Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в средней группе с элементами речевого творчества в исследовательско-экспериментальной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шмелёва Лариса Петровна

Тема: «Мыльная история»

Цель:

Ø организовать образовательную ситуацию по развитию интереса у  детей, развитию любознательности, познавательной мотивации и формированию познавательных действий в ближайшем окружающем мире;

Ø ознакомление с предметами - мыло (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); подводить детей к восприятию предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

 

 Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

-  Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, навыки коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 

ОО «Познавательное развитие».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

  - Активизировать  и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды,  их свойства и качества, назначение.

  - Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей.

  - Учить анализировать схему алгоритма.

Ознакомление с социальным миром.

 - Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

 - Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться. Воспитывать умение работать в микрогруппах.

 

ОО «Речевое развитие»

Формирование словаря: пополнить словарь детей словами: аромат, коллекция, туалетное и хозяйственное мыло.

Связная  речь - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими.

Развитие речетворческих способностей:

 - стимулировать детей к общению в общей игре;

 - развивать умение детей экспериментировать со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова; воспитывать способность к самовыражению в речетворческой деятельности.

 

ОО «Физическое развитие»

Физическая культура. Развитие интереса к участию в подвижной игре.

Материал:

Демонстрационный:  колокольчик, мешочек,  коллекция – мыло туалетное, хозяйственное, жидкое;  тазики для воды, магнитофон, умная книга  «Книга превращений», алгоритм.

Раздаточный: пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, трубочки, мыло разных форм и  расцветок.

 

Словарная работа:  туалетное (ароматное, душистое, пахучее) и хозяйственное мыло, аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, коллекция, мыловар, мыльница, щепотка сахара.

 

 Ход НОД:

Организационный момент.

Коммуникативно-речевая игра «Игра друзей».

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

 и друг другу улыбнёмся.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла чудесный мешочек.

 - Хотите узнать, что в нём лежит?

 -  Как вы думаете, это предмет вам знаком или нет?

Давайте проверим. Вы не сразу достанете предмет, а только потрогаете его, не заглядывая в мешочек. Кто хочет отгадать тайну чудесного мешочка? (дети по желанию обследуют предмет, высказывают предположения).

Чтоб содержимое узнать, загадку нужно отгадать.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пенной пенится,

Руки мыть не ленится.

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка по кусочку мыла.

Дети кладут мыло на стол, рассматривают его, определяют размер и форму (большое и маленькое, прямоугольное и круглое, квадратное и фигурное, как пахнет и т.п.) Приходят к выводу, что мыло бывает разное по форме, цвету, аромату, но назначение у мыла одно – смывать грязь.

Речетворчество. Давайте придумаем мылу название.

 Если мыло имеет аромат розы  - такое мыло называется розовым, 

если имеет запах лаванды – лавандовое, имеет аромат клубники – клубничное мыло. У  нас  есть мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла такое  мыло используют в хозяйстве и называют хозяйственное.

Воспитатель:

 - Ребята, как вы думаете, мыло бывает только твёрдое?

 - Как мы можем это проверить?  (версии детей).

Давайте спросим у нашей хозяюшки Антонины Константиновны.

Помощник воспитателя показывает детям флакончик с жидким мылом.

Дети вместе с воспитателем определяют  свойства жидкого мыла и приходят к выводу, что жидкое и твердое мыло имеют общие свойства.

 Речевая игра «Мыльные слова».

Цель: развивать умение детей экспериментировать со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова (мыльница, мыловар, мыльные пузыри).

Воспитатель:

 - Ребята, а что можно делать с мылом? (дети подбирают слова  - действия).

Подвести к игре с мыльными пузырями.  

 - А вы любите играть с мыльными пузырями? Давайте поиграем с ними.

 -  Где мы можем  взять мыльные пузыри?  (купить, попросить у старших детей, у взрослых, сделать самим…)

-  А из чего можно сделать мыльные пузыри? (версии детей).

 - Где мы можем узнать о том, как нам сделать мыльные пузыри? (прочитать, посмотреть в книгах, спросить у взрослых, спросить у наших гостей, посмотреть в интернете).

Воспитатель:

- Какие разные предложения, спасибо.

- А я вот еще что придумала! У меня есть умная книга «Книга превращений», где собраны рецепты изобретения мыльных пузырей. Давайте и мы сегодня будем изобретателями, а книга поможет нам.

И так, книга открывается, превращения начинаются!

 

Исследовательско - экспериментальная  деятельность.

Первый опыт.

На первой странице книги превращений изображена схема рецепта приготовления мыльных пузырей из твердого кусочка мыла. Нам необходима ванночка с чистой водой, кусочек твердого мыла. А знак вопроса говорит, должны узнать, что в результате у нас получится.

Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?

(обсуждение правил пользования мылом).

Так приступим же, друзья! Предлагаю вам разделиться на команды.

-Посмотрите, что находится в ванночках? (вода)

-  Опустите, пожалуйста, кончики пальчиков в воду, какая она? ( Теплая, мокрая…)

- Возьмите мыло, опустите  в воду и намыльте его.

- Какое стало мыло? (Скользкое)

- Что произошло с водой? ( Вода стала мутной, появился запах)

Значит, при смешивании с мылом вода становится мутной, не прозрачной, появляется запах.

Положите мыло в мыльницы и вытираем руки салфетками.

Второй опыт.

На второй страничке нашей книге что изображено? (трубочки и пузыри)

- Возьмите трубочки и опустите трубочку в ванночку с раствором. Давайте подуем и посмотрим, что у нас получится. Пить эту воду нельзя.

(Дети экспериментируют с трубочками).

Какие пузыри у вас получились?  Большие, маленькие, прозрачные. Когда много мыльных пузырей, что получается? ( Пена)

Предлагаю  поиграть.  Игра «Самая большая пенная гора?»

- Раз, два, три, большая пенная гора расти! Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра. Положите трубочки.

Значит, мы с вами по схеме из книги превращений приготовили раствор для мыльных пузырей с помощью воды и твердого мыла.

 - Ребята, вспомните, как пузырьки пены держались друг за друга, какие они были дружные. А мы с вами дружные? Давайте дружно  поиграем в игру.

Физминутка:  подвижная игра «Пузырь».

Мы с вами сделали мыльные пузыри из твёрдого мыла.  Они летают?

Предлагаю сделать мыльные пузыри, которые хорошо летают.

Третий опыт.

Открываем третью страничку нашей книги.

Вот рецепт приготовления летающих мыльных пузырей.

Алгоритм получения мыльных пузырей:

1 ложка воды + 1 ложка жидкого мыла + щепотка сахара.

Всё это сольём в один стакан, возьмём ложку, перемешаем.

Возьмём палочку для выдувания мыльных пузырей и  надуем пузыри.

Самостоятельная деятельность детей.

 Педагог постоянно напоминает детям алгоритм изготовления мыльных пузырей.  Дети надувают мыльные пузыри. (под музыкальное сопровождение -  песня «Мыльные пузыри»).

Раз, два, три -

Я пускаю пузыри,
Мыльные, воздушные,
                                    Ветерку послушные.         (О. Чусовитина)
 

Итог НОД: Воспитатель:

- Ребята, мы сегодня молодцы,  чему мы сегодня научились?

 - Где можно встретить мыльные пузыри? (моем руки, стираем бельё, идет дождь по луже).

 -  Чтобы вы не забыли,  как делать мыльные пузыри давайте поиграем в игру «Что сначала, что потом» ТРИЗ.

Цель: закрепить  полученные знания по изготовлению мыльных пузырей. Ход игры: разложить картинки  по порядку, что мы  делали и в какой последовательности. Дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри.

Воспитатель  предлагает рассказать  мыльную историю, которая произошла с ребятами группы «Сказка» дома своим родителям.  

Предлагаю вам рассмотреть разные виды мыла дома вместе с родителями, а потом  поделиться с друзьями информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_sredney_gruppy_igrovaya_deyatelnost._1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Светлячок» города Алушты

Методическая разработка                                       непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

 с элементами речевого творчества  

в исследовательско-экспериментальной деятельности

Творческая неделя «Педагогический марафон»

Разработала:

воспитатель 1 категории

Шмелёва Л.П.

Ноябрь 2017г.

Тема: «Мыльная история»

Цель: 

  • организовать образовательную ситуацию по развитию интереса у  детей, развитию любознательности, познавательной мотивации и формированию познавательных действий в ближайшем окружающем мире;
  • ознакомление с предметами - мыло (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); подводить детей к восприятию предмета как творения человеческой мысли и результата труда.

 Интеграция образовательных областей:

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

-  Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, навыки коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ОО «Познавательное развитие». 

Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 

  - Активизировать  и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды,  их свойства и качества, назначение.

  - Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей.

  - Учить анализировать схему алгоритма.

Ознакомление с социальным миром. 

 - Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

 - Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться. Воспитывать умение работать в микрогруппах.

ОО «Речевое развитие»

Формирование словаря: пополнить словарь детей словами: аромат, коллекция, туалетное и хозяйственное мыло.

Связная  речь - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими.

Развитие речетворческих способностей:

 - стимулировать детей к общению в общей игре;

 - развивать умение детей экспериментировать со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова; воспитывать способность к самовыражению в речетворческой деятельности.

ОО «Физическое развитие»

Физическая культура. Развитие интереса к участию в подвижной игре.

Материал: 

Демонстрационный:  колокольчик, мешочек,  коллекция – мыло туалетное, хозяйственное, жидкое;  тазики для воды, магнитофон, умная книга  «Книга превращений», алгоритм.

Раздаточный: пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, трубочки, мыло разных форм и  расцветок.

Словарная работа:  туалетное (ароматное, душистое, пахучее) и хозяйственное мыло, аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, коллекция, мыловар, мыльница, щепотка сахара.

 Ход НОД:

Организационный момент.

Коммуникативно-речевая игра «Игра друзей».

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

 и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла чудесный мешочек.

 - Хотите узнать, что в нём лежит?

 -  Как вы думаете, это предмет вам знаком или нет?

Давайте проверим. Вы не сразу достанете предмет, а только потрогаете его, не заглядывая в мешочек. Кто хочет отгадать тайну чудесного мешочка? (дети по желанию обследуют предмет, высказывают предположения).

Чтоб содержимое узнать, загадку нужно отгадать.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пенной пенится,

Руки мыть не ленится.

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка по кусочку мыла.

Дети кладут мыло на стол, рассматривают его, определяют размер и форму (большое и маленькое, прямоугольное и круглое, квадратное и фигурное, как пахнет и т.п.) Приходят к выводу, что мыло бывает разное по форме, цвету, аромату, но назначение у мыла одно – смывать грязь.

Речетворчество. Давайте придумаем мылу название.

 Если мыло имеет аромат розы  - такое мыло называется розовым,  

если имеет запах лаванды – лавандовое, имеет аромат клубники – клубничное мыло. У  нас  есть мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла такое  мыло используют в хозяйстве и называют хозяйственное.

Воспитатель: 

 - Ребята, как вы думаете, мыло бывает только твёрдое?

 - Как мы можем это проверить?  (версии детей).

Давайте спросим у нашей хозяюшки Антонины Константиновны.

Помощник воспитателя показывает детям флакончик с жидким мылом.

Дети вместе с воспитателем определяют  свойства жидкого мыла и приходят к выводу, что жидкое и твердое мыло имеют общие свойства.

 Речевая игра «Мыльные слова».

Цель: развивать умение детей экспериментировать со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова (мыльница, мыловар, мыльные пузыри).

Воспитатель: 

 - Ребята, а что можно делать с мылом? (дети подбирают слова  - действия).

Подвести к игре с мыльными пузырями.  

 - А вы любите играть с мыльными пузырями? Давайте поиграем с ними.

 -  Где мы можем  взять мыльные пузыри?  (купить, попросить у старших детей, у взрослых, сделать самим…)

-  А из чего можно сделать мыльные пузыри? (версии детей).

 - Где мы можем узнать о том, как нам сделать мыльные пузыри? (прочитать, посмотреть в книгах, спросить у взрослых, спросить у наших гостей, посмотреть в интернете).

Воспитатель:

- Какие разные предложения, спасибо.

- А я вот еще что придумала! У меня есть умная книга «Книга превращений», где собраны рецепты изобретения мыльных пузырей. Давайте и мы сегодня будем изобретателями, а книга поможет нам.

И так, книга открывается, превращения начинаются! 

Исследовательско - экспериментальная  деятельность.

Первый опыт.

На первой странице книги превращений изображена схема рецепта приготовления мыльных пузырей из твердого кусочка мыла. Нам необходима ванночка с чистой водой, кусочек твердого мыла. А знак вопроса говорит, должны узнать, что в результате у нас получится.

Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?

(обсуждение правил пользования мылом).

Так приступим же, друзья! Предлагаю вам разделиться на команды.

-Посмотрите, что находится в ванночках? (вода)

-  Опустите, пожалуйста, кончики пальчиков в воду, какая она? ( Теплая, мокрая…)

- Возьмите мыло, опустите  в воду и намыльте его.

- Какое стало мыло? (Скользкое)

- Что произошло с водой? ( Вода стала мутной, появился запах)

Значит, при смешивании с мылом вода становится мутной, не прозрачной, появляется запах.

Положите мыло в мыльницы и вытираем руки салфетками.

Второй опыт.

На второй страничке нашей книге что изображено? (трубочки и пузыри)

- Возьмите трубочки и опустите трубочку в ванночку с раствором. Давайте подуем и посмотрим, что у нас получится. Пить эту воду нельзя.

(Дети экспериментируют с трубочками).

Какие пузыри у вас получились?  Большие, маленькие, прозрачные. Когда много мыльных пузырей, что получается? ( Пена)

Предлагаю  поиграть.  Игра «Самая большая пенная гора?»

- Раз, два, три, большая пенная гора расти! Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра. Положите трубочки.

Значит, мы с вами по схеме из книги превращений приготовили раствор для мыльных пузырей с помощью воды и твердого мыла.

 - Ребята, вспомните, как пузырьки пены держались друг за друга, какие они были дружные. А мы с вами дружные? Давайте дружно  поиграем в игру.

Физминутка:  подвижная игра «Пузырь».

Мы с вами сделали мыльные пузыри из твёрдого мыла.  Они летают?

Предлагаю сделать мыльные пузыри, которые хорошо летают.

Третий опыт.

Открываем третью страничку нашей книги.

Вот рецепт приготовления летающих мыльных пузырей.

Алгоритм получения мыльных пузырей:

1 ложка воды + 1 ложка жидкого мыла + щепотка сахара.

Всё это сольём в один стакан, возьмём ложку, перемешаем.

Возьмём палочку для выдувания мыльных пузырей и  надуем пузыри.

Самостоятельная деятельность детей.

 Педагог постоянно напоминает детям алгоритм изготовления мыльных пузырей.  Дети надувают мыльные пузыри. (под музыкальное сопровождение -  песня «Мыльные пузыри»).

Раз, два, три -
Я пускаю пузыри,
Мыльные, воздушные,
                                   Ветерку послушные.
         (О. Чусовитина)

Итог НОД: Воспитатель:

- Ребята, мы сегодня молодцы,  чему мы сегодня научились?

 - Где можно встретить мыльные пузыри? (моем руки, стираем бельё, идет дождь по луже).

 -  Чтобы вы не забыли,  как делать мыльные пузыри давайте поиграем в игру «Что сначала, что потом» ТРИЗ.

Цель: закрепить  полученные знания по изготовлению мыльных пузырей. Ход игры: разложить картинки  по порядку, что мы  делали и в какой последовательности. Дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри.

Воспитатель  предлагает рассказать  мыльную историю, которая произошла с ребятами группы «Сказка» дома своим родителям.  

Предлагаю вам рассмотреть разные виды мыла дома вместе с родителями, а потом  поделиться с друзьями информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новогодняя фантазия», методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по области "Коммуникация", речевые игры

Речевые игры направлены на1. Формирование умений: использовать в описании точные слова и образные выражения, образовывать наименования предметов посуды, упражнять в подборе сочетаемости слов.2. ...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвященная творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом" (с использованием ИКТ)

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельностипосвященная творчеству П.И. Чайковского"Детский альбом"(с использованием ИКТ)...

Методическая разработка. Непосредственно - образовательная деятельность с элементами сюжетно -ролевой игры "Музей: Я люблю свою лошадку"

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №12комбинированного вида Красногвардейского  района. Города - Санкт – Петербурга.    Методическая разрабо...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с элементами театрализации. «Вышла курочка гулять».

Цель занятия: Поддерживать усвоение грамматических конструкций речи  младших дошкольников в процессе совместной образовательной деятельности....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Животные Зимой» (старший возраст)

Методическая разработка НОД " Животные зимой"- это авторская разработка,которой может быть основой для проведения интересного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного  воз...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...