Как животные выживают зимой
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Формирование у детей представления.  что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект интегрированного занятия.

«Как животные выживают зимой»

Воспитатель Гаврилина Е.В.

Возрастная группа: средняя 

Цель: Формирование у детей представления, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Задачи:

1.  «Познавательное развитие»:

Воспитывать любовь к природе, интерес к животным.

 Закрепить представления детей о том,  что дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.  Расширить их знания, где живут,  чем питаются,  какие повадки у лесных жителей.

2. «Речевое развитие»

Формирование умения употреблять в речи обобщающие понятия. (Дикие животные).

Активизировать словарный запас детей.

3. «Социально – коммуникативное развитие»

 Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Формировать у детей чувство  положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

4. «Художественно – эстетическое развитие» (Аппликация)

Развивать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной композиции.

5 «Физическое развитие»

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.

На каком материале будут осваивать: Окружающий мир для дошкольников»  - А.А. Вахрушев.  Демонстрационный материал, подобранный  на основе программы « От рождения до школы»: панно «Зимний лес», фото  диких животных. Костюм зимы для воспитателя.    Аудиозапись со звуками вьюги.   Стихи о зиме.  Клей, кисточка для детей.

Предварительная работа:

Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме,  А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», С. Есенин «Поет зима аукает»,  Я. Аким «Первый снег»,  С. Козлов «Зимняя сказка», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лисичка сестричка и волк» и т. д.  Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами. Беседа с детьми о диких животных, зимующих в лесу.                                                                           Разучивание песен о зиме и о диких животных зимой.

План совместной деятельности

1. Мотивация детей на встречу с животными в зимнем лесу.

2. Обобщение и закрепление знаний о зимующих животных в лесу.

3. Создание творческой коллективной работы «Жизнь животных в зимнем лесу».

Ход совместной деятельности педагога и детей

 Организационный момент.

Под музыку  «вой вьюги» в группу входит воспитатель в костюме Зимы.

- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? (Зима)

Солнце землю греет слабо

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Не подвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом белоснежным серебром.

О каком времени года говорится в стихотворении?

- Да, верно о зиме.

- А вы знаете стихи о зиме?

Дети читают отрывок стихотворения  Ивана Сурикова «Зима».

  1. Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится,

И на землю тихо,

Падает, ложится.

  1. И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою,

Всё его одело.

  1. Тёмный лес что шапкой,

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало, —

Вот пришли морозцы —

И зима настала.

У зимы три зимних месяца, а какие знаете?

(Декабрь, январь и февраль).

Проводится пальчиковая гимнастика «Круглый год, круглый год»

(Сжать в кулачок пальцы правой руки и вращать большим пальцем.)

За зимой весна идет,

А за весною следом,

Торопится к нам лето.

И у кого мы спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама,

Вновь идет, спешит зима.

(Поочередно соединять большой палец с остальными пальцами на каждое время года)

Повторить другой рукой.

Ребята! Посмотрите на  панно, чего же здесь не хватает (животных)                       Где можно найти их? (в лесу). Какие животные живут в лесу? (дикие животные) Отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес фотографировать диких  животных.

А поедем мы с вами на лыжах. (Имитация движений лыжников)

Зима: Вот мы и приехали в лес.  Тише, не шумите, давайте посмотрим, как животные приготовились к зиме.  Достаньте фотоаппараты, будем фотографировать животных.

Если вы правильно  отгадаете животное по описанию, появится животное, которое надо сфотографировать.

Проводится игра «Отгадай по описанию»

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц) 

(дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография животного.)

- Какие изменения произошли в жизни зайца?

Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.

-Что ест заяц (Питается корой деревьев, замёрзшей ягодой и под снегом найдёт пищу)

2. Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)

 (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография медведя.)

А сытым или голодным ложиться спать медведь?  Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.

 Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)

 (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография белки.)

-А как зимует белка? (К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев).

-Кто же придёт следующий?

Серый, злой, голодный. (Волк)

 (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография волка.)

-А чем занимаются волки ?

Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят».

-Что означает она?

-А вот другой — зверь лесной:

Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)

 (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография лисы.)

-Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (ловит мышей, зайцев).

-Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете загадку.

«Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый» (лось)

 (дети имитируют, что фотографируют и после этого появляется фотография лося.)

-Как вы думаете, чем питается лось?

(К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна, осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору)

- Добавлю только одно, за сутки зимой взрослый лось съедает — 12—15 кг.

— А люди могут помочь диким животным зимой? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери?

Для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев.

-Что животным страшнее: холод или голод? Почему?

 Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка.

Что нужно животным для того чтобы пережить зиму? ( еда, укрытие, теплая шубка).

-Мы узнали о животных всё: места обитания, корм, цвет зимней шубки «Сделали фотографии».

Заключительный этап

-  Пора нам  возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. На чем поедем? (на лыжах) Имитация движений лыжника.

Художественное творчество и ручной труд.

Ну, вот мы и в детском саду и фотографии у нас есть, что же нам с ними делать?

(Ответы детей)

-Перед вами фото животных. Выбери себе фото, и приклейте его там, где считаете нужным на панно. Приступайте к работе.

Это будет коллективная работа по теме: «Жизнь животных в зимнем лесу».

Итог занятия:

Ребята, что мы сегодня с вами делали?

- О каких животных мы говорили? Как животные выживают зимой? Как люди помогают диким животным? Как вы думаете, лесным зверям хорошо в нашем зимнем лесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...

Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа

Цель: - оформление многофункциональной  предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...

Календарно-тематический план на тему: "Дикие животные. Подготовка животных к зиме."

Данный тематическо-календарный план предназначен для работы с детьми. В плане представлены беседы, презентации, развлечения, чтение художественной литературы. ...

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме».

Тема недели : «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме»(с  25.11.19 – по 29.11.19).Программное содержание:Продолжать расширять представление о многообразии окру...