Главные вкладки

    Методическая разработка.Сценарий познавательного досуга в подготовительной группе на тему «Что такое рукотворный мир?»
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Ламскова Елена Геннадьевна

    Описание: Сценарий познавательного досуга на тему «Что такое рукотворный мир?» предназначен для детей 6-7 лет. В ходе мероприятия дети закрепляют знания о предметах рукотворного мира, знакомятся с великим русским изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.
    Цель: Формирование представлений о предметах рукотворного мира. Закрепление имеющихся знаний в игровой форме.
    Задачи:
    Образовательные. Познакомить с деятельностью изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина; дать понятие о человеке изобретателе. Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений. Дать представление об истории иглы.
    Развивающие. Закрепить умения правильно называть предметы рукотворного мира, совершенствовать умение группировать предметы по способу использования и понимать назначение предметов необходимых для жизни человека.
    Расширять словарь детей словами: «человек-изобретатель», «умелец», «человек-творец», «творческий человек», «человек – «золотые руки», «мастер на все руки».
    Развивать воображение, мышление, речь.
    Воспитательные. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира, развивать конструкторско-технические умения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий познавательного досуга в подготовительной группе на тему «Что такое рукотворный мир?»

    Описание: Сценарий познавательного досуга на тему «Что такое рукотворный мир?» предназначен для детей 6-7 лет. В ходе мероприятия дети закрепляют знания о предметах рукотворного мира, знакомятся с великим русским изобретателем Иваном Петровичем Кулибиным. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.
    Цель: Формирование представлений о предметах рукотворного мира. Закрепление имеющихся знаний в игровой форме.
    Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
    Задачи:
    Образовательные. Познакомить с деятельностью изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина; дать понятие о человеке изобретателе. Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений. Дать представление об истории иглы.
    Развивающие. Закрепить умения правильно называть предметы рукотворного мира, совершенствовать умение группировать предметы по способу использования и понимать назначение предметов необходимых для жизни человека.
    Расширять словарь детей словами: «человек-изобретатель», «умелец», «человек-творец», «творческий человек», «человек – «золотые руки», «мастер на все руки».
    Развивать воображение, мышление, речь.
    Воспитательные. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира, развивать конструкторско-технические умения.

    Ход

    Ведущий
    Ребята, на наш телефон пришло сообщение от Незнайки. Послушайте, что он пишет: «Дорогие, ребята! Приехать к вам не смогу. Напишите мне в письме, что такое рукотворный мир».
    - А вы, ребята знаете, что такое рукотворный мир?
    Ответы детей:
    - Это предметы, сделанные руками человека.
    - Это всё, что человек сделал  руками.
    - Это то, что делают люди своими руками.
    Ведущий
    Правильно ребята. Но только я предлагаю не писать письмо, а отправиться к Незнайке в Цветочный город и рассказать о рукотворном мире то, что мы знаем.
    - Кто готов отправиться в дорогу? Отлично! Для этого нам нужно приготовиться к  путешествию и собрать рюкзак в дорогу.
    Ведущий показывает предметные картинки одежды, посуды, мебели, магнитофона, видеокамеры, альбома, карандашей.
    Дети выбирают предметы, необходимые в путешествии и рассказывают о  их назначении.

    - Как вы думаете, нам понадобится  одежда?
    - Назовите, что возьмём из теплой одежды
    Дети: куртку, шапку, свитер, брюки, кофту.
    Ведущий
    Перечислите, что возьмем из лёгкой одежды.
    Дети: 
    Платье и панамку, шорты, майку и трусики, сарафан и купальник.
    Ведущий
    Ребята, а если нас в дороге застанет дождь?
    Дети:
    На случай дождя надо взять зонтик, резиновые сапоги и плащ.
    Ведущий 
    Как вы думаете, что еще нам понадобится в дороге?
    Дети: Посуда
    Ведущий
    Правильно, а зачем?
    Дети: чтобы варить еду, чтобы было из чего кушать.
    Ведущий
    Из какого материала изготовлена посуда? 
    Дети: из фарфора, из стекла, из глины, из пластмассы.
    Ведущий
    Какую посуду лучше взять в дорогу?
    Дети: металлическую или пластмассовую, потому что она не разобьется.
    Ведущий
    Ребята, а стоит ли брать в дорогу стулья, кресла, кровать, стол?
    Дети: нет, мебель нам в дороге не нужна.
    Ведущий
    А может, вообще, можно обойтись без мебели?
    Дети: 
    - без стула негде будет сидеть;
    - без кровати негде будет спать;
    - а как писать без стола?
    Ведущий
    Конечно, ребята, мебель придумана для удобства, чтобы сидеть, спать, писать.
    Ведущий
    Ребята, а нам нужны в путешествии такие вещи как видеокамера, фотоаппарат, альбом, карандаши?
    Ответы детей
    - камера понадобиться, чтобы снимать красивую природу.
    - а альбом с карандашами, чтобы рисовать животных, которые нам встретятся.
    Ведущий
    Всё необходимое мы взяли. Теперь нужно решить на каком виде транспорта нам удобнее отправиться в дорогу. Предлагайте.
    Дети: 
    на самолете, на машине, на корабле, на велосипеде, на поезде, на автобусе, на мотоцикле.
    Ведущий
    Молодцы! Вы назвали много видов транспорта, а какой же удобнее? Если мы полетим на самолёте, то не увидим много интересного. Если поедем на велосипеде – у нас много вещей, ехать будем медленно. Если поплывём на корабле – любоваться будем только морем. Я думаю, самый подходящий вид транспорта – это поезд. Вы со мной согласны?
    Ведущий 
    Тогда занимайте свои места в вагонах и поехали!
    (Под веселую музыку дети передвигаются по залу «паровозиком»).
    Ведущий
    Остановка! Станция Изобретателей. 
    Выходите из вагонов и поближе познакомимся с этим интересным городом. Присаживайтесь на стулья, и послушайте меня.
    - В далёкой древности человек был близок к природе. Люди заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, слышат, охотятся и стали использовать эти преимущества. Человек заметил, что у кабана очень острые клыки и решил себе сделать такие же. Он изобрёл нож. 
    Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные вещи для себя и для других и был изобретателем. 
    Изобретатель такой же человек, как и мы с вами, только более наблюдательный и любознательный. Он самый первый делает интересные, нужные вещи, он их изобретает.
    Ведущий
    Ребята, а как можно иначе назвать изобретателя, как вы думаете?
    Ответы детей:
    - Мастер на все руки.
    - Человек – «золотые руки».
    - Мастер своего дела.
    Ведущий
    Молодцы! Вы всё правильно сказали. А ещё можно сказать «умелец», «творческий человек», «человек творец».
    Ведущий предлагает некоторым детям повторить названные слова.
    Ведущий
    Теперь подумайте и скажите, что изобрёл человек, наблюдая за природой?
    Ответы детей:
    - человек посмотрел на птицу и придумал самолёт.
    - посмотрел на стрекозу и придумал вертолёт.
    - увидел одуванчик и придумал парашют.
    - увидел рыбу и придумал подводную лодку.
    Ведущий
    Молодцы! А теперь послушайте, как человек изобрёл швейную машину(показ иллюстраций).
    «В далёкой древности иголок и швейных машин не было. Люди шили одежду, прокалывая шкуры зверей тонкими отточенными камнями, рыбьими костями. Тяжелым был этот труд. Затем нитями соединяли части одежды.
    Постепенно грубые иглы из камня и кости заменялись на иглы из железа. А у нас в России люди научились изготовлять иглы из серебра.
    Первые стальные иглы нам завезли арабские купцы. С помощью стальной иглы люди научились шить не только простую одежду, но и красивые наряды, с отделками и вышивками. 
    Намного легче стало людям, когда изобретатели придумали швейную машину. Сейчас в каждом доме есть швейная машина. Швейные машинки умеют делать всё: и пуговицы пришивать, и обметывать ткань, и вышивку делать. Вот до чего человек смог додуматься».
    Ведущий
    Время стоянки на этой станции закончилось. Скорее занимайте места в вагонах и в путь.
    Под веселую музыку дети двигаются «паровозиком» в учебную зону и садятся за столы.
    Ведущий
    Остановка! Город Технических открытий.
    Мы подъезжаем к городу Технических открытий. Выходите из вагонов, сейчас мы познакомимся с этим городом поближе. Занимайте места за столами.
    - Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Среди таких добрых дел – великие открытия и изобретения для всех людей.
    "Как птицы и растения, с тобою там и тут
    Живут изобретения, открытия живут.
    Не то чтоб скучно, серо, без них иначе б жил,
    И был бы дом пещерой, а стол бы камнем был.
    И днём бы на охоту ты безоружным брел:
    Копьё ведь тоже кто-то когда-то изобрел.
    Игла, горшок и парус, да что там ни возьми,
    Компьютер и гитара, придуманы людьми.
    Стул, двери, ложка, вилка, ракета и кино,
    Гамак, сенокосилка, автобус и окно.
    Пусть чуда нет теперь в них
    Но мир не позабыл
    Людей, тех самых, первых, 
    Кто чудо сотворил! (Е. Ефимовский)
    Ведущий
    - 200 лет тому назад жил в нашей стране мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин (показывает портрет)
    Иван Петрович Кулибин изобрел очень много умных технических устройств и механизмов. Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, наблюдательным и любознательным человеком. А что же он изобрёл, вы узнаете, отгадав загадки:
    "Этот конь не ест овса
    Вместо ног – два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нём
    Только лучше правь рулем".
    (велосипед)
    "Не летает, не жужжит
    Жук по улице бежит.
    И горят в глазах жука
    Два блестящих огонька".
    (автомобиль)
    Ведущий
    - Эту технику изобрёл Иван Кулибин.
    - Вы хотите стать изобретателями? (да, хотим)
    - Давайте попробуем. У вас на столах листы с изображением различных велосипедов и фломастеры. Пофантазируйте и дорисуйте к своему велосипеду интересные детали, удобные для разных случаев жизни (дети работают за столами, воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения).
    - Молодцы! Все ваши чудесные велосипеды мы подарим жителям Цветочного города. А теперь пора в путь!
    Под веселую музыку дети «едут» в Цветочный город.
    Ведущий
    Остановка! Цветочный город.
    Вот мы и приехали (останавливаются у уголка природы, где расставлены игрушки-коротышки – жители Цветочного города и их домики).
    Выходит Незнайка.
    Ведущий
    - Здравствуй, Незнайка! 
    Незнайка.
    Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы приехали!
    Ведущий
    Мы долго собирались в дорогу, ехали на поезде и по пути узнали много интересного. 
    - Ребята, расскажите Незнайке о предметах, которые мы взяли с собой и об их назначении.
    - А теперь расскажите, кто такие изобретатели? 
    - Что вы узнали на станции Изобретателей?
    - Расскажите Незнайке, какие предметы придумал Иван Кулибин?
    Ведущий
    Незнайка, наши ребята тоже были изобретателями. Они усовершенствовали велосипед, дополнив его нужными и полезными деталями. Эти велосипеды мы дарим тебе и твоим друзьям.
    Дети дарят рисунки жителям Цветочного города.
    Незнайка
    Спасибо, ребята! Теперь я понял: всё, о чем вы мне рассказали, это и есть рукотворный мир. Это мир, созданный руками человека! 
    Я всё понял – человек творит руками всё то, что облегчает и улучшает его жизнь. Предметы нужны, чтобы питаться, одеваться, спать, ухаживать за собой, чтобы работать, отдыхать, учиться. Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что такое рукотворный мир!
    Ведущий
    Мы очень рады, что смогли тебе помочь, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
    До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка сценария выпускного утренника для детей подготовительной группы - "Приключения Незнайки".

    Сценарий выпускного утренника для детей подготовительной группы детского сада...

    Методическая разработка - сценарий физкультурно-музыкального досуга для средних групп ДОУ

    сценарий физкультурно-музыкального досуга для средних групп ДОУ "Если очень захотеть, можно в Космос полететь"...

    Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

    Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

    Методическая разработка .Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"

    Методическая разработка. Сценарий открытого мероприятия для детей подготовительной группы "Наша Родина-Россия!"...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Кто такие волонтёры»

    Сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жизни социума....

    Методическая разработка Сценарий физкультурно-познавательного досуга для подготовительной группы «В гостях у Светофорика»

    Сценарий физкультурно-познавательного досуга для подготовительной группы «В гостях у Светофорика»Цель: Профилактика детского травматизма. Пропаганда Правил дорожного движенияЗадачи:Закрепл...