Викторина "Знатоки леса" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Смирнова Наталья Валериевна

Викторина "Знатоки леса" для детей подготовительной группы в занимательной форме помогает закрепить знания детей о лесе, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_lesa_podgotovitelnaya_gruppa.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ЛЕСА»

Цель. Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению). Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.

Ход

Воспитатель читает стихотворение:

В ЛЕСУ
Краснеют на солнце
Сосен стволы, 
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою, 
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит...

И.А.Белоусов 

Воспитатель. Много тайн и загадок хранит лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые он предлагает нам. Команда "Зайчики" и команда "Белочки" выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе. За каждый правильный ответ будет даваться грибочек. В конце занятия подсчитаем, чья команда больше наберёт грибочков, та и победила.

Без чего не бывает леса? (Без деревьев.) А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?

Задание N 1. Узнай дерево по его коре.

Команды получают по кусочку коры: "Зайчики" - березы, "Белочки" - сосны.

Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? (Кора защищает дерево.) А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.)

Найдите кору старого дерева. Объясните, почему. Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.) А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.) Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.) А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим. Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.) У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.) От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т. д.) Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: "Береза плачет кровавыми слезами". Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)

Задание N 2. Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, ветла, баобаб...) Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина...) Хорошо все с заданием справились

Задание N 3. С какой ветки эти детки?

Команды получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек (еловую или сосновую); нужно найти веточку дерева по его шишке и сказать, как дерево называется.

Задание N 4. Разместить жителей по этажам лесного дома.

Воспитатель. Лес - это дом для зверей и птиц.

Команды получают по набору карточек с изображением обитателей леса: "Зайчики" - лису, белку, дятла, зайца, "Белочки" - волка, мышку, кабана, снегиря.

Задание N 5. Изобразить животных с помощью пантомимы.

"Зайчики" - волка; "Белочки" - лисицу

Задание N 6.

Воспитатель. Перед вами дерево, на котором собрались разные лесные птицы. Посмотрите внимательно и скажите: какие две птицы сюда попали по ошибке? Каждая команда должна назвать одну из этих птиц и снять ее с дерева (ласточка, скворец).

Задание N 7. Вопросы:

 Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану команды "Зайчики").

 Зачем лисе пушистый хвост? (капитану команды "Белочки").

"Зайчики".

1. Что такое кузница дятла?

2. Почему говорят: волка ноги кормят?

3. Какая птица зимой в прорубь ныряет?

"Белочки".

1. Что птицам страшнее: холод или голод? Почему?

2. Чем заяц питается зимой?

3. У какой птицы зимой выводятся птенцы?

Задание N 8. Как называются жилища лесных животных?

"Зайчики" отвечают: у лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово). "Белочки" - у медведя (берлога), у мышки (нора), у крота (нора).

Задание N 9. Назвать и показать на картинках животных.

"Зайчики" - хищников леса; "Белочки" - травоядных жителей леса.

Задание N 10. Разгадать кроссворд.

"Зайчики". 1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (Волк.) 2. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.) 3. Угадайте, что за птица: света яркого боится, клюв - крючком, глаза - пятачком, ушастая голова. Как зовут ее? (Сова.)

"Белочки". 1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) 2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.) 3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут ее? (Лисица.)

Задание N 11. Правила поведения в лесу.

Что означают знаки?

Нарисуй свой знак.

Подведение итогов. Награждение победителей, вручение памятных сувениров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...