Консультация для воспитателей "Роль экспериментирования в познавательной сфере дошкольников"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белогривцева Ольга Ивановна

Роль экспериментирования в познавательной сфере дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_eksperimentirovaniya.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ:

«РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ ДОШКОЛЬНИКА»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ № 11 БЕЛОГРИВЦЕВА О.И.

МОСКВА 2016 г.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего

уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он не получил широкого распространения.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Выготский сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

  1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
  2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
  3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
  4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых поручений не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л. Рубинштейн и А.М. Леушина показали, что совершенство связанных форм речи напрямую

зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и Н.К. Когутенко пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательской деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердыев: «Если знанья есть - то и слову честь».

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Классификация наблюдений и экспериментов.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
  • опыты с растениями;
  • опыты с животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • опыты, объектом которых является человек.
  1. По месту проведения опытов:
  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в лесу, в поле и т.д.
  1. По количеству детей:
  • индивидуальные (1-4 ребенка);
  • групповые (5-10 детей);
  • коллективные ( вся группа).
  1. По причине проведения:
  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  1. По характеру включения в педагогический процесс:
  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические.
  1. По продолжительности:

-кратковременные (от 5 до 10 минут);

  • длительные (свыше 15 минут).
  1. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • однократные;
  • многократные, или циклические.
  1. По месту в цикле:

-первичные;

-повторные;

-заключительные и итоговые

  1. По характеру мыслительных операций:

-констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

-сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта).

-обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

  1. По характеру познавательной деятельности детей:
  • иллюстративные (детям все известно заранее, и эксперимент только подтверждает знакомые факты).
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • решение экспериментальных задач.
  1. По способу применения в аудитории:
  • демонстрационные;
  • фронтальные.

Характеристику всех видов экспериментов и наблюдений можно найти в любом учебном пособии по ознакомлению детей с природой, но больше внимания необходимо уделить последнему пункту, которому обычно уделяется меньше

внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников

Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками...

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий для развития познавательной сферы дошкольников"

Игра и интеллект. Игра как инструмент развития мыслительных процессов дошкольников....

Консультация для воспитателей Игры и упражнения для развития интеллектуально - познавательной сферы дошкольника

Процесс формирования интеллектуально-познавательной деятельности не должен быть ограничен какими-то рамками. Следует помнить, что внутренний мир ребенка – это не только знания, конкретные предст...

Консультация для воспитателей Игры и упражнения для развития интеллектуально - познавательной сферы дошкольника

laquo;Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. Построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка происходит на основе сказочных сюжет...

Проект познавательно-исследовательский "Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников"

проект, целью ктотрого является создание интереса для познавательно-исследовательской деятельности...