ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ по теме ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кузина Ольга Владимировна

В методике обучения родному языку приняты основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитие речи детей в повседневной жизни. При этом педагог должен хорошо владеть соответствующими методами и приемами, побуждающими детей вступать в диалог с воспитателем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема: “ПРИЛЕТЕЛИ К НАМ СИНИЦЫ”

Программное содержание:

  1. Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах.
  2. Упражнять в умении узнавать птиц по внешнему виду на картинках, картах-схемах, по следам (ворона, воробей, голубь, синица).
  3. Уточнить знания детей о том. Как человек заботится о птицах зимой, какой корм любят птицы.
  4. Развивать связную речь ребенка: правильно отвечать на вопросы, составлять загадки описательного характера, правильно употреблять слова с предлогами.
  5. Подвести детей к выводу: птицы полезны, их нужно охранять, помогать им.

  

Ход занятия:

Педагог. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Пусть сядет тот из вас, кто отгадает загадку».

  1. На осине в гуще кроны

     Вьет гнездо себе …ворона.

  1. Новый скворечник спешит посмотреть

     Первым занять озорник…воробей.

  1. В лесу темно, все спят давно

                Одна птица не спит,

     На суку сидит, мышей сторожит…сова.

  1. Далеко мой стук слышится вокруг,

     Червякам я враг, а деревьям друг…дятел.

  1. Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостившись на суку – раздалось в лесу «ку-ку» …кукушка.

  1. Гроза червяков и жучков эта птица

Зовут быстрокрылую птицу…синица.

Педагог. Воробей, ворона. Сова, синица, кукушка, дяел – как одни словом можно сказать про этих птиц.

Дети. Зимующие.

Педагог. Объясните, что это значит?

Дети. Ответы.

Педагог. Ребята, посмотрите, пожалуйста, что же это лежит на подоконнике?

                          Кто-то бросил нам в оконце

                          Посмотрите письмецо!

 - Кто бы это мог быть?

                           Может это лучик солнца,

                           Что щекочет мне лицо?

                           Может это воробьишко,

                           Пролетая, обронил?

                           Может кот письмо, как мышку,

                           На окошко заманил?

- Давайте, ребята, рассмотрим конверт. Здесь есть адрес – «МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 «Золотой ключик» детям группы № 3». Ребята, да этот конверт для вас! Но это не простой конверт, а письмо-загадка! Ну же интересно, от кого это письмо, вам хочется узнать? Тогда вам придется отгадать загадки. Согласны? Хорошо, тогда приготовьтесь и будьте внимательны. Вот эти задания:

 1. Что за длинные цепочки: крестики и точки?

 - Кто же мог их оставить, как вы думаете?

Дети. Это следы птиц. 

Педагог. Правильно, а каких именно птиц, догадались?

Дети. Воробей - прыжки, голубь – цепочка, ворона – крупный шаг.

Педагог. А показать, как ходят птицы, сможете?

Имитация движений детьми.

2. Что за непонятные кружки?

 Раздаю детям кружки разного цвета и размера – прием кодирования. Кто из птиц мог спрятаться в них?

Дети. Сорока – в черно-белом кружке, воробей – в коричневом, голубь – в голубом, ворона – в сером, снегирь – в красном, синица – в желто-синем, дятел – в черно-красном.

Педагог. Почему вы так думаете? Как одним словом можно сказать про этих птиц?

Дети. Они зимующие. 

Педагог. Объясните, что это значит.

Дети. Ответы детей.

Игра с мячом (задание логопеда).

Педагог. Ребята, мы с вами знаем, что у каждой птицы есть свой излюбленный корм. Но вот беда, проказник ветер весь корм перепутал. Помогите, пожалуйста, разложите корм по разным тарелочкам.

Игра «Золушка» на развитие мелкой моторик пальцев руки.

Педагог.  - Что предложить синичке?

Дети. Семена арбуза, дыни, сало, но не соленое.

Педагог. Кого угостим ягодами рябины?

Дети. Снегиря.

Педагог. Кто прилетел к шишкам?

Дети. Дятел.

Педагог. Что любят воробьи?

Дети. Пшено, овес; ржаные крошки не годятся, потому что они закисают в горле птицы и приводят к гибели.

Педагог. Ребята, а ведь это не просто следы, это птицы написали нам письмо. Я умею читать по-птичьим следам.

«Ребята! Спасибо вам за то, что вы помогли пережить нам зиму.

                                                                      Ваши друзья – птицы»

Педагог. Ребята, а если не помогать птицам зимой, что может произойти?

Дети. Птицы станут слабыми, заболеют и погибнут.

Педагог. А может легче было бы всех птиц изловить зимой и посадить в клетки, принести домой и заботиться о них. А весной выпустить на волю. Нет? Почему?

Дети. Птиц нельзя лишать вольной жизни, клетка – не природа, птицам тяжело жить в неволе; им не в радость ни хороший корм, ни уютный дом человека. Птицы погибнут.

Педагог. Ребята, давайте рассмотрим вот эту таблицу, разделенную на две половины. Расскажите, что может произойти в природе, если птицы исчезнут?

Дети. Некому будет заботится о посаженном человеке урожае.

Педагог. Каким будет лес, парк, поле?

Дети. Заболеют, так как будет много гусениц, червяков и других вредителей и мало зелени.

Педагог. А настроение у людей?

Дети. Грустное, печальное (мимика).

 Педагог. Но, если человек заботится о птицах, птицы заботятся о парках. Лесах, о посаженном в поле, огороде урожае.  И настроение у человека какое?

Дети. Радостное, весёлое (мимика).

Педагог. Ребята, я знаю, что вы сами умеете сочинять загадки. Загадайте их друг другу. Кто угадает загадку, выберите картинку с отгадкой и покажите всем.

Игра «Носы» (задание логопеда).

Стихотворение Я. Яшиной «Покормите птиц зимой».

Итог занятия:

Педагог. Конечно, мы ещё не раз будем вести разговор о птицах и узнавать о них много нового. Не зря в народе говорят: птицы – наши друзья. А почему?

Дети. Птицы радуют людей своим пением, уничтожают вредных насекомых, сохраняют леса, урожай на полях).

Педагог. Чему можно научиться у птиц?

Дети. Трудолюбию, красивому пению, ловкости, находчивости, мудрости, заботливому отношению друг к другу.

Педагог. Чему бы не стали учиться?

Дети. Боязливости, сердитости, задирчивости, болтливости.

Педагог. Мы совершили длинное путешествие в мир птиц и немного устали. Предлагаю вам отдохнуть. Лягте на ковер, расслабитесь. Представьте, что вы в лесу. Дышится легко, ровно, глубоко. Вы слушаете пение птиц. Шум листы деревьев (аудиозапись).

Конспект занятия по развитию речи

Тема: “ЭКСКУРСИЯ В МАГАЗИН”

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять описательные рассказы об одежде, мебели; связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; сравнивать предметы с использованием сложносочиненных предложений.
  2. Подбирать слова-признаки к существительным.
  3. Контролировать произношение в самостоятельной речи.
  4. Развивать контрольно-оценочные умения дошкольников, согласовывать существительные с прилагательными.

  

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в большой магазин, в котором находятся различные отделы.

Итак, зайдем в первый отдел под названием «Одежда».

                       Это чей сарафан, красный, как рябинка?

                       Бабушка старалась, шила для Аринки.

                       Это чья косынка, как трава зеленая?

                       Мама покупала, старалась для Алёны.

                       А вот эта курточка. Как небо голубое?

                       Бабушка старалась, покупала Вове.

 - Какой по цвету сарафан сравнивает автор с рябинкой? Какую по цвету косынку сравнивает поэт с травинкой? Какую по цвету курточку автор сравнивает с небом? Посмотрите друг на руга и скажите, кто похож на травинку, небо, рябинку? С чем ещё можно сравнивать зелёную косынку, голубую курточку, красный сарафан? Что ещё может быть такое же, как травинка, голубое, как небо, красное, как рябинка?

 

Дети: Ответы.

Воспитатель: Вспомните и назовите зимнюю одежду, летнюю, демисезонную, женскую, мужскую, детскую?

 - Какая одежда нужна людям разных профессий?

 - Какая одежда может понадобиться для пляжа, походе, праздника?

 - Назовите мастеров, которые создают одежду?

 - Назовите детали платья, брюк?

 - Из какого материала шьют пальто, платье, куртки, шубы, бельё?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в такую игру как      

                                                 «Сравни одежду».

 - Посмотрите, пожалуйста, на наборном полотне выставлены пары предметов, которые различаются по одному признаку (цвет, длина, деталь одежды).

 - Дети, найдите и назовите различия в одежде.

Дети: Одни шорты короткие, а другие длинные.

           Одно платье с воротником, а другое без него.

Воспитатель: Дети посмотрите для каждого из вас приготовлен конверт с задание. Возьмите по одному конверту, откройте его, рассмотрите картину и составьте описательный рассказ по схеме:

  1. Что это?
  2. Верхняя это одежда или нижнее бельё?
  3. Из каких частей состоит?
  4. Из какого материала сделана?
  5. Какого цвета?
  6. В какое время года носят?
  7. Кто надевает?

Например: пальто – это верхняя одежда. Перед тем как сшить пальто, портной выкраивает спинку, две полочки, воротник, карманы. У пальто должны быть пуговицы и может быть пояс. Чаще всего пальто шьют из драпа или кожи. Пальто носят весной, осенью или зимой. Тогда к нему пришивают теплую подкладку и меховой воротник. Пальто носят и мужчины, и женщины, и дети.          

              Физминутка

                           Вот портной наш шить устал,

                           Из-за стола он быстро встал,

                           Расправил плечи, потянулся,

                           Потом он низенько нагнулся.

                           Затем на цыпочки поднялся,

                           «Поприседал я вот, размялся.

                           К работе можно приступать,

                           Теперь нам долго не устать»

- А теперь попробуем перенести выкройку на ткань, для этого мы наметаем  швы у одежды.

Дети обводят изображение одежды на белую бумагу черным фломастером.

Воспитатель: Дети, контур какой одежды вы обвели?

Дети: Мы наметали, обвели контур у платья, пальто, брюк.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо постарались и все выполнили задания верно. А сейчас мы отправимся в новый отдел магазина «Посуда».

Дети получают по одной карточке с изображением одного предмета посуды (для подготовительной группы – печатные буквы).

Воспитатель:

 - Назовите какой предмет посуды изображен (напечатан) на вашей картинке? 

 - Каким одним словом можно назвать эти изображения (слова)?

 - подумайте и скажите из каких материалов делают посуду?

 - Где делают посуду?

 - Какие детали есть у чайника, кастрюли и т.д.?

 - Назовите какие части посуды изображены на иллюстрациях?

 - для чего нужна посуда?

 - Какая бывает посуда? Чайная, кофейная, столовая.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Предлагаю вам объединиться по два человека и выбрать чайную, столовую, кофейную посуду.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, вы замечательно справились с заданием. Скажите как нужно обращаться с посудой, чтобы лучше её сохранить?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие. Следующий отдел «Мебель».

 - Какая бывает мебель по назначению?

 Дети: Кухонная, спальная, гостиная, школьная, для прихожей, офисная.

Воспитатель: Таня, назови, пожалуйста, мебель для гостиной.

Дети: Диван, кресло, камин, буфет.

Воспитатель: Сережа, назови, пожалуйста, кухонную мебель.

Дети: Стол, табурет, шкафчик.

Воспитатель: Скажите, дети, где делают мебель7

Дети: На фабрике.

Воспитатель: Из чего делают мебель?

Дети: Из дерева, пластмассы, фанеры.

Воспитатель: Люди каких профессий принимают участие в изготовлении мебели?

Дети: Дизайнеры, конструкторы, рабочие, столяры, обивщики.

Воспитатель: Кто такие лесорубы? Что делают на лесопильном заводе?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: разновидностей мебели очень многою. Попробуйте сравнить гостиную и кухонную мебель. Например, диван и табурет. Чем различаются диван и таберет?

Дети: Диван – мебель для гостиной, табурет – для кухни. На диване могут одновременно сидеть несколько человек, а на табурете – только один.

Воспитатель: Чем похожи диван и табурет?

Дети: Диван и табурет – это мебель. На них можно сидеть.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть а игру «Скажи какой?». Встанем рядом и, передавая мяч друг другу, подбираем слова-признаки к слову «кресло»

Дети:  Кресло – большое, мягкое, красивое, кожаное, современное…

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, представленные на доске. Вспомните как делают мебель. Составим предложения по цепочке.

Составляют совместно дети и воспитатель.

 - Когда деревья вырастают большими, в лес приходят лесорубы и срубают их.

 - По реке деревья сплавляют на лесопильный завод.

 - На лесопильном заводе толстые бревна распиливают на доски.

 - большие машины везут доски на мебельную фабрику.

 - На мебельной фабрике из древесины, поролона и ткани делают красивую мебель.

 - Мебель поступает в магазины, и там её покупают люди.

Воспитатель: Молодцы! Получился замечательный, правильный рассказ о том, как делают мебель.

Итак, наше путешествие по магазину подошло к завершению. Вспомните, пожалуйста, что вам запомнилось и почему?

Дети: Делятся своими впечатлениями.

Задание логопеда:

  1. «Маленький, большой» (кастрюля – кастрюлька и т.д.)
  2. «Назови куда положим» (шкаф, комод, шифоньер и т.д.)
  3. «Новоселье» (название мебели).

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ»

Программное содержание:

  1. Закрепить названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта.
  2. Формировать способности видеть возможности усовершенствования предметов.
  3. Учить составлять описательные рассказы об автомобилях, используя схему-модель.
  4. Развивать связную речь, распространяя предложения путем введения второстепенных членов предложения.
  5. Формировать словарь по теме, развивать фонематический слух,
  6. Активизировать использование в речи прилагательных с существительными.
  7. Развивать коммуникативные умения и навыки уважения к труду шофёра, вежливое обращение друг к другу.

Материал для занятия: предметные картинки с изображениями разных видов транспорта, силуэт грузовичка и детали к нему; аудиозапись звуков, издаваемых транспортом.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку.

                         Кто нам делает сапожки,

                         Ранцы, пуговицы, ложки?

                         Кто построил дом?

                         И кто сшил нам куртки и пальто?

                         Кто кует металл для плуга,

                         Добывает нефть и уголь?

Дети: Это люди разных профессий.

Воспитатель: О людях каких профессий эта загадка?

                         Встаём мы очень рано,

                         Ведь наша забота – всех по утрам

                         Отвозить на работу.

Дети: Это шофёры, водители.

Воспитатель: Какие это люди по характеру?

Дети: Они очень трудолюбивые, заботливые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.

Воспитатель: Предлагаю вам. Друзья, поиграть в игру «Назови профессию». Воспитатель выставляет картинки с изображением видов транспорта, скомпонованным по видам.

- Кто водит автобус, автомобиль?

Дети: Внимательный шофер.

- Кто летает на самолёте?

Дети: Смелый летчик.

 - Кто управляет поездом?

Дети: Зоркий машинист.

 - Кто летает на ракете?

Дети: Умелый космонавт.

- Кто водит трамвай?

Дети: Старательный вагоновожатый.

 - Кто управляет кораблем?

Дети: Добросовестный капитан.

- Кто ездит на мотоцикле? Велосипеде?

Дети: Храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист.

 - Кто летает на вертолете?

Дети: Ответственный летчик.

 - Назовите одним словом, что это?

Дети: Это транспорт.

 - Назовите, какие виды транспорта вы знаете?

Дети: Наземный, подземный. Воздушный, водный.

- Для чего транспорт нужен людям?

Дети: Перевозить грузы, людей, убирать улицы…

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь и назовите какие звуки вы услышали?

Дети:

 - Я услышал гудение самолета.

 - Я услышал стук колес поезда.

 - Я услышал гудок парохода.

 - Я услышал скрип колес машины, когда она тормозит.

 - Я услышал гудок автомобиля.

Логопед: Ребята, послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадку.

                 Не летает, не жужжит

                 Жук по улице бежит,

                 И горят в глазах жука

                 Два блестящих огонька.

Дети: Автомобиль, машина.

Логопед: Большая машина, а маленькая…

Дети: Маленькая (дети угадывают, образовав правильное слово).

Включается аудиозапись, на которой слышится скрип, скрежет, рокот, шум.

Воспитатель: Этот грохот ухо режет

                      Ну и звуки! Шум и скрежет!

 Что это вдруг мотор зафыркал, и машина остановилась?

Дети: Машине нужен ремонт.

Воспитатель: Верно! Посмотрите у вас на столах лежат «поломанные «машины, их нужно отремонтировать. Какие детали есть у автомобиля?

Дети: Мотор, кабина, кузов, бампер, номер, бампер, бензобак, фары, подфарники.

Один из детей в конце игры перечисляет все детали.

Воспитатель: Какая красивая получилась машина, рассмотрите хорошенько машину и опишите её, используя нашу схему-модель.

Физминутка «Красный, желтый, зеленый»

Дети машины, у воспитателя сигналы светофора.

Воспитатель:

                        Шуршат по дорожкам веселые шины.

                        Спешат по дорожкам машины, машины…

                        А в кузове – важные срочные грузы:

                        Кирпич и железо, дрова и арбузы.

                        Работа шофёров трудна и сложна,

                        Но как она людям повсюду нужна.

                       

 - Ребята, послушайте сказку А. Седугиной «Разговор машин».

Подъехали к перекрестку четыре машины, остановились и заспорили, какой из них ехать первой.

 - Я самая важная. Я везу кирпичи на стройку.

Другая машина сказала:

 - Нет. Я самая важная. Я везу пассажиров на море. Целый год люди трудились и теперь едут отдыхать к морю.

Третья машина сказала:

 - Что вы спорите?! Ведь первой по дороге должна поехать я. Я подмету, полью, вот тогда и поезжайте.

А четвертая машина, совсем маленькая, пропищала:

 - Пустите меня вперед. Я везу мороженое.

Гудели машины, спорили. И неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы не вышел на перекресток милиционер. Сначала он поднял палочку. Это означало: «Внимание!» потом показал палочкой, какой машине ехать первой.  С милиционером машины спорить не стали, каждая дождалась своей очереди и быстро укатили по своим важным делам.

Воспитатель: Подумайте, какую машину милиционер пропустил первой, какую второй, третьей, четвертой. Почему?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо-плохо».

 - Чем хорош грузовик?

Дети: Можно перевозить разные грузы и людей, можно быстро доехать, можно наблюдать из окна за красиво изменяющимся пейзажем.

 - Чем плох грузовик?

Дети: Требует много денег на ремонт и бензин, долго приходится чинить, если он старый от него много шума – тарахтит, портит воздух газом; не ездит по рельсам; маленькая кабина, поэтому может перевезти мало людей.  

Итог занятия:

Воспитатель: Много интересного мы сегодня узнали о птицах. Я предлагаю каждому выбрать понравившуюся машину и рассказать о ней, используя схему.

Задания логопеда:

  1. «Опиши машину» (с использованием прилагательных с существительными в роде и числе);
  2. «Назови машину» (закрепить название машин в единственном и множественном числе – упражнять в словобразовании);
  3. «Какой машины не стало?» (использование существительных в родительном падеже).

Конспект занятия по развитию речи

Тема: “ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ”

Программное содержание:

  1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц.
  2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их  особенности, выделить существенные различия.
  3. Закрепить представления о пользе птиц.
  4. Упражнять в употреблении приставочных глаголов.

Материал для занятия: иллюстрации с изображением птиц; игрушки: грач, воробей, стриж, столб, домик.

Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела сорока. Она хочет рассказать нам о том, что недавно увидела.

 Сорока:

 Журавли летят, курлачат,

 Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих!

Только я тужить не стану,

А весною встречу их.

                              И. Познанская

Воспитатель: Ребята, почему журавли выстроились клином и улетели на юг? Как мы называем птиц, улетающих на юг?

Ответы детей.

Сорока: И трясогузки в стаи собираются и на юг отправляются.

Воспитатель: Верно. И трясогузкой эту птицу называют потому, что она, когда ходит по земле, поклевывая букашек, потряхивает своим хвостом. Еще её птицей ледоломкой зовут, потому что прилетает перед вскрытием рек. Знаете, где она жильё своё строит? (Рядом с жильём человека, на сенокосах, в широких дуплах, за обшивкой стен и в других укрытиях). Эта птичка очень смелая. Трясогузки общими силами с шумом и гамом отгоняют от своего жилища врага.

Сорока: Трясогузка – смелая птица, а вот жаворонок – певчая птица. Но поёт только самец – жаворонок. Про него даже стихи пишут.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто в вышине

Поет, на солнышке сверкая…

                               В. Жуковский

- Народная примета говорит, «Если утром рано не слышно жаворонка – это к дождю или плохой погоде». А вы знаете, где жаворонок вьет гнездо? (В ямках на земле).

Воспитатель: Дети, вспомните, пожалуйста, и скажите кто из птиц умеет подражать пению жаворонка?

Дети: Скворец.

Воспитатель: Скворец может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. В неволе скворец может подражать человеку – говорить отдельные слова и фразы.

Он прилетает каждый год

Туда, где его домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

Чей на дереве домишко

Стоил я и мой братишка?

Дверь – кружочек, нет окна,

В доме пусто – тишина.

Что это?                 Скворечник

 - Его голос похож на треск, бормотание, верещание. Где еще селятся скворцы? В дуплах, под крышами домов. Какая птица поет лучше (красивее) всех?

Дети: Соловей.

Воспитатель: На всем свете нет певчей птицы, которая пела бы лучше соловья! Все его перышки окрашены в однообразный цвет, который на брюшке светлеет и переходит в белый. Большие темные глаза придают соловушке особую прелесть. Гнезда они вьют около земли – в кустах смородины, крыжовника.

 - Знаете ли вы. Какие птицы строят свои гнезда под карнизами крыш и навесами?

Дети: Ласточки.

Воспитатель: Свои гнезда они строят из комочков глины. Склеивая их очень липкой слюной. Ласточки ходят по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывают фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, на лету может пить, проносясь с вытянутой шеей над поверхностью воды. Может окунуть в воду любую часть тела. За несколько таки полетов ласточка полностью искупается. В пасмурную погоду она летает низко над землей, потому что насекомые летают низко, а солнечную погоду – высоко, так как насекомые поднимаются вверх горячими потоками воздуха. Отдыхать ласточки садятся на тонкие ветки и провода, оттуда легче взлететь.

Как-то раз я наблюдала интересный случай. Я буду рассказывать, а вы попытайтесь показать движения, и подсказывать слова (в парах за столами).

Грач как-то раз в саду сидел,

Вдруг стриж веселый…прилетел.

Стих низко-низко…пролетел,

А грач поймать его хотел.

Стриж столб спокойно…облетел,

Лоб у грача весь день…болел.

Грач крался, грач дышать не смел,

А стриж от столба…отлетел.

Стриж у столба чуть посидел,

И тут же снова …улетел.

Лоб у грача весь день…гудел.

Грач оглянуться не успел,

Как стриж на крышу…залетел.

Грач лез по лестнице, пыхтел,

А стриж, смеясь, а окно…влетел.

 - А вы знаете, где грачи строят гнезда. На деревьях. А из чего? Из прутьев.

Грачи строят гнезда рядом друг с другом. Их  там много собирается. Это скопление грачиных гнезд называется – грачевники. Вы слышали, как кричат грачи? Гра-а, гра-а. Вот отсюда и происходит название этих птиц.

Сорока: Ребята, а теперь я вас приглашаю на птичий базар.                                

                                                 Физминутка

Гостей представляю:

Вот аист идет длинноногий и важный  (показ)

Вот гусь в красных сапожках шагает важно

 А вот утка маленькими шажками идет и утят за собою ведет.

Ласточки с лапки на лапку переваливается

Вдруг откуда ни возьмись ястреб пролетает  (бег)

Все птицы разлетелись.

Но вот ястреб улетает, и возвращаются на свои места.

Воспитатель: Вспомните и назовите, какую пользу приносят людям птицы.

Дети: Они уничтожают вредителей – насекомых.

Воспитатель: - Они уничтожают много разных насекомых, но только одна птица любит клевать мохнатых гусениц, покрытых ядовитой шерстью. Кто же это?

Дети: Кукушка.

Воспитатель: Строит ли кукушка себе гнездо?

Дети: Нет.

Воспитатель: Куда же они откладывает свои яйца?

Дети: В чужие гнезда.

Воспитатель: А вы знаете, что вылупившийся птенец выбрасывает из гнезда оставшиеся яички и уже вылупившихся птенцов. У него для этого есть даже специальные ямочки на спине. Приемные родители ничего не замечают и без устали кормят очень прожорливого птенца.

Предлагаю вам поиграть в игру «Кого не стало?».

Я буду выставлять перед вами иллюстрации с изображением птиц, а вы говорите название птицы. Называете какая птицы здесь лишняя?  Почему?

- Настало время послушать пение птиц и попытаться отгадать, какая птица как поет. Слушание пение птиц (аудиозапись).

 - Много интересного мы сегодня узнали о птицах. Я предлагаю каждому выбрать. Понравившуюся птицу и рассказать о ней, используя схему.

Задания логопеда:

  1. «Посади пташку» (с использованием предлогов).
  2. «Чей птенчик» (словоборазование: напр, ласточки, воробья и др.).
  3. «Кого не стало?» (использование существительных в родительном падеже).

Конспект занятия по развитию речи

Тема: “В ПАРКЕ ВЕСНОЙ”

Программное содержание:

  1. Учить составлять детей рассказ по представлению; определять главную мысль повествования и выражать её в заголовке; связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.
  2. Активизировать словарь по теме «Деревья, «Весна».
  3. Сравнивать предметы, подбирать слова – признаки, образовывать  относительные прилагательные.
  4. Грамматически правильно оформлять предложения.
  5. Применять знания в практике речевого общения.

 

Ход занятия:

 Педагог. Ребята, рассмотрите иллюстрации на мольберте (доске) и скажите какое время года изобретено на иллюстрациях. Ответы детей.

 - Как вы догадались, что на этой иллюстрации изображен солнечный день? Ведь солнца здесь не видно. Ответы детей.

 - Да, верно, на всех иллюстрациях изображены приметы весны.

 - Предлагаю вам поиграть в игру «Что сначала, что потом?». Я буду произносить предложение с перепутанным порядком действий, бросая мяч каждому из вас, а вы ловить и восстанавливать верный порядок.

Педагог: Наступила весна, потому что тает снег.

Дети: Снег тает, потому что наступила весна.

Педагог: Ярко светит солнце, потому что тают сосульки.

Дети: Сосульки тают, потому что ярко светит солнце.

Педагог: Наступила весна, потому что прилетели птицы.

Дети: Птицы прилетели, потому что наступила весна.

Педагог: Стало тепло, потому что показалась молодая травка.

Дети: Показалась молодая травка, потому что стало тепло.

Педагог: Наступили теплые дни, потому что появились первые весенние цветы.

Дети: Появились первые весенние цветы, потому что наступили теплые дни.

Игра «Кто такой?»

Педагог: Береза светолюбивая, а ель...

Дети: тенелюбивая.

Педагог: Пихта любит тень, а дуб…

Дети: любит свет.

Педагог: У дуба длинные корни, а у ели…

Дети: короткие.

Педагог: У сосны длинные иголки, а у ели…

Дети: короткие.

Педагог: У пихты шишки растут вверх. А у ели…

Дети: вниз.

Педагог: У дуба желуди, а у ели…

Дети: шишки.

Педагог: У березы белый ствол, а у осины…

Дети: серо-зеленый.

Педагог: Пихта – хвойное дерево, а осина - …

Дети: лиственное.

Педагог: У ольхи ствол гладкий, а у осины…

Дети: шероховатый.

 - Предлагаю вам вспомнить где мы вместе вчера были. Ответы детей.

 - Какие изменения произошли в парке весной? Ответы детей.

 - Как можно озаглавить вам рассказ?

 - Экскурсия в парк, или в парке весной.

 - А сейчас мы с вами составим по схеме рассказ «В парке весной».

Вчера мы были в парке на экскурсии. Как все изменилось в парке: зеленеет молодая травка, деревья оделись в зеленый наряд, показались первые весенние цветы.

В парке много птиц. Они перелетают с ветки на ветку и поют на разные голоса. Вороны приводят в порядок старые гнезда.

Весной в парках много работы. На деревьях срезают сухие ветки, белят стволы. Потом деревья окопывают. Сухие ветки и листья сжигают. В парке делают клумбы и высаживают цветы.

Физкультминутка “НАШ ПАРК”

Вот наш парк! А вокруг                     Дети поднимают руки через стороны

Липы выстроились в круг                  вверх,  сцепляюя их над головой.

Липы кронами шумят                        Покачивают поднятыми вверх руками.

Ветры в их листве гудят,

Вниз верхушки пригибают               Наклоняются вперед.

И качают их, качают.                        Покачивают туловищем.

После дождика и грез                        Вперед-назад, влево-вправо

Липы люьт потоки слез.                   Опускают руки вниз, перебирая пальцами.

Следующее задание «Дорисуй весну».

Внимательно рассмотреть предложенные вам листы и дорисуйте например: листья на деревьях, подснежники, солнышко, птиц.

 - Какие замечательные, весенние получились у вас рисунки. Деревья очень красивые. А как вы думаете, какое же дерево самое лучшее?

Игра – драматизация «Спор деревьев»

Дети представляют, что они деревья, самостоятельно выбрав для себя роль дерева.

 Педагог: Замечательное время года – весна. Давайте вспомним приметы.

  1. Клен раньше березы лист распустит – к мокрому лету.
  2. Пока лиственница иголки не осыплет – снегу не будет.
  3. Много шишек на сосне – к богатому урожаю.
  4. Верба гонит с реки последний лёд.
  5. Если береза распускается раньше всех, жди сухого лета.

Задание логопеда:

  1. «С какого дерева ветка?» (словообразование – березовая, сосновая и др.)
  2. «Назови цветок» (название цветов)
  3. «Что есть у букета – догадайся» (закрепление внешних признаков цветов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий на тему: «Тверской лён. Значение льна в жизни человека»

Осознание необходимости обращения при обучении детей-дошкольников на занятиях изостудии к традициям и духовным ценностям народной художественной культуры привело меня к разработке ц...

Цикл занятий на тему: "Мой город Тимашевск"

У каждого места на земле есть своя история. Город Тимашевск имеет свою историю, которую должны знать наши дети. Конспекты занятий помогут педагогу познакомить детей с историей малой ...

Цикл занятий по теме "Художественный витраж с детьми старшего дошкольного возраста"

Занятия направлены на расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о видах изобоазительного искусства, и на их подробное ознакомление с витражом. В ходе двух последних занятий дети самостояте...

Ознакомление с окружающим миром с использованием художественной литературы для детей с 2 до 3 лет. Цикл занятий по теме "Игрушки" и "Транспорт"

Ознакомление с окружающим миром с использованием художественной литературы для детей с 2 до  лет. цикл занятий по теме "Игрушки" и "Транспорт".Программное содержание.   Учить детей по в...

Цикл занятий на тему: «Этот загадочный подводный мир»

Каждый человек, живущий в природном мире, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Формировать экологическую культуру у каждого человека необходимо ...

Конспекты НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Цикл занятий по теме «Мой папа работает в ГОКе»

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Цикл занятий по теме "Мой папа работает в ГОКе"  способствует обогащению словарного запаса детей по теме "Профессии&quo...

Цикл занятий по теме самообразования. Ознакомление с окружающим миром в средней группе Тема «Зеленый огонёк»

Из года в год растут города нашей страны, возрастает интенсивность движения на улицах и дорогах. Это вызывает необходимость проводить специальные мероприятия по обеспечению безопасности пешеходов и во...