Главные вкладки

    Экологический проект "Берегите природу"
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Галюк Юлия Викторовна

    проект для старшей группы группы

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_beregite_prirodu.docx43.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»

    Экологический проект «Берегите природу»

                                                                                                                                   Разработали:  Шашкова С.А.

                                                                                                                                                                  Галюк Ю.В.

    г. Бердск 2018г.

                                                                                                         

                                                                                   Берегите землю! 
                               
    Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените,
                              Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики.
                             На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем,
                             Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите.
                                                                     Берегите землю! Берегите
    !

      Тема проекта: «Береге природу!».

     Тип проекта: Информационно - творческий.

     Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

     Сроки проведения: долгосрочный

             Актуальность проекта.

             Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

             Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

             Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

              Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

             Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

             Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

             Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

            Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
    Важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о растениях и животных леса, их внешнем виде, повадках, приспособленности к жизни, взаимосвязях. Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.


             Цель проекта: является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.

             Задачи:

    • расширять представления о растительном и животном мире;
    • формировать представления взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
    • развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки природы;
    • воспитывать любовь к окружающему миру и умению вести себя на природе;
    • формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
    • развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту      природы, восхититься ею, желания сохранить её);
    • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

         Прогнозируемый результат: 

    • Формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.
    • Сформируется представление о необходимости сохранения природных объектов.
    • Бережного отношения к природе, овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.
    • Освоение знаний об экологии родного края;
    • Расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
    • Активное участие родителей в реализации проекта.

    Этапы проекта:

    1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;


     
    2 этап –практический и исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;


     3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

          Подготовительный:

    • Изучение литературы по данной теме
    • Разработка плана работы с детьми старшей группы
    • Разработка плана работы с родителями
    • Подбор художественной литературы на тему «Природа вокруг нас»
    • Подбор иллюстрационного материала
    • Изготовление макета Антарктида
    • Участие в акции «Сделаем город чище»
    • Участие в акции «Кормушка для птиц»
    • Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления  проекта

         Основной этап (практически-исследовательский):

        Ноябрь:

    • Участие в акции «Сделаем город чище»;
    • Участие в акции «Кормушка для птиц»;
    • Экскурсии, наблюдения, беседы по теме;
    • Рассматривание иллюстраций, проведение игр;
    • Детское художественное творчество.

    Декабрь:

    • Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
    • Отгадывание загадок о животных и растениях;
    • Детское художественное творчество;
    • Рассказы воспитателя о животных, растениях, объектах неживой природы, о заповедниках, памятниках природы т. д.;
    • Консультация для родителей: «В союзе с природой»;
    • Экскурсии, наблюдения, беседы по теме.

    Январь:

    • Просмотр мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло»;
    • Детское художественное творчество;
    • Изготовление макета Антарктида
    • Чтение художественной литературы;
    • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
    • Просмотр презентации по данной теме;
    • Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;
    • Тематические выставки;
    • Оформить альбом «Правила поведения в природе».

           СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

    Совместная деятельность педагога с детьми:

    • Чтение художественной литературы;
    • Беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
    • Исследовательская деятельность;
    • Детское художественное творчество;
    • Изготовление макета Антарктида;
    • Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
    • Отгадывание загадок о животных и растениях;
    • Игры.


               Совместная работа с родителями:

    • Консультация для родителей: «В союзе с природой»;
    • Участие в акции «Сделаем город чище»
    • Участие в акции «Кормушка для птиц»
    • Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки

           Содержание работы по экологическому воспитанию:

    • Познавательные занятия;
    • целевая прогулка «Птицы зимой» вешаем кормушки;
    • наблюдение за растительным миром;
    • за трудом взрослых;
    • трудовая деятельность в уголке природы, на участке.

             Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию:

    • беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
    • дидактические игры;
    • чтение литературы;
    • рассматривание демонстрационного материала;
    • заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.

           Совершенствование предметно-развивающей среды в группе:

    • Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.
    • Сбор загадок, стихов о лесе и его обитателях;
    • Сбор фотоматериалов;
    • Изготовление макета.


    Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

           Речевое развитие:

    • Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,
    • «Санитары леса», «Спички не игрушка»
    • Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.
    • Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;
    • Просмотр мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло» 
    • Книги для чтения и рассматривания: Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», Б. Заходер «Про всех на свете», В.А. Сухомлинский «Девочки в лесу», Е. Пермяк «Русские сказки о природе», Н.Сладков «Сказки леса», Я. Аким «Наша планета», А. Усачёв « Мусорная фантазия»;
    • «Наша земля» - формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. Воспитатель, дети.
    • «Растения – легкие Земли» - представление о значении растений.
    • «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты.
    • «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды.
    • «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу.
    • «Покормите птиц зимой» - формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах.
    • «Зима полна серебра» - обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев.
    • «Земля наш общий дом» - показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ.


    Наблюдения:

    • «За сезонными изменениями»
    • «За пауком»
    • «За муравьем»
    • «За кошкой»
    • «За цветником»
    • «За мухой»
    • «За трудом взрослых на огороде»
    • «За березой»
    • «За птицами зимой»
    • «За состоянием природы»
    • «За снегопадом»
    • «За елью»
    • «За солнцем»
    • «За ветром»
    • «За снегом и льдом»

           Игровая деятельность

           Дидактические игры:

     1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

     2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

     3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

     4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

     5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

     6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

          Игры: 

    • «Незнайкины правила», «Экологическая полиция»,
    • «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу»,
    • «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет»,
    • «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки»,
    • «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? »,
    • «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек»,
    • «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки».

    Беседы:

    • «Унылая пора! Очей очарованья. » - закреплять представление детей о золотом периоде осени. Воспитатель, дети.
    • «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. Воспитатель, дети.
    • «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. Воспитатель, дети.
    • «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Воспитатель, дети.
    • «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. Воспитатель, дети.
    • «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. Воспитатель, дети.

             3 этап - заключительный.

           При реализации данного проекта получены следующие выводы:

           У детей:

    • Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
    • Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.
    • Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
    • Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
    • Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
    • Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.
    • У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.
    • Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.
    • Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
    • Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.
    • Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
    • Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых.
    • У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
    • Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
    • К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

           У родителей:

    • повысился уровень экологического сознания;
    • сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

        Приложение 1

        Методические рекомендации для 1-го этапа работы с детьми

        Стихи:

    • А. С. Пушкин;
    • Ю. Тувим. Овощи;
    • Н. Минский. Листопад;
    • С. М. Гробецкий. Первый снег;
    • Н. Стачнева. Осенняя гамма;
    • А. Толстой. Осень;
    • А. Блинов. Последний листок;
    • И. Бунин. Первый снег;
    • Н. Никитин. Встреча зимы;
    • К. Бальмонт. Снежинка;
    • Н. Грибачев. Ну, морозы;
    • А. Яшин. Покормите птиц;
    • С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;
    • С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;
    • З. Александрова. До свидания, зима;
    • А. Плещеев. Осень наступила;
    • Н. Некрасов. Перед дождем.

         Рассказы:

    • Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;
    • Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;
    • В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;
    • К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;
    • Н. Сладков. Зимний запас;
    • М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;

         Сказки:

    • Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;
    • С. Маршак. 12 месяцев;
    • П. Бажов. Серебряное копытце;
    • В. Одоевский. Мороз Иванович;
    • Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;
    • Сербская. Почему у месяца нет платья.

          Дидактический материал в картинках под редакцией И. П. Нагибиной. «Времена года в городе, деревне, в природе.

            Приложение 2

            Методические рекомендации ко 2-ому этапу проекта

            Уголок природы:

    • Экспериментирование;
    • Центр песка и воды;
    • Природа;
    • Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);
    • Природный материал (чернозём, песок, камни);
    • Микроскоп;
    • Природный материал;
    • Библиотека;
    • Литература по уходу за животными;
    • Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;
    • Аудиоматериалы.

            Эколого-развивающая среда:

    • Настольно-печатные игры;
    • Дерево загадок;
    • Дидактические игры;
    • Уголок изо творчества.

           Территория детского сада:

    • Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;
    • Различные виды деревьев (тополь, береза, рябина);
    • Огород, цветник;
    • Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь, ягоды (черная смородина, земляника);

              Список используемой литературы:

    1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
    2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
    3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
    4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
    5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
    6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
    7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
    8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
    9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
    10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.
    11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
    12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
    13. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
    14. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
    15. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровое экологическое занятие «Природа и человек»

    объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...

    Сценарий экологической сказки "Природа - наш общий дом".

    Жданова Елена Анатольевна – воспитатель , и педагог доп.образования в области театрального мастерстваПрирода - наш общий домДействующие лица: -  мальчик...

    Экологический Журнал "Природа и Мы"

    Экологический журнал «Природа  и мы»В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:•        Сюжетно-ролевая игра, отражающая разли...

    экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"

    этот материал поможет вам в работе с детьми старшего  дошкольного возраста по экологическому воспитанию...

    Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...