Главные вкладки

    Конспект по ознакомлению с окружающим "Родной город" старшая группа
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    История возникновения города Ржева, происхождением герба, со старинными названиями улиц.

    Подвиг ржевитян в Великой отечественной войне.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родной город. Конспект занятия для старшей группы.

    Задачи: расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

    Материалы: иллюстрации, фотографии, альбом «Ржев: взгляд сквозь столетия».

    Ход: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем городе. Кто знает, как он называется? Правильно у нашего горда красивое старинное название Ржев. Мс вами, его жители, ржевитяне. Наш город стоит на прекрасной русской реке Волге.

    Изогнулась Волга круто,        Там по берегу тропинку

    Обогнула городок -        Протоптали бурлаки...

    Царство мира и уюта...        Снял фотограф на картинку

    Там по берегу - песок,        Мирный город у реки.

    И вдохнул: «Какие виды!

    Здесь снимать бы да снимать!

    Но - пора, чтоб без обиды,

    Дальше ехать и шагать».        Г.Степанченко.

    -Вот какими красивыми словами описал поэт наш родной город!

    -Попробуйте и вы рассказать, за что вы любите наш Ржев, (ответы детей).

    - Сегодня я расскажу вам об историческом прошлом нашего города, это было очень давно. Ржев - первый город на Волге. В одном из источников можно прочитать:

    «Город Ржев широко раскинулся по обоим берегам Волги и по красоте своего местоположения представляет редкую картину даже среди волжских городов». Впервые в Русской летописи Ржев упоминается под 1216 годом, назывался тогда «Ржевка, городец Мстиславль». Город относился к Смоленскому княжеству, а его правителем был Мстислав Мстиславович Удалой, князь Торопецкий. В тот год владимиро - суздальский князь Святослав Всеволодович осадил Ржев. Мстислав Удатный вместе с братом Владимиром Псковским выступили на помощь осаждённому городу и освободил его. За наш горд всё время шла ожесточённая борьба. Он находился на стыке границ нескольких великих княжеств, играл очень важную роль. Поэтому желание владеть Ржевом имели многие: Москва, Тверь, Литва. Выгодное расположение создавало прекрасные условия для развития торговли, но близость к границам придавала городу важное оборонное значение. Г ород переходил из рук в руки, он был и во владении Литвы, и Москвы, и Твери. До современного названия - ржевитяне - жители города назывались: ржевичи, ржевитины, ржевцы. Талантливые и трудолюбивые ржевцы на пртяжении многх лет изготавливали вещи, слава о которых

    разносилась по всей Руси и за её пределами. Прялки и пряничные доски из Ржевского края хранятся в Русском музее. Из яблок и ягод местных сортов изготавливалась знаменитая пастила. Над городом парили целые стаи красавцев - голубей местной породы, за что Ржев назвали «голубиным сердцем России».

    Герб нашего города был утверждён Екатериной Второй - стоящий лев в красном поле.

    Сегодня наш город - это большой красивый современный город. Не раз он возрождался, после жестоких войн.

    Как называлась война, после которой наш город был разрушен до основания? -Назовите дату, когда началась Великая Отечественная война?

    Когда мы празднуем день освобождения нашего города?

    Назовите памятники, посвящённые военной теме.

    У каждого из вас есть свой адрес, это место где вы живёте.

    -Назовите улицы на которых вы живёте.

    В честь кого они названы? Это замечательные люди, которые трудом и талантом, подвигом прославили своё имя.

    У наших улиц были и другие названия: Ленинградское шоссе - Александровское шоссе, пл. Революции - Конная площадь (в старые времена она использовалась для отстоя и продажи лошадей и возов по воскресным и ярмарочным дням), ул.Революции

    первая Никитская, ул. Куприянова - вторая Никитская. Вот такие красивые названия были раньше.

    Наш город - это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы должны гордиться, что живём в таком большом и красивом городе с огромной историей.



    Предварительный просмотр:

    Беседа «Город воинской славы», (старшая группа)

    Задачи:

    Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

    Формировать        представление о героизме.

    Познакомить с героями Великой Отечественной войны , с их подвигами.

    Воспитывать желание детей бороться за мир.

    Ход занятия

    Воспитатель: Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной Войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. Что же это за праздник?

    Дети: Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

    Воспитатель: Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.

    А сейчас я вам немного расскажу, как начиналась война.

    Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.

    В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война» .

    Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.

    Воспитатель: Как вы думает, что такое «подвиг»?

    Дети: Это смелый, отважный, хороший поступок.

    Воспитатель: как называют человека, совершившего подвиг?

    Дети: Герой

    Всё может родная земля - накормить тебя тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Защита Отечества - долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. С давних лет гак повелось: как только на нашу землю приходил враг - все русские люди, и стар, и млад, поднимались на борьбу.Русские воины всегда славились мужеством и отвагой.

    Все народы помнят и чтят память тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ. А как они их помнят? (Ответы детей).

    В память о героях поэты слагают стихи.

    Композиторы пишут песни.

    Им возводят памятники.

    Их именем называют города, сёла, улицы, микрорайоны, учебные заведения.

    О них снимают фильмы.

    Пишут книги.

    Приходят поклониться на братские могилы.

    Возлагают цветы к памятникам.

    А каким должен быть воин, вы мне расскажите сами.

    Физкультминутка: «Каким должен быть воин?»

    Дети становятся в круг и, передавая звезду по кругу, называют качества

    воина-защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, крепкий, здоровый, могучий, героический и т. д.)

    Воспитатель. Ржев был захвачен немецко - фашистскими оккупантами 14 октября 1941 года. Через наш город проходило наступление на Москву. Здесь завязались ожесточённые кровопролитные бои. Этот день стал самым трагическим днём. Наши войска покинули город. Начались чёрные месяцы немецкой оккупации, которая продолжалась целых семнадцать месяцев. Страх и ужас испытывали ржевитяне перед врагом. Запасы продуктов кончились, наступил голод. Многих жителей увозили в Германию на работу. Когда началось наступление наших войск по всему городу рвались бомбы, снаряды и мины, горели дома, гибли люди. Немцы ни кого не выпускали из города. Истребляли мирных жителей и военнопленных.

    Но жители города и района, несмотря на всю жестокость фашистов, оказывали достойное сопротивление. Создавали партизанское движение, т.е. скрытно от глаз врага причиняли им всякий вред. О подпольной группе Телешева, Новожёнова и Белякова нам рассказывала М.В. Колпашникова. Они добывали ценные военные сведения о противнике, вырезали телефонный кабель, портили автомобили, расклеивали листовки, сожгли продовольственный склад, указывали вражеские объекты... Но кто-то предал их. Вся группа была арестована и повешена недалеко от памятника Ленина. Посмертно герои были награждены Алексей Петрович Телешев - орденом Отечественной войны 1 степени, Владимир Иванович Новоженов и Александр Васильевич Беляков - Орденами Отечественной войны 11 степени. Их именами названы улицы нашего города.

    В день освобождения Ржева - 3 марта 1943 года - в разрушенном до основания городе с 56-тысячном довоенным населением оставалось 362 человека, включая 248 узников Покровской церкви, которых фашисты не успели сжечь.

    Вот такая страшная страница истории есть у нашего города.

    8 октября 2007 года, было присвоено высокое звание «Город воинской славы».

    ..

    ПРЕЗИДЕНТ российской ф \ера \ш

    т

    ГРАМОТА

    За мужество, стойкость и массовый герои jm, пропиленные ищит-никами города II борьбе 1,1 свободу И НеЗсШИСИМОСТЬ Отечестиа, Указом Президента Российский Федерации от 8 октября 2007 г. № 1-345

    г. Ржеву

    присвоено почетное сванке Росс ийской Федерации “Город воинской сланы"

    ff J(утаи

    Это была очень страшная война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в своих рабов.

    Но у них ничего не получилось! Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами.

    Сейчас ещё живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно ходить.

    Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить те военные годы.

    У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали. Не забудьте поздравить их с праздником. Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.

    Ребёнок читает стихотворение:

    Не забыть нам этой даты,

    Что покончила с войной

    Той великою весной.

    Победителю-солдату

    Сотни раз поклон земной!

    Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда


    наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятников солдатам Великой Отечественной Войны в нашем городе. Поклонитесь их памяти!

    наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятников солдатам Великой Отечественной Войны в нашем городе. Поклонитесь их памяти!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой ТЕМА: «Повторное чтение стихотворений про автомобили»

    Цель: продолжать развивать у детей способность слушать литературные произведения, эмоционально реагировать на их содержание; конкретизировать представления, что машины бывают грузовые и л...

    МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой ТЕМА: « Стихи про легковые и грузовые машины»

    Цель: продолжать развивать у детей способность слушать литературные произведения, эмоционально реагировать на их содержание; конкретизировать представления, что машины бывают грузовые и легковые. Закр...

    Конспект занятия (ознакомление с окружающим, подготовительная группа) "Край ты мой любимый"

    Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к малой Родине....

    Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.

    Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....

    Конспект по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Овощи и фрукты» (с элементами ознакомления с именами признаков)

    Формирование у детей интереса к миру природы через ознакомление со свойствами овощей и фруктов....

    Конспект по ознакомлению ПДД в старшей группе «Красный, жёлтый, зелёный!"

    Конспект  по ознакомлению ПДД  в старшей группе «Красный, жёлтый, зелёный           Воспитатель: Илясова В.А.Тема:  «Красный, жёлтый, зелёный&r...

    Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с ПДД с показом презентации.

    Цель данной НОД  - формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных умений и навыков безопасного поведения на дорогах....