт», «Чудесный мешочек», «В борщ или в компот? », «Какой формы? », «Во саду ли в огороде», «Лото: овощи, фрукты и ягоды», «Овощной магазин».

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

Игра «Мышка в огороде».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений». «Земля. Узнаем, какая земля», «Вода. Вода и растения», «Солнце. Солнце и растения», «Человек и растения».

Пальчиковые игры: «Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Варим щи», «Компот».

Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике».

Работа с родителями: 

   Консультации для родителей
«Витамины малышам»
, «Что такое авитаминоз», «Огород для детей», «Лук от семи недуг».

Результат

1. Дети познакомятся с овощами.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получат необходимые условия для роста растений.

4. Дети увидят многообразие посевного материала.

5. Дети станут бережнее относиться к растительному миру.

6. Создание мини - огорода на подоконнике.

7. Дети станут уважительно относиться к труду.

Форма презентации проекта

    Выставка рисунков «Наш лучок».

                             

 

Приложение

Тема: Посадка лука.

Цель: обобщить и расширить знания  о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей.

Задачи:

учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

 обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

развивать познавательные и творческие способности детей;

воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.

Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

Оборудование и материал:

ящик, совочки, лейка, контейнер; луковицы, земля, вода.

 

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Земля. Узнаем, какая земля».

Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.

Материал, оборудование: земля в контейнерах.

«Вода. Вода и растения».

Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).

«Солнце. Солнце и растения».

Цель: Определить роль солнца в жизни растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темный уголок).

 «Человек и растения».

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).

 

 

Стихи, загадки, сказки и беседы о растениях.

Капуста
С неба льётся дождик грустный,                                                                     
Ест улитка лист капустный.
Как поест она до сыта,
Станет лист похож на сито.
Автор: неизвестен

Капуста
Белая и хрусткая,
Зовут меня капусткою.
Вкусная, полезная – 
Прогоню болезни я.
Автор: неизвестен 

Лук
Со мной общаться вам бывает сложно.
Без слёз очистить даже невозможно.
Но я полезен очень - вот так штука:
Нет от простуды средства лучше лука.
Автор: неизвестен

Лук
Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет -
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!
Автор: неизвестен
 

Морковь
Если чаще есть морковку 
Не нужны и тренировки 
Каждый день пей сок морковный - 
Будешь сильным и здоровым.
Автор: неизвестен

Морковка
Тили-тили, трали-вали,
Вы набегались, устали?
Посидите, отдохните,
На морковку посмотрите:
Как она сама собою
Под землицею-землёю,
Всё росла, росла и вот,
Удивила огород:
Всем понравиться мечтала 
И такой красивой стала, 
Что нельзя не удивиться 
Красной девице-девице.
Автор: неизвестен 

Огурец
Под листочками на грядке
огурцы играют в прятки.
дождик лишь водить начнёт
Всех заметит, всех найдет.
Автор: неизвестен

Огурцы
Огурцы растут на грядках. 
Поливайте их, ребятки, —
Будет добрый урожай — 
Собирать лишь успевай. 
Затаились под кустом…
Всё равно мы их найдём!
Автор: Н. Меркушова

Чеснок
Чеснока душистый зубчик
Мы с тобой положим в супчик.
Даст он супу аромат,
Станет суп вкусней стократ!
Автор: неизвестен


Чеснок
Я всегда немного жгучий,
Но не злой и не вонючий.
От простуды, между прочим,
Словно щит, надёжный очень. Автор: неизвестен 

Чудо – огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Автор: неизвестен

В огороде 
Вот вам морковка, 
Красная головка, 
Хвостик зеленый, 
Вот вам и репка, 
И огурчик крепкий, 
Солнцем позлащённый. 
На рядах капусты 
Кочны жмутся густо 
В листьях лохматых. 
Вот горошек сладкий: 
Зёрнышки в порядке 
Спят в стручках усатых. 
Что за вкусный народец 
Населил наш огородец.
Автор: М.Пожарова 

 Кабачок 

А зелёный кабачок
Повернулся на бочок:
Сладко спит на грядке
как малыш в кроватке.
Автор: неизвестен

 

 Кабачок 

Подставив солнышку бочок. 
Лежит на грядке кабачок .
Листок в сторонку 
Отодвинув,
Он солнцу говорит!"
«Погрей, погрей, пожалуйста, мне спину.
Я подрасти хочу скорей.»
Вмиг солнце принялось за дело
И спинку кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался; он пыхтел ..
Но повернуться
Не сумел
Автор: Г. Белякова 

 

 

 

Загадки.

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)

 

Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста)

 

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

 

Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый…(Лук)

 

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

 

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

 

На грядке длинный и зелёный, 
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)

 

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

 

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)

 

Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла)

 

В огороде хоть росла,
Знает ноты соль и фа. (Фасоль)

 

 

Сказка «Зеленый остров».

У круглой жёлтой луковицы проклюнулся зелёный росток.

Маленький Серёжа увидал это и воскликнул:

- Бабушка, бабушка, посмотри-ка, зелёный лук вылезает!

- Возьми стакан, налей туда воды немножко и поставь луковицу - вот и будет у тебя свой огород, - ответила бабушка.

Серёжа так и сделал. Каждое утро подбегал он к своему огороду и смотрел, что же происходит с луковицей. На третий день в стакане показались белые ниточки-корешки.

- Теперь можно и в землю посадить, - сказала бабушка и принесла из кладовки цветочный горшок.

Зелёные стрелки тянулись всё вверх и вверх. И однажды бабушка сказала:

- Пора с твоего огорода урожай собирать!

И мама, и папа, и бабушка - все ели вкусный салат из зелёного лука и нахваливали Серёжу.

- На дворе зима, а у нас в доме весной

говорила бабушка.

А Серёжа, разрумянившийся от похвалы, говорил:

- Кушайте, кушайте, я ещё что-нибудь выращу! Может быть, даже арбуз! Надо только, чтобы из семечка росточек выглянул!

 

 

Сказка про овощи.

     Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец  был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав!» Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде. Как ты думаешь, есть ли люди, похожие на них по характеру?

 

Репка ( в обработке К.Д. Ушинского)

     Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытащить не могут.Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Маку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытянули репку.

 

СКАЗКА О ЛУКЕ
Жил да был угрюмый Лук -
Плакал днём и ночью.
- Отчего ты плачешь, друг?
- Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Каждый, кто сорвёт меня,
Сразу плачет горько.
Очень прост я, неказист -
Стрелки, да и только.
Зелен острый длинный лист,
На конце – иголка.
Все они стоят пучком.
Посмотрите: в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже - помидоры.
Только я один в мечтах…
Горе Луку, горе!
Так поплакал наш Лучок.
Капли слёз упали:
Появился старичок
(В сказках его знали).
Очень стар и невелик,
Борода - по пояс,
Пёстрый длинный дождевик,
Хриплый, низкий голос.
- Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Точно одуванчик,
И таким прекрасным стал
Наш зелёный мальчик!

 

 

 

Рассказ об овощах

Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. У человека, который съел мясо, прибывают силы, потому что в мясе много белка. Горох и фасоль называют растительным мясом — они тоже богаты белком.

Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями.

Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала.

А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде — это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква — родственница арбузов и дынь. Они все вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья и кустарники, зато всё огромное поле занято арбузами, дынями и тыквами, и они, развалившись, лежат прямо на земле, зреют и дожидаются своего часа — сбора урожая.

 

 

 

Беседа об овощах

Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим об овощах. Какие овощи вы знаете?

Дети называют овощи

Воспитатель: А где они растут?

Дети: на огороде.

Воспитатель: правильно. Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там мы выращиваем овощи.

Воспитатель читает стихотворение:

В огороде много гряд

Тут и репа и салат.

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Выставляются картинки овощей.

Воспитатель: Овощи на огороде растут по-разному:

*У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

*У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

*У помидора, гороха, перца, баклажанов - плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Воспитатель: Кто может назвать овощи, которые мы срываем?

Дети: огурцы, помидоры, перец и др.

Воспитатель: А которые выкапываем?

Дети: картофель.

Воспитатель: А которые выдёргиваем из земли?

Дети: морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.

Воспитатель: А какие овощи мы срезаем ножом?

Дети: тыква, кабачок, капуста, баклажан.

Воспитатель: Кто ухаживает за овощами?

Дети: За овощами ухаживают огородники на дачах.

Воспитатель:  А как они ухаживают за овощами?

Дети: Они их сажают, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, подкармливают.

Воспитатель: Для чего нужны овощи?

Дети: В овощах очень много витаминов, полезных для здоровья.

Воспитатель: Что можно приготовить из овощей?

Дети: Из овощей можно приготовить соки, пюре, салаты, рагу.

(Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель помогает ему)

2. Составление описательного рассказа по картинкам.

Воспитатель: Что это?

Дети: Помидор.

Воспитатель: Помидор – это фрукт или овощ? Где растёт? В саду или на огороде? Какой по цвету? Какой по форме? В каком виде употребляем в пищу? Кто попробует рассказать о луке?

Воспитатель помогает рассказать ребенку о луке с помощью картинок.

Примерный образец рассказа: Лук – это овощ. Лук растет на огороде. Он маленький и круглый. По цвету лук желтый. Лук твердый. По вкусу он горький. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Лук очень полезен!

 

Консультация для родителей. «Огород на подоконнике».

Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей младшего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Поэтому родителям предлагается выбрать для посадки :лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Рекомендовать родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

 

 Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с..

2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.

3. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. - 207 с.

4. Вакуленко Ю.А.  Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель» 2007г

5. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург,1995

6. Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010

7. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2007 (методическое пособие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в средней группе на тему: «Мы посадим репку….»

Интегрированное занятие по экологии: «Мы посадим репку….» сочетает в себе :сюрпризный момент(появление бабушки) ,формирование  представления о внешнем виде семян тыквы, огурца, репы , навык...

Интерактивное занятие по экологии в средней группе на тему: "Мы посадим репку"

Формировать представление о внешнем виде семян тыквы, огурца, репыи навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей, полить).Воспитывать умение внимательно слушать, активно...

Посадил дед репку.

Данное занятие позволяет уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания с помощью сказки, загадок, дидактически...

комплекс утренней гимнастики для детей первой младшей группы « Посадили мы морковь».

Комплекс утренней гимнастики для детей первой младшей группы "Посадили мы морковь" Тематическая наделя "Овощи"...

Акция в ДОУ "Посади дерево"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3556960","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3556965","at...

проект "Посади сирень"

                                              žНазвание проекта-«посади сирень...

Экологическая акция Посади дерево. Посади цветочек.

Цель акции:Развитие у детей интереса к изучению природы родного края;Воспитание в детях заботливого отношения к природе; любви к своей РодинеОзеленение территории детского сада....