Цикл занятий на тему: «Тверской лён. Значение льна в жизни человека»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) по теме

ФЕДЯЕВА  СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

    Осознание необходимости обращения при обучении детей-дошкольников на занятиях изостудии к традициям и духовным ценностям народной художественной культуры привело меня к разработке цикла занятий «Тверской лён. Значение льна в жизни человека». На занятиях, помимо знаний о сельскохозяйственной культуре «лён»,  даётся традиционный материал Тверской области: колядки, песенки, загадки, поговорки, костюм, образцы прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_lnu.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий на тему:

«Тверской лён. Значение льна в жизни человека»

Разработала

Федяева Светлана Николаевна

воспитатель изостудии

МДОУ ЦРР детский сад № 65

 

Тверь - 2009

Пояснительная записка.

    Осознание необходимости обращения при обучении детей-дошкольников на занятиях изостудии к традициям и духовным ценностям народной художественной культуры привело меня к разработке цикла занятий «Тверской лён. Значение льна в жизни человека». На занятиях, помимо знаний о сельскохозяйственной культуре «лён»,  даётся традиционный материал Тверской области: колядки, песенки, загадки, поговорки, костюм, образцы прикладного искусства.

   Предлагаемый цикл  ставит задачи:

  1. Формирование положительного отношения к традиционной народной культуре;
  2. Передача детям ценностей, которые несёт в себе традиционная народная культура;
  3. Получение знаний о льне, формирование отношения к труду;
  4. Способствовать получению знаний по фольклору Тверской  области;

    Цикл занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю в период с сентября до ноября. Предполагается чередование занятий теоретических и практических. Причём, практическое занятие предлагается как закрепляющее изученную тему.

Перспективный план работы по теме

«Тверской лён. Значение льна в жизни человека»

  1. Такие разные ткани.

Практическое занятие: Аппликация -создание «Альбома тканей»

  1. Далёкое путешествие льна 

Практическое занятие: Пейзаж «Льняное цветущее поле».

  1. Лён: от растения до ткани

Практическое занятие: Рисование « Эскиз льняной ткани»

  1. Лён и хлопок

Практическое занятие: Фантазийное рисование «Волшебный хлопок».

  1. Традиционные русские земледельческие праздники

Практическое занятие: Аппликация тканью на нетканом материале.

  1. Орудия труда и рукоделия изо льна

Практическое занятие : Вышивание по льяному полотну способом «Вперёд иголка»

  1. От лучины до электрической лампочки

Практическое занятие: натюрморт «Свеча в подсвечнике».

  1. Льняная сказка (экскурсия в музей при детском саде)

Практическое занятие: Орнаментация  полотенца.

  1. Тверской традиционный костюм

Практическое занятие:  Портрет девочки (мальчика) в традиционном костюме.

  1. Такие разные ткани.

Программное содержание: Познакомить детей с различными видами тканей (шелк, лён, шерсть). Дать представление, откуда эти ткани берутся. Заинтересовать детей в дальнейшем изучении истории  происхождения льняной ткани.

Ход занятия:  

  1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть ткани, представленные на

столе, потрогать их, изучить. Воспитатель называет ткани. Это шелк, шерсть, лён. Рассказ: «Шёлк пришёл к нам из далёкой страны Китай. Тонкие шёлковые нити делают маленькие червячки, живущие на тутовом дереве - тутовые шелкопряды (фото). Это натуральная ткань. Но существует ещё искусственный шёлк. Его делают на фабрике химического волокна.

Шерстяные нити делают из шерсти, которую дают нам овцы, верблюды, козы (фото).  

Льняная ткань приходит к нам с поля. Как это происходит? Что превращает растение в ткань? Хотите ли вы получить ответы на эти вопросы?

  1. Тогда представьте себе поле. Оно голубого цвета. Оно уходит вдаль,

чтобы там, за горизонтом, снова так же плавно спуститься в ложбину. Это льняное цветущее поле (фото). Сеяли лён 3 июня, в день Олёны-льняницы, леносейки (иллюстрация). Говорили: «Посеешь лён на Олёну- будут длинные льны». А сеяли лён - приговаривали:

Ты расти, расти, ленок

тонок, долог и высок,

в земельку корешок.

Вниз коренист,

А вверх семянист.

Лён растили в разных областях России (карта). Особенно много льна выращивали в нашей Тверской области.

В заключении занятия воспитатель загадывает детям загадки обо льне:

«Мал-малочек в сыру землю вошёл, синю шапочку нашёл»

«Из земли вырастаю, весь мир одеваю»

На практическом занятии воспитатель предлагает детям сделать «Альбом тканей». Предварительно даётся домашнее задание: принести по кусочку шелковой, шерстяной и др. ткани.  Дети совместно с воспитателем вклеивают в альбом кусочки различных тканей, повторяя их названия.

2.Далёкое путешествие льна

Программное содержание: Рассмотреть с детьми альбом тканей, вспомнить различные виды тканей. Продолжать знакомить детей с  сельскохозяйственной культурой Тверской области- со льном. Проследить вместе с детьми по карте путь распространения льна.

Ход занятия:

     Воспитатель вместе с детьми рассматривает альбом тканей, созданный на предыдущем занятии. Рассказ: «Мы с вами познакомились и с шёлковыми тканями, и с шерстяными, даже с искусственным волокном, которое делают и в нашем городе Твери на комбинате химического волокна. Эти ткани служат человеку, согревают его, украшают. Но все они не смогли заменить человеку прекрасную натуральную льняную ткань, которую дарит нам лён-долгунец.  

     Человек начал возделывать лён почти 10 тысяч лет назад. Родина льна- горные области Индии (показ Индии на карте). Исследователи считают, что именно древние индийцы первыми сбросили с себя звериные одежды и стали одеваться в одежды изо льна (иллюстрация).

     Семь тысяч лет назад лён был известен в Ассирии (карта) и Вавилоне (карта), оттуда проник в Египет(карта). В земледелии египтян лён занимал важное место. Именно в Египте льняные ткани достигли совершенства. Красовались  в одеждах из льняных тканей и римские богачи.

     А в VII веке до новой эры на льняной ткани была написана знаменитая «Льняная книга». Люди ещё рисовали на скалах, но уже умели выращивать и обрабатывать лён.

     Под льняными парусами плыли по неизведанным морям и океанам корабли мореплавателей Колумба и Магеллана. Льняные холсты сберегли творенья великих художников прошлого -  итальянского художника Леонардо да Винчи, русского художника Валентина Серова (иллюстрации).

      В Древней Руси лён был одним из важнейших растений. Его выращивали не только для того, чтобы  получать ткань. Из семян льна люди делали льняное масло (показать).

     До сих пор по своим качествам льняную ткань не может заменить ни одна ткань. Льняная ткань очень прочная, полезная, гигроскопичная, то есть хорошо впитывает влагу. Льняное бельё одевают люди, труд которых связан с большими физическими нагрузками (подводники, космонавты) (фото).

На практическом занятии: Пейзаж «Льняное цветущее поле». Изобразительный материал-акварель. Активизация словаря: пейзаж, композиционное построение, план.

  1. Лён: от растения до ткани

Программное содержание: Познакомить детей с работами, связанными с выращиванием и обработкой льна. Рассказать о старинном и современном способах обработки льна. Познакомить детей с орудиями труда, необходимыми для обработки льна в старой деревне.

Ход занятия:

     Воспитатель  задаёт детям вопрос: «Ребята, у нас в группе есть девочка по имени Алёна. А что общего между льном и именем Алёна? Да, верно, лён сеют 3 июня, в день Олёны- леносейки: «Посеешь лён на Олёну- будут длинные льны». За посевами ухаживали, старались вырастить хорошие урожаи. Ведь лён одевал людей, а масло из семян льна лечебно.

     Лён 2 недели красиво цветёт нежными голубыми цветами (иллюстрация и рисунки детей). 4 недели лён зреет, спеет. А потом начинается большая работа.

     Когда не было машин, лён убирали вручную. Выдёргивали растение с      корнем, укладывали рядами для просушки.Затем лён вязали, ставили в снопики. Снопы сохли, в коробочке дозревали семена. Затем лён везли    для обмолота (иллюстрации).

    Семена оставляли для посева; делали для лечения масло. А стебли мочили в пруду, затем мяли, трепали, чтобы стебель распушился на волокно, чесали  гребнями (иллюстрации). Говорили: «Мни лён доле, волокна будут боле»

    Прочёсанный лён можно и прясть. По вечерам девушки пряли из волокна льняные нитки, наматывая нить на веретено. Девушки старались, называли их «рукодельницами». Не зря говорили: «Не ленись прясть-хорошо оденешься!»

    Ну вот, нить готова. В поле работы закончились, люди брались за зимние работы: мужчины чинили обувь и орудия труда, а женщины садились за ткацкие станки. Ткали новину (суровое жесткое полотно), отбеливали под зимним и весенним солнышком. Теперь можно и одежду шить!

    Представляете, какой огромный труд надо выполнить, чтобы получилось какое-нибудь изделие, платье, например!

Прошло время, люди постепенно изобрели машины, которые облегчили тяжелый труд человека. Сейчас требуется гораздо меньше времени, чтобы получить льняную ткань. Но потрудиться тоже необходимо!

А как это делается сейчас?

    Итак, лён сеют в июне. Но только машинами. Лён растёт, за ним наблюдают, ухаживают. А в начале сентября лён убирают комбайнами (иллюстрация). Потом лён просыхает на полях. Его переворачивают, чтобы он просох быстрее.

     Вяжут лён, как и раньше вручную, как и прежде, ставят в конусы. Затем машины сматывают лён в рулоны и везут на склад. Там лён разматывают и перерабатывают. Машина молотилка лён обмолачивает. Семена перевозят на льносеменоводческие станции.

    Стебли льна треплют на мяльно-трепальный аппарате. Затем лён прочёсывается на чесальной машине. А на прядильной – прядутся нити. Далее нити окрашиваются (иллюстрация).  Художник придумывает эскизы ткани. В ткацком цехе на машине ткётся ткань(иллюстрация).

В пошивочных цехах шьются изделия.

Воспитатель:

Ребята, когда вы узнали о льне  всё, отгадайте, пожалуйста, загадку:

«Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали»

На практическом занятии воспитатель предлагает детям самим побыть художниками и  придумать эскизы тканей. Изобразительный материал выбирают сами дети (гуашь, карандаши, пастель).

  1. Лён и хлопок

Программное содержание: Рассказать детям, за что лён называют «северным шёлком». Познакомить с хлопчатобумажной тканью. Рассказать о хлопчатнике, об истории этого растения. Отметить отличительные качества льняной и хлопчатобумажной тканей.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать песню о льне «Я посеяла ленку при дорожке, при ярку».  Спрашивает детей:  «Ребята, как вы думаете, о ком или о чём слагают стихи, поют песни, придумывают загадки?»(ответы детей). Да, народ воспевает то, что дорого, что близко сердцу. Вот и лён народ не забыл. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Хоть и труден путь от поля до рубашечки, но любил народ ленок. За красоту, за прочность, за лечебные свойства. Более нарядное полотно - «батист»- называли «северным шёлком». За то, что напоминал дорогой заморский шёлк мягкостью, блеском, тонкостью. Лён высоко ценили многие народы, но нигде он так не прижился , как в России.

В Азии, Америке тоже есть своя ткань, которая приходит  с полей. Эта ткань есть сейчас и на полках наших магазинов. Эта ткань- хлопчатобумажная (показ). Она дешевле и доступней, чем льняная. Но это сейчас. Когда-то давно только богатые люди могли купить её. Английская королева платье из хлопчатобумажной ткани  одевала только на важные приёмы. Везли эту ткань из-за моря, издалека. Сказки рассказывали, что за морем есть такое дерево, на нём растут белоснежные бараны, которые и дают эту чудесную ткань.

Но прошли столетия, и развеялась тайна чудесного дерева. Оно оказалось даже не деревом, а кустарником – хлопчатником. И, конечно, никакие бараны на нём не росли.

Когда у хлопчатника созревают плоды-коробочки, они раскрываются (иллюстрация). Их словно распирают изнутри пушистые ватные комочки. На эту вату и обратили внимание древние жители Индии. Из скрученных хлопковых волокон стали получать пряжу, а из пряжи ткали полотно.

Постепенно индийский хлопчатник расселился во многие страны с жарким климатом.

Много труда надо приложить, чтобы хлопчатник вырастить – и посадка, и полив, и прополка, и уборка. Убирают хлопчатник хлопкоуборочными комбайнами. Если по хлопковому полю идти, кажется, что по полю в снегу идёшь, а комбайн синим кораблём идёт.

Из хлопчатника не только ткани изготовляют, но и нитки, трикотаж, ремни, шнуры, канат.

Вот две ткани- льняная и хлопчатобумажная. Обе красивые, гигроскопичные, полезные. Но по прочности хлопчатобумажная ткань всё же уступает льняной. И ещё у льняной ткани есть такая особенность: с годами не желтеет она, а становится белее и белее.

Ребята, вы познакомились сегодня с ещё одной тканью. Как она называется? (ответы детей) Загляните в наш альбом тканей и скажите, в альбоме есть такая ткань? (Нет) давайте дополним наш альбом ещё одним видом ткани.

Практическое занятие: Фантазийное рисование «Волшебный хлопок». Изобразительный материал-гуашь.

  1. Традиционные русские земледельческие праздники

Программное содержание: Познакомить детей с некоторыми русскими земледельческими праздниками; Побуждать детей вспомнить песни, стихи, загадки, приговорки, посвящённые  важным земледельческим моментам; Выяснить, какие пословицы и поговорки дети знают о труде; Познакомить с новыми пословицами и поговорками.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи и песни, посвящённые урожаю, ягодам, грибам. «Скажите, а когда пелись эти песни?»  (Ответы детей) Да, эти песни пелись в то время, когда на полях поспевал, созревал урожай. Люди убирали урожай и отмечали это событие праздником. Это были земледельческие праздники.

Все народы мира имеют свои земледельческие праздники. Они связаны со временем года, с погодой. Земледельцы сотни лет вели наблюдения за природой и установили определенные дни, в которые лучше сеять, сажать, убирать урожай.

Например, капусту сеяли в день Арины-рассадницы, а убирали в день Воздвиженья: «На Воздвиженье возы с капустой с полей двинулись».

Лён сеяли в день Олёны- леносейки, 3 июня.

Особенно много земледельческих праздников было в августе-сентябре. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) Правильно, всё поспевало, урожай убирался с почестями. Говорили: «И год хорош, когда уродится рожь», «Зима спросит, что летом припасено». Но вот осень на исходе.

Настала зима. «Скатерть бела весь мир одела». «Зима за морозы, а люди- за праздники».

Рождество(25 декабря) как бы подводит черту под прожитым годом, открывает новогоднее праздники, которые длились 2 недели.

Начинались Святки. Ряженые и колядовщики обходили  дома, пели небольшие песенки-благопожелания- колядки. «Пришли колядки – блины да оладки»:

Каледа-маледа,

Накануни Рождества.

Она спрашивала, недопрашивала.

Чик, чик, чикарёк

Дайте нам пирожок,

Либо хлеба кусок…

 За колядку хозяева одаривали колядовщиков угощением.

Молодёжь одевалась в новые льняные одежды, чтобы не было неурожая в следующем году, собирались в избу, слушали сказки, плясали под дуду, балалайку, загадывали загадки о Солнышке-батюшке и о Земле-матушке. Ведь именно от земли, дождя и солнышка зависел урожай. А ещё от трудовых рук.

Ребята, а какие вы знаете поговорки о труде?(Ответы детей) А есть ещё такие:

«Всякое уменье трудом даётся», «Золотые руки у того, того обучился хорошо».

В феврале-марте широко праздновал народ праздник Масленицы. Блины ели, на качелях и на санях катались. А с гор катались на прялках. Чтобы лён в этом году был долгим (длинным). И снова солнышко чествовали, весну поджидали.

А чтобы она быстрее приходила, в апреле призывали весну и солнышко: «Весна, красна, приди с милостью». Заклички пели дети, стоя на подтаявших пригорках. А ещё пекли птичек-жаворонков : «Жаворонки, жаворонушки, прилетите вы к нам, принесите вы нам весну-красну, тёпло летико!»

Все эти праздники народ праздновал, желая, чтобы будущий урожай был богат. Чтобы много было хлеба, чтобы лён был хорош. Ведь жизнь человека целиком зависит от собранного урожая.

На практическом занятии воспитатель предлагает детям сделать аппликацию тканью по нетканому материалу. Детям на выбор предлагаются  различные элементы аппликации (овощи, фрукты, солнышко, растения и др.).

  1. Орудия труда и рукоделия изо льна

Программное содержание: Дать детям представление о традиционных орудиях труда, при помощи которых обрабатывали лён; Загадки, поговорки об этих орудиях труда.

 Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, мы уже с вами знаем, сеяли, убирали, обрабатывали лён в старину. Знаем, что в этом современному человеку помогают машины. Но ведь машины были не всегда. Давайте представим, что мы оказались в старой деревне. Какими орудиями труда пользовались люди раньше?

Мяли лён цепами или вальками(иллюстрация);

Трепали специальными трепалами(иллюстрация);

Чесали гребнями, а пряли нить на прялках( иллюстрация).

За прялкой девушки и женщины проводили очень много времени. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей её жизни.

Но прялка не только орудие труда, но и произведение искусства: чтобы скрасить непростой, но такой необходимы труд, прялку урашали резьбой или росписью.

Прялка состоит из сиденья для пряхи- донца и вертикального стояка с лопаской, к которой привязывают кудель для прядения.(фото)

На лопаске изображались растительные, геометрические орнаменты или какой-то сюжет. В Тверской области чаще всего на прялках изображали птицу, дерево, как символ жизни, плодородия, добра.(иллюстрации).

Прядёт пряха, а ниточка наматывается на веретено. «Соха кормит, а веретено одевает». Готова кудель, женщины ткать садятся за ткацкие станки. Суровая сотканная холстина называется новиной. Отбеливали холст, а из него шили одежду: рубахи, сарафаны, платки, детям платьица, порты мужчинам.

Рубахи и сарафаны украшали кружевом, вышивкой. Вышивали на пяльцах (показ)

Воспитатель загадывает детям загадки о предметах быта и орудиях труда:

«Чем больше я верчусь, тем толще становлюсь»(веретено)

«Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали»(лён)

«С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло»(прялка)

«Большой паук посреди избы распластался» (ткацкий станок)

На практическом занятии дети под чутким присмотром воспитателя учатся  вышивать по льяному полотну способом «Вперёд иголка» (работа с пяльцами).

  1. От лучины до электрической лампочки

Программное содержание: Дать детям представление об истории осветительных приборов - от лучины до лампочки; Расширить знания детей о занятиях людей в старину в вечернее время.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в старинную Русь. Приглашает детей в уголок, оборудованный под деревенскую избу. Рассказ: «Давайте представим, что это деревенский домик. За окнами белым-бело. Видно, как идёт дымок из труб соседних домиков, утонувших в пушистых сугробах. А мороз на дворе стоять не велит, за нос хватает! А в домике у нас хорошо и уютно, тепло от истопленной печки. Представили? Тогда зажжём абажур и слушайте.

   Вот так же когда-то собирались девушки в одном большом доме со своими прялками и долгими зимними вечерами пряли. К девушкам на посиделки иногда в гости и парни заходили. Ч чтобы не скучно было, девушки песней себе помогали:

Уж ты прялица, ты прялица моя,

Пойду вынесу на улицу тебя.

Буду прясть и попрядывать,

На подруженек поглядывать.

Дайте, дайте,вы,подруженьки, мне лён,

Дайте,дайте сорок девять веретён.

Сама  стану  прясть-попрядывать,

На мила дружка поглядывать…

Словом, весело было на таких посиделках. Но чего-то всё же не было в те времена. Не было электричества. Крестьяне коротали зимние вечера при слабом свете лучины. Лучина-это палочка, щепочка, которую откалывали от сухого полена и втыкали в подставку с железным зажимом - светец. Вот как описывает долгий зимний вечер поэт Иван Захарович Суриков:

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лён прядёт.

Избу освещает

Огонёк светца,

Зимний вечер длится,

Длится без конца…(И.Суриков «Детство»)

Лучина, конечно же, ужасно дымила и коптила. И света мало давала(показ).

     Потом появились свечи. Делали их из пчелиного воска. Свечи горели гораздо дольше и ярче, освещали жилище лучше. Свечи ставились в подсвечник. Свечи и теперь применяют. Делают их из воска, парафина, стеарина (показ).

     Придумали люди керосиновые лампы. В лампе- керосин, горючая жидкость. В керосин опускается тряпичный жгутик, а маленький кончик остаётся снаружи. Керосин по жгутику вверх поднимается, торчащий кончик ткани поджигается, он и даёт свет(показ).

     Прабабушка нашей современной лампочки появилась в XIX веке. Это был стеклянный сосуд с угольным стержнем. Стержень светился, когда через него попускали электрический ток.

    Лампочка долго улучшалась, и наконец, стала такой, как мы её видим сегодня. Внутри неё - тоненькая металлическая спиралька. Она сильно накаливается и ярко светится. А воздух из лампочки обязательно откачивают, ведь воздух разрушает металлическую спиральку.

    У нашей современной лампочки много родственников. Это и нарядные люстры, и сигнальные устройства, и карманные фонарики, фары у автомобилей, светофоры.

Вот и закончилось наше путешествие по истории осветительных приборов. Вернулись в наш садик, в изостудию, где ярко горит лампа под абажуром. Но теперь мы знаем, чем пользовались наши предки для освещения свои домов.

Практическое занятие: Натюрморт «Свеча в подсвечнике». Изобразительный материал- пастель.

  1. Льняная сказка (экскурсия в методический кабинет при детском саде)

Программное содержание: Познакомить детей с разнообразием льняных изделий; Рассказать о русских мастерицах; Познакомить с традиционным орнаментом Тверской области.

Ход занятия:

     Воспитатель приглашает детей на экскурсию в музей (методический кабинет). Там на стенах, на столе красиво разложены и развешены полотенца, салфетки, изготовленные из льняной ткани.

     Воспитатель: «Посмотрите, мы оказались среди прекрасных и полезных изделий. Это и салфетки, и полотенца, и скатерти, и занавесочки, и фартучки. Из какой ткани все они сделаны? (ответы детей). Верно, изо льна. А чем полезны эти вещи? (ответы детей) А что такое рукоделие? (то, что сделано  руками) Все ли предметы здесь сделаны только руками? (не все)

Рассмотрим полотенца. Они сотканы на ткацком станке, их вышили при помощи пяльцев. А на концах полотенец - кружева. Умные и добрые руки у этой мастерицы. Вот цветы расцвели на полотенца. А вот петушок гуляет по лужку. В Тверской области часто петушков вышивали.

     А вот занавесочки. Да все цветами расшиты. В доме сразу уютно и хорошо от таких занавесочек становится. А это фартучек. Узор на нём точен, симметричен. Вышит он при помощи машинки. А вышивали его в Тверской мастерской «Тверские узоры».

    А вот бутылочка стоит, в ней жидкость какая-то, на масло похожая. А рядом семена льна лежат. Что в бутылочке? (ответы детей) Верно, это масло. Его можно в пищу применять. Но из семян льна ещё и олифу для разбавления красок делают.  

     Вот так растёт ленок, для всех старается – только не ленись, посади, прополи, убери да обработай его. И с маслом будешь и одетый!

     Воспитатель спрашивает детей, какое изделие изо льна им больше понравилось и почему.

     Гости благодарят хозяйку музея, прощаются.

Практическое занятие: Орнаментация  полотенца. Дети осваивают элементы орнамента Тверской области.

  1. Тверской традиционный костюм

Программное содержание: познакомить детей с особенностями традиционной народной одежды, её функциональными задачами; способствовать обогащению словарного запаса.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям небольшой сундучок. Просит догадаться, что в нём лежит. Рассказ: «Эту одежду носили наши предки. Мужчины и женщины, девочки и мальчики носили рубахи. Только женская рубаха была длиннее, похожа на платье, а мужская короче. (показ). Украшали рубахи по горловине, рукавам и подолу вышивкой. Считали люди, что вышивка оберегает хозяина рубахи от лихих несчастий. Есть и загадка про рубаху:

Били меня, колотили.

Во се чины возводили,

А потом вместе с царём

На престол посадили.

Мужчины, конечно же, носили порты. Это штаны значит(показ). На голове шапка. А на ногах сапоги или лапти.

Женщины одевались в сарафаны. На голове у девочек могла быть лента красивая, а у женщин- головной убор был обязателем. Это либо повойник и платок, либо сорока, кичка, кокошник.(показ). Головной убор- самый богатый предмет женского костюма. Именно головной убор подсказывал нам, кто перед нами –девушка или замужняя женщина.

 Обязательно подпоясывались люди поясом. Это обязательнаячасть одежды человека. Пояс считался волшебным, священным предметом. Пояса были разные : у женщин поуже, а у мужчин широкие. На пояс могли ещё и нож подвязать. Верили люди, что пояс защищал человека. Выражение «распоясался» значило «потерять человеческий облик», поэтому человек старался редко пояс снимать. А если наоборот надо было пообщаться с нечистой силой, человек пояс снимал. Вот, например, на Святки девушки гадали и пояса снимали. Пояс дарили новорождённому, девушки дарили пояса своим возлюбленным.  

Как вы думаете, а откуда современный человек может узнать, как выглядел традиционный костюм? Правильно, нам помогают полотна художников А.Г.Венецианова, В.А. Тропинина, О.А.Кипренского, А.П. Рябушкина, Ф.А.Малявина и других художников, которые часто изображали сцены из народной жизни. (показ)

Давайте отправимся в древний город вместе с поэтом Н.Кончаловским:

Ой, вы, гости-молодцы,

Длиннополые купцы!

И бояре,и дворяне,

Горожане и крестьяне,

Кто в сорочках и штанах,

Кто в коротких зипунах.

И такие франты были:

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Пыль на улице мели.

А зимой в мороз в Москве

Одевали шубы две.

А боярыня, бывало,

По три шубы надевала,

Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли.

А молодки под убрусы

Прячут волосы свои:

В старину была коса

Только девичья краса!

Загадки: «Сижу верхом, не знаю на ком, незнакомца встречу, соскочу, привечу» (шапка)

«По дороге я шёл,две дороги нашёл, по обеим пошёл»(штаны)

«Днём обручем, ночью змеёй» (пояс)

«Летели две сороки, у них четыре хвоста» (лапти)

Практическое занятие:  Портрет девочки (мальчика) в традиционном костюме. Изобразительный материал- на выбор детей.

Использованная литература:

  1. Гудилина С.И. Чудеса своими руками- М.: Аквариум,1998.
  2. Ефимец Л.В. Зимние святки и колядки.- М.: 1997.
  3. Калмыкова Л. Народное искусство Тверской земли.-Тверь:1995.
  4. Ковалёва С. 7000 золотых пословиц и поговорок. -М.: ООО «Фирма»  Издательство АСТ,1999.
  5. Круглый год.  Русский земледельческий календарь/Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой; Ил. Е.М.Белоусовой.-М.:Правда,1991.
  6. Сазонова Г.М. Тверь наша губерня, Крешнево деревня…- Тверь, 2009.
  7. Синев Е. 10000 лет до Твери.-Тверь,1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

значение физкультуры в жизни человека

о том, что с детских лет необходимо заниматься физической культурой...

конспект НОД в подготовительной группе "Значение воды в жизни человека"

Рассказать детям о значении воды в жизни и на земле....

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на основе принципа интеграции образовательных областей.Значение меда в жизни человека

«Социально-коммуникативное развитие» - Развивать умение ребенка взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;- Познакомить с трудом пчеловода, прививать трудолюбие; - Формировать основы бе...

Конспект занятия по познавательному развитию «Значение воды в жизни человека»

Цель: Определить значение воды и показать отношение человека к воде.Задачи: 1. Закрепить знание детей о неживой природе с помощью символов;2. Определить с помощью опытов состояние воды;3. Учить опреде...

Конспект занятия «Значение воды в жизни человека»

рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать где, каком виде существует вода; дать детям первые элементарные знания о круговороте вода в природе; развивать познавательный интерес к природе; во...

Конспект занятия по экологии в средней группе. Тема: "Значение воды в жизни человека"

Цель: Определить значение воды и показать отношение человека к воде. Закрепить знания детей о неживой природе с помощью символов; Определить с помощью опытов состояние воды; Воспитывать бережное отнош...

Тема: «Значение питания в жизни человека»

Цель. Создать условия для развития интегративных качеств детей  через знакомство с пищеварительным трактом и его основными отделами.Задачи.1. Рассказать о пути, который пища проходит в организме ...


 

Комментарии

Соловей Ирина Леонидовна

Очень интересный материал.МОЛОДЕЦ!!!