конспект НОД по экспериментированию "Волшебный воздух" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Муравьева Ольга Вячеславовна

изучение свойств воздуха с помощью экспериментальной деятельности в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 667 ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА К.Я. САМСОНОВА»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №7

117403, г. Москва, Востряковский проезд, дом 13А

Тел.: 8(495)383-36-66; факс: 8(495)384-98-74

                                           e-mail: 667@edu.mos.ru                                                                                    http://sch667u.mskobr.ru                                                                                                                                 

 

тема: «Волшебный воздух»

        Подготовила и провела:  воспитатель

 высшей квалификационной категории группы №3

Муравьева О.В.

Москва, 2017

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Волшебный воздух»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- обобщить, уточнить  полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «поймать» и  «закрыть»  воздух;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- воздух движется с помощью ветра .

- воздух имеет вес

Оборудование:

- игрушка Буратино;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- тазик с водой  ;

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей, фасоль;

- чеснок;

- веер ;

- песочные часы;

- воздушные шары 2 шт.

- бутылка пластмассовая;

- бумажные салфетки;

- краски , кисточки, бумага

- фонарик;


Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом.
Воспитатель:
 Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки! И проходим в нашу лабораторию.
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Он вокруг, его невидим, только всем необходим: 
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. 
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.


Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

Стук в дверь

Буратино:,  Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Буратино: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

Буратино: Вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: подожди Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он постоянно вокруг нас!

Буратино: Ой, а я вам не верю!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратине, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.



Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст. 
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). А у меня есть фонарик, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Опыт 2 «воздух в предметах»
Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Вот вам и второе свойство: большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Воспитатель: А как вы думаете   воздух лёгкий  или тяжелый?

Опыт 3 «Имеет ли воздух вес?»

1. Делаем самодельные весы или берем готовые

2. Взвешиваем 2 не  шарика.

3. Вес одинаковый.

4. Один из шариков надуваем.

5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.

6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397400955.jpg   

Вот и ещё одно свойство: воздух имеет вес.


Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 4 «Воздух в человеке».
 

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит фасоль, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода?  Что делают фасолены? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить фасолены? Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши фасолены? Они двигаются. Что же нам помогло оживить фасолены? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил фасолены двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились. Что в человеке есть воздух! Мы им дышим! Но как он к вам попадает?

Дети: мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Опыт 5. «Не дышу»

Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Опыт № 6 «ветерок»

Воспитатель. Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет.) Следующее задание юным экспериментаторам. Перед вами лежат бумажные салфетки. Нужно взять салфетки двумя пальчиками и поднести ко рту. Дышим ровно, спокойно. (Дети выполняют.) вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится. Как листочки на деревьях. Мы с вами говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился в нашей лаборатории?

Вывод: вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался, и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Насыпаем на поднос мелко нарезанную бумагу и машем над ней веером. (бумага разлетается)

Вывод:  Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?

Опыт 7 «чем пахнет воздух»

Очистить чеснок и выдавить его через чеснокодавилку. Детям предложить закрыть глаза и понюхать воздух. Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.


Опыт 8. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Буратино: Здорово! Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!


Воспитатель:Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили : (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому) И нам, ребята, пора закрывать нашу лабораторию. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект занятия по лепке в средней группе. Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...