Занятие в старшей группе "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Опалюк Татьяна Борисовна

Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyattiya_1.docx23.75 КБ
Файл zanyatie_1.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

по образовательной области «Мир природы» в старшей группе

Тема: «Насекомые»

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

  1. Расширить и закрепить знания детей о жизни насекомых, характерных особенностях их внешнего вида.
  2. Активизировать словарь в речи:  называть части тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики).
  3. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость,  познавательный интерес к окружающей живой среде.
  4. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр, иллюстрации насекомых, разрезные карточки с изображением насекомых, карандаши, раскраски.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята! Хотите попутешествовать? Сегодня мы с вами отправимся на волшебную имповизированну полянку. (звучит музыка П.И.Чайковского «Полет шмеля»).

- Что это за звук? Это шмель просит нас о помощи, его и других насекомых заколдовала злая фея, чтобы их расколдовать, надо отгадать загадки. Попробуем помочь им? (Да).

Что за девчонка:                                 Домовитая хозяйка

В поясе тонка,                                Пролетает над лужком.                         Огромные очи,                                 Похлопочет над цветком-                   Летит –стрекочет. (стрекоза)         Он поделится медком. (пчела)

Целый день летает,                        Не зверь, не птица        

Всем надоедает,                                Носок, как спица.

Ночь настанет,                                Летит, кричит, 

Тогда перестанет. (муха)                Сядет-молчит.    (комар)

И под тяжелой ношей                        Шевелились у цветка

Спешит на помощь друг.                Все четыре лепестка.

Тут народ хороший.                        Я сорвать его хотел,

В беде не бросит вдруг                        Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Без работы - хоть убей-                

Жить не может …. (муравей)                

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука,
два блестящих лепесточка раздвигаются слегка,
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока. (
божья коровка)

 - Молодцы ребята! Скольких жителей полянки вы расколдовали. (звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов)

- А как их всех можно назвать одним словом? (Насекомые) Давайте сядем на стульчики и посмотрим на экран.

- Обратите внимание:  у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

Это – (божья коровка). Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко. Она спасает многие растения от вредителей – тли.

Это – (пчела). Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.

Это – (бабочка). Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.

Это – (стрекоза). Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.

Это – (муравей). Муравьи живут в муравейнике. Домик строят из обычных веток, хвойных, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй: там есть и спальня, и чуланчики, и коридорчики. А семья у муравьёв большая и у каждого своё дело есть. Рабочие добывают пищу и строят муравейник. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Питаются травинками. Муравьи приносят огромную пользу, истреблю множество вредителей леса, особенно гусениц.

Это – (кузнечик). Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.

Это – (гусеница). У нее много ножек. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.

Это – (жук). Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.

- Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи? (строением: голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало).

- А чем отличаются? (у одних есть крылья – они называются «летающие», у других нет - «нелетающие»).   

- Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.

- Вы, наверное, устали? Давайте проведем физкультминутку.

Физкультминутка  «Пчела»

Прилетела к нам вчера – полосатая пчела,

А за нею шмель - шмелёк и веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, от усталости упали.

- Отдохнули,  а теперь продолжим. Скажите, есть ли у насекомых враги? (Да). 

 - Кто они?  (Птицы).

- Я вам расскажу, как насекомые спасаются от врагов.  Как вы думаете, почему майский жук коричневый? Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве.)

- А как прячется божья коровка, ведь она такая яркая? Её хорошо видно на зелёном листе, любая птица заметит… Божья коровка хорошо умеет защищаться, в минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета – которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов.

- Посмотрите на насекомых, какие они разнообразные, красивые. Чтобы сохранить красоту природы, нужно обязательно беречь насекомых.

- Давайте поиграем в игру: я вам буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, как называется это насекомое. Выиграет тот, кто больше назовет правильных ответов. (дидактическая игра «Отгадай, кто это?»).

- Молодцы, все справились замечательно с этой игрой.

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы спасли, расколдовали маленьких жителей нашей импровизированной  полянки.

- Кого же мы сегодня встретили в нашем путешествии? (майский жук, божья коровка, бабочка, муравей, кузнечик, пчела)
- Как можно назвать их одним словом? (
насекомые)
- Каких еще насекомых вы знаете? (
комар, муха, стрекоза, таракан)

- Все ребята молодцы, а я вам еще приготовила сюрприз - раскраски. Можете сесть и раскрасить насекомых на выбор. (звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непосредственная образовательная деятельность: мир природы Тема: «Насекомые» Провела: Опалюк Т.Б.

Слайд 2

Цель : Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Задачи : Расширить и закрепить знания детей о жизни насекомых, характерных особенностях их внешнего вида. Активизировать словарь в речи: называть части тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики). Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес к окружающей живой среде. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Оборудование : мультимедийная установка, музыкальный центр, иллюстрации насекомых, разрезные карточки с изображением насекомых, карандаши, раскраски.

Слайд 3

Воспитатель приветствует детей. Загадывает загадки. Задает вопросы, дети отвечают на них. В случае необходимости помогает ребенку найти правильный ответ.

Слайд 4

Дети внимательно рассматривают и называют насекомых, изображенных на слайдах, разбирают их строение (на примере бабочки).

Слайд 5

Прилетела к нам вчера – полосатая пчела, А за нею шмель - шмелёк и веселый мотылек, Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, от усталости упали. Воспитатель предлагает детям провести физкультминутку:

Слайд 6

Дети вместе с воспитателем находят сходства и различия между насекомыми. Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Отгадай, кто это?»

Слайд 7

В конце занятия воспитатель предлагает разукрасить насекомых карандашами, а предварительно провести пальчиковую гимнастику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...