Экологические игры
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гордиевская Елена Викторовна

 В  эти игры модно поиграть в любое время: на прогулке с  ребенком, за семейным столом, т.к. они не требуют  ни большого игрового поля, ни значительного количества  иллюстративного материала, а польза от этих простых игр будет огромная - дети научатся классифицировать объекты окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы прогулка стала интересной, полезной и познавательной.

  

 В  эти игры модно поиграть в любое время: на прогулке с  ребенком, за семейным столом, т.к. они не требуют  ни большого игрового поля, ни значительного количества  иллюстративного материала, а польза от этих простых игр будет огромная - дети научатся классифицировать объекты окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи и пр.

 

Игра «Назови всех животных, которые…»

 

Цель: Формировать представления о таких понятиях, как «травоядные», «хищные», учить классифицировать животных по этим  группам.

Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Ведущий показывает картинку, а игроки предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют почему.

Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных,  которые питаются другими животными.

 

Игра «Образование аналогий»

 

Цель: развивать  логически – понятийное мышление.

Ход:  раскладываются парные карточки, принцип связи которых игроки должны сопоставить с одним из образцов на отдельном столе.

Например: образец, показанный ведущим, «овца – стадо».

Игроки подбирают карточки: малина – ягоды, грядка – огород, капля – дождь и т. д.

В конце игры, когда карточки разложены, подвести итог каждой аналогии, объясняя взаимосвязь предметов.

 

 

Игра «Отвечай быстро»

 

Цель: закреплять умение  классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

Ход: Игра проводится с мячом. Ведущий называет цвет, бросает мяч игроку. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, относящийся к живой или неживой природе, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый»,- говорит ведущий (делает паузу, давая возможность детям вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч ребенку. «Лист»,- отвечает ребенок и, сказав «голубой», бросает мяч другому игроку.  «Небо»,- отвечает другой ребенок и говорит « желтый», бросая мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов, относящихся к живой природе, одинакового цвета много.

 

Игра «Природа и человек»

 

Цель: закрепить, систематизировать знания  о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Ход: Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания  о том, что окружающие нас предметы  или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов  он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

 

 

Игра «Рыбы – птицы- звери»

 

Цель: Учить называть видовые группы по предложенному примеру

Ход: Ведущий бросает мяч ребенку  и произносит слово,   обозначающее класс из области живой природы.

Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.

Пример: Птица – «Воробей», рыба – «Карасик» и т.д.

Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира.

 

 

Игра «Четвертый лишний»

 

Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.

Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.

      1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик

      2 карточка: ель, мак, кот, река

      3 карточка: снег, камень, облако, птица

      4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба

      5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха

      6 карточка: дерево, птица, солнце, человек

      7 карточка: река, облако, песок, камыш

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является « лишней», обосновать  свои действия.

 

 

Игра «Пищевые цепочки»

 

Цель: закрепить представления о связях и зависимостях между явлениями  и объектами природы.

Оборудование: несколько бечевок.

Ход игры:  предлагается назвать объект природы. С помощью наводящих вопросов  надо  называть представителей природного мира, от которых  зависит жизнь данного объекта. Всем участникам присваивается определенное «имя» названных ими объектов природы. С помощью бечевок они объединяются в экосистему. Извлечение одного из «объектов природы» сопровождается рывком за бечевку, который передается по кругу.

 

 

Игра «Кто кому нужен?»

 

Цель: та же, что в предыдущей игре.

Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.

Ход игры: игрокам предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление  цепочки зависимостей.

 

 

Игра «Органы чувств»

 

Цель: показать взаимосвязь работы органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слуха, вкуса)

Материал: яблоко, лук, погремушка, мыло

Ход игры: среди играющих распределяются роли органов чувств и выбирается ведущий, который выполняет роль мозга, он выходит из комнаты. Показывается предмет, обследуя который, они должны сообщить ведущему только ту информацию, за которую они «отвечают».

                                  

 

Игра «Вершки и корешки»

 

Цель: упражнять  в классификации овощей (по принципу: что у них  съедобно - корень или плоды на стебле)

Материал: мяч.

Ход: Уточнить с играющими, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком». Ведущий называет овощ, бросает мяч ребенку. Ребенок должен ответить, что в нем съедобно: вершок или корешок.

Усложнение: Ведущий говорит: «Вершки», а дети  называют овощи, у которых съедобны вершки.

 

 

Игра «Живая или неживая природа»

 

Цель: упражнять  в классификации объектов живой и неживой природы.

Взрослый называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например: названо дерево – дети поднимают руки, «растут», Если животное – прыгают и т.д. Если назван объект неживой природы – дети замирают на месте.

 

 

Игра «Знаешь ли ты…»

 

Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.

Ход: У играющих игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду – птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Ведущий говорит: «Птица». Игроки из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку  изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает тот, кто больше выложит фишек.

 

 

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

 

Цель: упражнять в классификации живой природы.

Ход: Ведущий называет обобщающее слово, а игроки- слова, относящиеся к данному значению.

Ведущий: Насекомые – это…

Игроки: …муха, комар…

 

 

Игра «Опиши, а я отгадаю»

 

Цель: учить классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы ведущего.

Правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы четко и определенно.

Ход: на столе за ширмой разложены овощи и фрукты. Ведущему они не видны.

Он говорит: «Из овощей , что лежат на столе, выбери один. Я буду спрашивать, какой он, а ты отвечай. Только не говори его название. Я попробую отгадать по ответам». Вопросы задаются в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д.

Игроки  отвечают на вопросы.   После того как они расскажут о характерных признаках предмета, ведущий отгадывает загадки.

 

 

Игра «Подскажи словечко»

 

Цель: развивать быстроту реакции.

Ход: Ведущий начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

- У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?

- Цветные, не прозрачные.

- Ворона каркает, а сорока?

- Сорока стрекочет.

-Петух кукарекает, а курица?

-Курица кудахчет.

-У коровы теленок , а у овцы?

- У овцы ягненок

-У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 -У бельчонка мама белка.

 

 

Игра «Третий лишний»

 

Цель: развивать логическое мышление, уметь вычленять лишнее.

Ход: на карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Игроки должны определить, кто лишний.

Усложнение: игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).

 

 

Игра «Четвертый лишний»

 

Цель: развивать логическое мышление.

Ход: Перед ребенком выложить четыре картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив лишнюю, т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. д.

Можно подсказать правильный ответ: «Огурец, репа и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц - не овощ, поэтому его надо убрать».

 

 

Игра «Букет»

 

Цель: закрепить место произрастания растений.

Ход: На столе наборы изображений лесных, полевых, садовых и комнатных растений. Участники игры получают задание собрать букет, но каждый собирает цветы строго определенного места обитания. Например: только лесные.

Эту игру можно проводить без картинок - в словесном  виде, просто называя  - одуванчик-поле; подснежник - лес, роза - сад и т.п.

 

 

Игра «Бывает - не бывает»

 

Цель: закрепить знание сезонных явлений природы.

Ход: Ведущий называет время года,  например, осень, затем называет явление природы, например, иней, и бросает мяч. Ребенок должен сказать, бывает или не бывает.

 

Игра «Бывает - не бывает»

 

Цель: развивать логическое внимание.

Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...