"Колокольный звон" (интегрированное занятие с детьми подготовительной к школе группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щербинина Татьяна Александровна

   Интегрированное занятие проводится  с целью создания условий для  развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokolnyy_zvon.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                     « Колокольный звон»

                                       (Интегрированное  занятие

                              в подготовительной к школе группе)

     Цель: создавать условия для развития познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

    Задачи:

  1. Совершенствовать познавательную и речевую деятельность детей посредством интегрированного занятия.
  2. Знакомить с особенностями архитектуры церквей и храмов, историей их

возникновения.

  1. Продолжать учить рассматривать картины, слушать музыкальные произведения,

     понимать их содержание, выделять средства художественной выразительности.

  1. Учить различать средства музыкальной выразительности, передающие образ

     колокольных звонов.

     5. Учить изображать в рисунке впечатления, полученные на занятии,

     самостоятельно выбирая средства изображения.

6.  Развивать художественное восприятие произведений изобразительного

      искусства, нравственно – эстетические чувства детей через восприятие

      музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.

  1. Воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на литературные и музыкальные произведения, произведения живописи, чувство патриотизма в процессе восприятия музыкальных произведений о Родине, русской природе.

   

       Предварительная работа: экскурсия в храм, сюжетное комментированное рисование, рассматривание произведений изобразительного искусства, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.

       Материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация «Храм иконы Божьей Матери в р.п. Умет», иллюстрации с изображением церквей; картины: «Купола и ласточки» (К. Юон), «Соборная площадь в Московском Кремле» (Ф. Алексеев); аудиозапись колокольного звона; музыкальные произведения: «Звонили звоны» (Г. Свиридов), «Колокольный звон» (Э. Григ), «Кампанелла» (Н. Паганини), «На тройке» (П. Чайковский), «Колокола» (С. Рахманинов), «Богатырские ворота» (М. Мусоргский), «Кошкин дом» (И. Игнатьев); иллюстрационный материал к музыкальным произведениям; колокольчики.

   Звучит музыка Э. Грига «Колокольный звон».

     Педагог: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о церквях и храмах. Издавна на Руси в память о великом событии принято было возводить храм. Церковь строилась на самом высоком и просторном месте. Это настоящее произведение искусства. К строительству привлекались архитекторы, которые задумывали, как построить церковь; скульптуры возводили статуи и колонны; художники, расписывающие церкви внутри и снаружи, писали иконы. Какой необыкновенной формы крыши. Они называются купола, а еще их можно назвать луковки. Купола покрыты золотом и лазурью. А какой интересной и приятной формы окна! Эти здания украшены колонками, налепными узорами.

           Мастера выплетали

           Узоры из каменных кружев,

           Выводили столбы

           И работой своею горды,

           Купол золотом жгли,

           Кровлю крыли лазурью снаружи.

           И уже потянулись

           Стрельчатые башенки кверху,

           Переходы, балкончики,

           Луковки да купола…

     

     Педагог: Ребята, много лет в России церкви и храмы разрушались. Но теперь настали времена, когда эти произведения искусства восстанавливают и возводят новые строения. Даже в нашем поселке построили Храм Казанской иконы Божией Матери. Мы с вами были на экскурсии и видели, какой красивый храм у нас. Каждый храм и каждая церковь являются историческим и культурным памятником, который охраняется государством.

     Настоятель Храма Казанской иконы Божией Матери показывает презентацию «Храм иконы Божьей Матери в р.п. Умет» и  рассказывает детям об особенностях архитектуры и  внутреннего устройства здания.

     Педагог: Вы знаете, что художники в своих картинах отражают красоту окружающего мира. И сегодня мы с вами рассмотрим две картины, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Сначала мы рассмотрим картину, которую написал художник Константин Федорович Юон.

     Дети рассматривают репродукцию «Купола и ласточки».

        - Посмотрите внимательно и скажите, на что хотел обратить ваше внимание художник?

     Дети отвечают.

     - Почему он изобразил только купола, а не всю церковь?

     Дети отвечают.

     - Какое настроение вызывает у вас эта картина и почему?

     Дети отвечают.

     - Как бы вы назвали эту картину?

     Дети отвечают.

     - А теперь рассмотрим другую картину. Называется она «Соборная площадь в московском Кремле», написал ее художник Федор Яковлевич Алексеев.

     - Что вы видите на этой картине?

     Ответы детей.

     - Почему художник изобразил людей, лошадей с повозками такими маленькими?

     Дети отвечают.

     Педагог: Ребята, это высокое, величавое здание называется собором. Это главная церковь в Москве. А рядом стоит высокая колокольня с колоколами. Звучащая колокольня собора становилась гигантским музыкальным инструментом, который слышал весь город. Колокола своим звоном призывают людей для молитв, возвещают о начале богослужения. Русь всегда славилась колокольными звонами. Колокола сопровождали человека всю жизнь – и в радости, и в горе. Они звучали на всех праздниках, свадьбах. Во время народного гуляния в их веселый перезвон часто вплетались плясовые ритмы. Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных, траурных событиях. Они так и называются: будничный, праздничный, свадебный, встречный, красный. На колокольный звон шел к людям заблудившийся путник. Люди верили, что колокольный звон способен отгонять «нечистую силу», вылечивать от разных болезней, отводить грозу.

     Музыкальный руководитель: Колокольный звон – это древнее искусство, мастерство. Давайте послушаем, как они звучат.

     Включается аудиозапись «Софийские звоны».

     - Ребята, а теперь послушайте, как изображают колокольный звон в музыке разные композиторы.

     Музыкальный руководитель проигрывает части различных произведений на фортепьяно.

     - С помощью колокольного звона можно передать разное настроение – веселое, праздничное, грустно-задумчивое, тревожное или скорбное. Сегодня мы с вами  услышим разные музыкальные произведения, в которых изображаются колокольные звоны или звуки маленьких колокольчиков. Узнаем, как, какими средствами музыкальной выразительности композиторы отражают в музыке звучание колоколов. Георгий Васильевич Свиридов написал для детей сборник пьес «Детский альбом» (как и П.И. Чайковский). Одна из пьес «Детского альбома» Свиридова называется «Звонили звоны». Она написана на мелодию русской народной песни и передает колокольные звучания. Прислушайтесь, о каких событиях – радостных, печальных или тревожных – возвещает этот колокольный звон.

     - Да, пьеса начинается распевно, но потом звучит все более громко, напряженно, тревожно. А как в музыке передается это настроение

     - Музыка громкая, тяжелая, резкая. Каждый звук словно вызванивается отдельно, сильно, грозно. Потом количество звуков увеличивается, мелодия звучит тихо и остро. К концу пьесы колокола звучат пронзительно. В этом произведении колокола оповещают о каком-то тревожном событии, бьют в набат.

     Музыкальный руководитель: А вот как изображает звуки маленького колокольчика итальянский композитор Николо Паганини в своей знаменитой «Кампанелле». В переводе с итальянского «Кампанелла» означает «колокольчик».

Послушайте, как он звучит.

     Дети прослушивают запись.

     - Какой у него звук?

     Ответы детей (звонкий, чистый, сверкающий).

     Музыкальный руководитель: Паганини был великим скрипачом и заставил свою скрипку петь таким же звуком, чистым и звонким. В «Кампанелле» слышен быстрый, нежный звон маленького колокольчика – музыка игривая, танцевальная, звучит светло. Создается ощущение, что звук улетает высоко в заоблачные дали.

     - А вот еще одно музыкальное произведение, в котором композитор изображает звучание маленьких колокольчиков, на Руси их называют бубенцы или бубенчики.

П. Чайковский написал пьесу «На тройке».

     - Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик – веселей, и не собьешься с пути в пургу. Летишь, а вкруг мелькают заснеженные просторы полей, на солнце сверкают снежинки, вдыхаешь свежий морозный воздух. Как красиво вокруг.

     - Послушайте, как композитор передает звон колокольчиков.

       Звучит аудиозапись.

     Педагог: А теперь послушайте музыку совсем другого характера. Композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал целую поэму для оркестра, хора и солистов, которую так и назвал «Колокола». В поэме четыре части, повествующие о человеческой жизни: человек рождается, растет и, прожив свою жизнь, умирает. Вот тогда же и слышен похоронный звон. Грустный, тихий, скорбный, медленный звон.

       Звучит аудиозапись четвертой части.

     Педагог: Сегодня мы познакомились с разными произведениями, в которых музыка изображала колокольный звон. В произведениях «Звонили звоны» Свиридова, «Кампанелла» Паганини, «Колокола» Рахманинова уже само название говорит о колоколах. Но часто колокольные звоны встречаются в произведениях с другими названиями, например, в пьесе М.П. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки». Как звучат колокола в этой музыке?

     Звучит аудиозапись.

     - Да, празднично, торжественно, радостно. В музыке слышен величавый, мощный, низкий гул больших колоколов, переливаются звуки маленьких колоколов, окрашивающие звучание радостью. Мощь звучания композитор сравнивал с «Богатырскими воротами», защищающими великую Русь от врага. В старину колокола не только созывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях. Такой колокольный звон, тревожный, раскатистый, называется набатом. Сегодня мы уже слышали набатный колокол в пьесе «Звонили звоны» Свиридова.

     Педагог: А теперь давайте вспомним, в какой сказке начинается пожар и звонят в набат колокола. Кто написал эту сказку?

     Дети: «Кошкин дом» С.Я. Маршака.

     Музыкальный руководитель: Давайте вспомним слова русской народной потешки «Дон-дон…». На эти слова композитор В. Кирюшин написал песню «Дон-дон». Мелодия ее очень простая, давайте ее споем и сами будем звонить в колокола, как настоящие звонари.

     - Вот сколько разных настроений можно передать с помощью колокольного звона.

     Педагог: Ребята, вы сегодня много говорили о церквях, колокольном звоне. А как вы думаете, для чего люди ходят в церковь?

     Ответы детей.

     Настоятель Храма Казанской иконы Божией Матери: Люди ходят в церковь не просто помолиться, а подумать о самом себе, своих хороших и плохих поступках, пожелать добра и здоровья своим родным и близким.

     Рефлексия:

     - Ребята, вам понравилось наше занятие? Мы сегодня узнали много интересного. А теперь я предлагаю нарисовать, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

     Если присутствовали родители на занятии, то можно предложить совместный рисунок с ребенком.

     Подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы "Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой"

Занятие с гендерным подходом в воспитании детей старшего дошкольного возраста....

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной к школе группе по аппликации с элементами декоративного рисования Тема: «Вы поедите на бал?» (моделирование одежды, дизайн машин)...

Конспект итогового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей вида "В школу с Буратино"

Конспект итогового занятия "В школу с Буроатино" предназачен для  учителей-логопедов, воспитателей поготовительных к школе компенсирующих групп....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»

-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе. «Школа. Школьные принадлежности».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Школа". "Школьные принадлежности"...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....