Методическая разработка.Сценарий познавательного досуга в подготовительной группе на тему «Что такое рукотворный мир?»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ламскова Елена Геннадьевна

Описание: Сценарий познавательного досуга на тему «Что такое рукотворный мир?» предназначен для детей 6-7 лет. В ходе мероприятия дети закрепляют знания о предметах рукотворного мира, знакомятся с великим русским изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: Формирование представлений о предметах рукотворного мира. Закрепление имеющихся знаний в игровой форме.
Задачи:
Образовательные. Познакомить с деятельностью изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина; дать понятие о человеке изобретателе. Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений. Дать представление об истории иглы.
Развивающие. Закрепить умения правильно называть предметы рукотворного мира, совершенствовать умение группировать предметы по способу использования и понимать назначение предметов необходимых для жизни человека.
Расширять словарь детей словами: «человек-изобретатель», «умелец», «человек-творец», «творческий человек», «человек – «золотые руки», «мастер на все руки».
Развивать воображение, мышление, речь.
Воспитательные. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира, развивать конструкторско-технические умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий познавательного досуга в подготовительной группе на тему «Что такое рукотворный мир?»

Описание: Сценарий познавательного досуга на тему «Что такое рукотворный мир?» предназначен для детей 6-7 лет. В ходе мероприятия дети закрепляют знания о предметах рукотворного мира, знакомятся с великим русским изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цель: Формирование представлений о предметах рукотворного мира. Закрепление имеющихся знаний в игровой форме.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Задачи:
Образовательные. Познакомить с деятельностью изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина; дать понятие о человеке изобретателе. Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений. Дать представление об истории иглы.
Развивающие. Закрепить умения правильно называть предметы рукотворного мира, совершенствовать умение группировать предметы по способу использования и понимать назначение предметов необходимых для жизни человека.
Расширять словарь детей словами: «человек-изобретатель», «умелец», «человек-творец», «творческий человек», «человек – «золотые руки», «мастер на все руки».
Развивать воображение, мышление, речь.
Воспитательные. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира, развивать конструкторско-технические умения.

Ход

Ведущий
Ребята, на наш телефон пришло сообщение от Незнайки. Послушайте, что он пишет: «Дорогие, ребята! Приехать к вам не смогу. Напишите мне в письме, что такое рукотворный мир».
- А вы, ребята знаете, что такое рукотворный мир?
Ответы детей:
- Это предметы, сделанные руками человека.
- Это всё, что человек сделал  руками.
- Это то, что делают люди своими руками.
Ведущий
Правильно ребята. Но только я предлагаю не писать письмо, а отправиться к Незнайке в Цветочный город и рассказать о рукотворном мире то, что мы знаем.
- Кто готов отправиться в дорогу? Отлично! Для этого нам нужно приготовиться к  путешествию и собрать рюкзак в дорогу.
Ведущий показывает предметные картинки одежды, посуды, мебели, магнитофона, видеокамеры, альбома, карандашей.
Дети выбирают предметы, необходимые в путешествии и рассказывают о  их назначении.

- Как вы думаете, нам понадобится  одежда?
- Назовите, что возьмём из теплой одежды
Дети: куртку, шапку, свитер, брюки, кофту.
Ведущий
Перечислите, что возьмем из лёгкой одежды.
Дети: 
Платье и панамку, шорты, майку и трусики, сарафан и купальник.
Ведущий
Ребята, а если нас в дороге застанет дождь?
Дети:
На случай дождя надо взять зонтик, резиновые сапоги и плащ.
Ведущий 
Как вы думаете, что еще нам понадобится в дороге?
Дети: Посуда
Ведущий
Правильно, а зачем?
Дети: чтобы варить еду, чтобы было из чего кушать.
Ведущий
Из какого материала изготовлена посуда? 
Дети: из фарфора, из стекла, из глины, из пластмассы.
Ведущий
Какую посуду лучше взять в дорогу?
Дети: металлическую или пластмассовую, потому что она не разобьется.
Ведущий
Ребята, а стоит ли брать в дорогу стулья, кресла, кровать, стол?
Дети: нет, мебель нам в дороге не нужна.
Ведущий
А может, вообще, можно обойтись без мебели?
Дети: 
- без стула негде будет сидеть;
- без кровати негде будет спать;
- а как писать без стола?
Ведущий
Конечно, ребята, мебель придумана для удобства, чтобы сидеть, спать, писать.
Ведущий
Ребята, а нам нужны в путешествии такие вещи как видеокамера, фотоаппарат, альбом, карандаши?
Ответы детей
- камера понадобиться, чтобы снимать красивую природу.
- а альбом с карандашами, чтобы рисовать животных, которые нам встретятся.
Ведущий
Всё необходимое мы взяли. Теперь нужно решить на каком виде транспорта нам удобнее отправиться в дорогу. Предлагайте.
Дети: 
на самолете, на машине, на корабле, на велосипеде, на поезде, на автобусе, на мотоцикле.
Ведущий
Молодцы! Вы назвали много видов транспорта, а какой же удобнее? Если мы полетим на самолёте, то не увидим много интересного. Если поедем на велосипеде – у нас много вещей, ехать будем медленно. Если поплывём на корабле – любоваться будем только морем. Я думаю, самый подходящий вид транспорта – это поезд. Вы со мной согласны?
Ведущий 
Тогда занимайте свои места в вагонах и поехали!
(Под веселую музыку дети передвигаются по залу «паровозиком»).
Ведущий
Остановка! Станция Изобретателей. 
Выходите из вагонов и поближе познакомимся с этим интересным городом. Присаживайтесь на стулья, и послушайте меня.
- В далёкой древности человек был близок к природе. Люди заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, слышат, охотятся и стали использовать эти преимущества. Человек заметил, что у кабана очень острые клыки и решил себе сделать такие же. Он изобрёл нож. 
Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные вещи для себя и для других и был изобретателем. 
Изобретатель такой же человек, как и мы с вами, только более наблюдательный и любознательный. Он самый первый делает интересные, нужные вещи, он их изобретает.
Ведущий
Ребята, а как можно иначе назвать изобретателя, как вы думаете?
Ответы детей:
- Мастер на все руки.
- Человек – «золотые руки».
- Мастер своего дела.
Ведущий
Молодцы! Вы всё правильно сказали. А ещё можно сказать «умелец», «творческий человек», «человек творец».
Ведущий предлагает некоторым детям повторить названные слова.
Ведущий
Теперь подумайте и скажите, что изобрёл человек, наблюдая за природой?
Ответы детей:
- человек посмотрел на птицу и придумал самолёт.
- посмотрел на стрекозу и придумал вертолёт.
- увидел одуванчик и придумал парашют.
- увидел рыбу и придумал подводную лодку.
Ведущий
Молодцы! А теперь послушайте, как человек изобрёл швейную машину(показ иллюстраций).
«В далёкой древности иголок и швейных машин не было. Люди шили одежду, прокалывая шкуры зверей тонкими отточенными камнями, рыбьими костями. Тяжелым был этот труд. Затем нитями соединяли части одежды.
Постепенно грубые иглы из камня и кости заменялись на иглы из железа. А у нас в России люди научились изготовлять иглы из серебра.
Первые стальные иглы нам завезли арабские купцы. С помощью стальной иглы люди научились шить не только простую одежду, но и красивые наряды, с отделками и вышивками. 
Намного легче стало людям, когда изобретатели придумали швейную машину. Сейчас в каждом доме есть швейная машина. Швейные машинки умеют делать всё: и пуговицы пришивать, и обметывать ткань, и вышивку делать. Вот до чего человек смог додуматься».
Ведущий
Время стоянки на этой станции закончилось. Скорее занимайте места в вагонах и в путь.
Под веселую музыку дети двигаются «паровозиком» в учебную зону и садятся за столы.
Ведущий
Остановка! Город Технических открытий.
Мы подъезжаем к городу Технических открытий. Выходите из вагонов, сейчас мы познакомимся с этим городом поближе. Занимайте места за столами.
- Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Среди таких добрых дел – великие открытия и изобретения для всех людей.
"Как птицы и растения, с тобою там и тут
Живут изобретения, открытия живут.
Не то чтоб скучно, серо, без них иначе б жил,
И был бы дом пещерой, а стол бы камнем был.
И днём бы на охоту ты безоружным брел:
Копьё ведь тоже кто-то когда-то изобрел.
Игла, горшок и парус, да что там ни возьми,
Компьютер и гитара, придуманы людьми.
Стул, двери, ложка, вилка, ракета и кино,
Гамак, сенокосилка, автобус и окно.
Пусть чуда нет теперь в них
Но мир не позабыл
Людей, тех самых, первых, 
Кто чудо сотворил! (Е. Ефимовский)
Ведущий
- 200 лет тому назад жил в нашей стране мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин (показывает портрет)
Иван Петрович Кулибин изобрел очень много умных технических устройств и механизмов. Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, наблюдательным и любознательным человеком. А что же он изобрёл, вы узнаете, отгадав загадки:
"Этот конь не ест овса
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём
Только лучше правь рулем".
(велосипед)
"Не летает, не жужжит
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька".
(автомобиль)
Ведущий
- Эту технику изобрёл Иван Кулибин.
- Вы хотите стать изобретателями? (да, хотим)
- Давайте попробуем. У вас на столах листы с изображением различных велосипедов и фломастеры. Пофантазируйте и дорисуйте к своему велосипеду интересные детали, удобные для разных случаев жизни (дети работают за столами, воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения).
- Молодцы! Все ваши чудесные велосипеды мы подарим жителям Цветочного города. А теперь пора в путь!
Под веселую музыку дети «едут» в Цветочный город.
Ведущий
Остановка! Цветочный город.
Вот мы и приехали (останавливаются у уголка природы, где расставлены игрушки-коротышки – жители Цветочного города и их домики).
Выходит Незнайка.
Ведущий
- Здравствуй, Незнайка! 
Незнайка.
Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы приехали!
Ведущий
Мы долго собирались в дорогу, ехали на поезде и по пути узнали много интересного. 
- Ребята, расскажите Незнайке о предметах, которые мы взяли с собой и об их назначении.
- А теперь расскажите, кто такие изобретатели? 
- Что вы узнали на станции Изобретателей?
- Расскажите Незнайке, какие предметы придумал Иван Кулибин?
Ведущий
Незнайка, наши ребята тоже были изобретателями. Они усовершенствовали велосипед, дополнив его нужными и полезными деталями. Эти велосипеды мы дарим тебе и твоим друзьям.
Дети дарят рисунки жителям Цветочного города.
Незнайка
Спасибо, ребята! Теперь я понял: всё, о чем вы мне рассказали, это и есть рукотворный мир. Это мир, созданный руками человека! 
Я всё понял – человек творит руками всё то, что облегчает и улучшает его жизнь. Предметы нужны, чтобы питаться, одеваться, спать, ухаживать за собой, чтобы работать, отдыхать, учиться. Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что такое рукотворный мир!
Ведущий
Мы очень рады, что смогли тебе помочь, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария выпускного утренника для детей подготовительной группы - "Приключения Незнайки".

Сценарий выпускного утренника для детей подготовительной группы детского сада...

Методическая разработка - сценарий физкультурно-музыкального досуга для средних групп ДОУ

сценарий физкультурно-музыкального досуга для средних групп ДОУ "Если очень захотеть, можно в Космос полететь"...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

Методическая разработка .Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"

Методическая разработка. Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Кто такие волонтёры»

Сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жизни социума....

Методическая разработка Сценарий физкультурно-познавательного досуга для подготовительной группы «В гостях у Светофорика»

Сценарий физкультурно-познавательного досуга для подготовительной группы «В гостях у Светофорика»Цель: Профилактика детского травматизма. Пропаганда Правил дорожного движенияЗадачи:Закрепл...