Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Пресмыкающийся и земноводные" Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными.

Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных и пресмыкающихся. Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

для подготовительной группы

на тему «Земноводные и пресмыкающиеся»

Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными

Задачи:

1. Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;

2. Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных и пресмыкающихся;

3. Развивать активную речь детей: земноводные (лягушка, тритон) и пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); земноводное - амфибия, пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь  

Оборудование:  

демонстрационный материал: (картинки) с изображением пресмыкающих (крокодил, змея, ящерица, черепаха) и земноводных (лягушка, тритон);  

раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраска «Дорисуй картинку» (лягушка), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте такую загадку.

Животные не водные

И не совсем земные

Прекрасно плавают в воде

Но сухопутные вполне

- Как вы думаете, о ком эта загадка? (ответ). Давайте, попробуем разобраться вместе.

2. Кто такие земноводные?

- Отгадай такие загадки:

Летом в болоте

Её вы найдете.

Зеленая квакушка –

Кто это?..  (лягушка – предъявляется картинка)

Он в пруду под ряской пышной

Под раскидистым кустом.

Как всегда свободно дышит

Черным сплюснутым хвостом (тритон – предъявляется картинка)

- Как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).  

- Это земноводные животные. Что означает слово земноводные? Из каких двух слов оно состоит? (земля и вода). Почему они так называются? (ответ). Земноводные – это такие животные, которые одну часть своей жизни проводят в воде, а другую – на суше. Земноводных также часто называют «амфибии», что в переводе с греческого языка означает «ведущий двойную жизнь».

- Обычно кожа земноводных эластичная, очень тонкая и не защищена ни мехом, ни чешуёй, ни роговыми пластинами. А необычайная важность её заключается в том, что земноводные дышат не только с помощью лёгких, но и через кожу. Для такого дыхания необходимо, чтобы кожа постоянно была влажной.  

- Земноводные пьют воду не так как мы, они всасывают ее через кожу. Вот почему этим животным необходима сырость или близость водоема.

- Жизнь земноводных начинается весной — из яиц (икринок), отложенных в водоеме или во влажном месте. Например, самки лягушек откладывают икру в хорошо прогреваемые солнцем лужи, канавы, мелкие пруды. Через 2-3 недели из икринок появляются головастики. В отличие от взрослой лягушки, головастик имеет хвост и напоминает малька рыб. Головастик дышит растворенным в воде кислородом, а для этого у него есть жабры, растущие по бокам головы. Удивительно, но у маленького головастого существа нет не только ног, но и рта! Со временем у головастика прорезывается рот, появляются легкие (а жабры исчезают), вырастают задние и передние конечности (лапки). Хвостик становится все тоньше и короче и постепенно совсем исчезает. Так в течение 3-4 месяцев, головастик постепенно превращается в маленького лягушонка. (демонстрация картинки)

3. Физкультминутка «Две лягушки»

Видим – скачут по опушке  

Две зелёные лягушки

Повороты в стороны

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгать с пятки на носок

Переступание с носка на пятку

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки

Руки на поясе, полуприседания вправо-влево

Утром рано умывались

Полотенцем растирались

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо наклонялись

Влево наклонялись

Выполнять движения в соответствии с текстом

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям – физкультпривет!

Ходьба на месте

4. Кто такие пресмыкающиеся?

- Я хочу загадать тебе ещё несколько загадок.

Он на экваторе живет.

И у него огромный рот.

Он солнце в сказке проглотил.

Кто? Догадался? – …….. (крокодил –предъявляется картинка)

Шелестя, шурша травой,

Проползает шнур живой,

На земле клубком свернется.

Угадали, как зовётся? (змея – предъявляется картинка)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! –

Удрала, а хвост в руках.  (ящерица – предъявляется картинка)

Очень медленно идет,

Дом она с собой несет.

Испугается чего-то,

В панцирь с головой уйдет (черепаха – предъявляется картинка)

- А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.  

- У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.

- Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми.

5. Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»

Пять маленьких рыбок играли в реке

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке

Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение

Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»

Качаем сомкнутыми ладонями

А третья сказала: «Мне хочется спать»

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

быстро качаем ладонями – дрожь

 А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

 Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот

 Плывите отсюда чтоб не проглотил!»

 Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают

 6. Чем похожи пресмыкающиеся и земноводные?

- Пресмыкающиеся (рептилии) и земноводные (амфибии) - холоднокровные животные. Как ты думаешь, что это значит? (у них холодная кровь). А как это – холодная кровь? (ответ ребёнка). Температура их тела зависит от окружающих условий. В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. В холодную погоду температура тела понижается и животные очень малоподвижны. Однако они способны отчасти контролировать температуру тела, укрываясь от перегрева или переохлаждения. Например, зимой они впадают в спячку, чтобы избежать холодов, а если очень жарко летом - они охотятся ночью.  

7. Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

- Посмотри, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать).  

- Дорисуй картинки.  

- Скажи, что получилось (змея и лягушка). А кто из них пресмыкающееся, а кто – земноводное.

8. Итог занятия

- О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся и земноводных)

 Расскажи, почему земноводные называются земноводными? (ответ). А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (земноводные – это амфибии, а пресмыкающиеся – рептилии).

- Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица). А теперь назови земноводных (лягушка и тритон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим "Родной город" старшая группа

История возникновения города Ржева, происхождением герба, со старинными названиями улиц.Подвиг ржевитян в Великой отечественной войне....

Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».

Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Школа».

Цель занятий: Закрепить знания детей о школе, о тех, кто там работает; уметь ориентироваться в здании школы. Вызвать у детей интерес к школе, желание учиться, общаться с друзьями. Активизировать слова...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе в сюжетно-ролевой игре "Доктор".

Данный материал  направлен на актуализацию и обогащение представлений дошкольников о профессии врача, её значении, особенностях. Педагог продолжает учить детей играть вместе, распределять ...

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром в средней группе

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл,...

Конспект по ознакомлению с окружающим «Сигнализация светофора» (младшая группа).

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с учас...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История вилки и ложки» (с применением ИКТ)

Цель: познакомить детей с историей возникновения ложки и вилки;активизировать познавательную деятельность детей;вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.Материалы и оборудование:Проектор...