Главные вкладки

    Отчет исследовательской работы в подготовительной группе "Почему они дождевые"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Бушина Эльвира Ринатовна

    Образовательная область "Познание", ознакомление с природным миром, подготовительная гуппа ДОУ.

    Исследовательская работа по изучению дождевых червей, а иммено почему они выползают на поверхность опсле дождя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Исследовательская работа детей465.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное

    учреждение комбинированного вида Детский сад №24 «Теремок»

     муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

    Исследовательская работа

    Почему они дождевые?

    Выполнили: Ширшова София, Оглоблина Лада-

    воспитанницы подготовительной группы №3

    Руководитель: Бушина Э.Р - воспитатель

    Мелеуз

    2017г

    Содержание

    1. Введение (актуальность)…………………………………………….  3
    2. Основная часть………………………………………………………  5
    3. Вывод ………………………………………………………………... 7
    4. Заключение ………………………………………………………….  8
    5. Список литература ………………………………………………….  9
    6. Приложение …………………………………………………………  10

    Характеристика исследования:

    Тема относится к эмпирическим исследованиям, так как предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов.

    Предварительная работа:  ознакомление детей с методом наблюдения, опроса, исследования, проведение тренировочного занятия.

    2

    Введение

    Природа богата и разнообразна. Есть в ней растения и животные, птицы и насекомые. Они все вокруг нас: движутся, прячутся, спят, занимаются своими делами, даже если мы их не видим. Вот идешь, гуляешь, а у тебя под ногами кипит чья - то жизнь, просто удивительно.

     Весной  папа копал огород и я заметила очень много червей, пап сказал, что это дождевые черви. В детском саду мы тоже видели этих червей. После дождя их много ползает по дороге и в лужах.  Когда Эльвира Ринатовна копала клумбу, мы снова увидели их, стали  рассматривать и наблюдать, как они уползают обратно. Эльвира Ринатовна спросила, знаем ли мы  кто это? И мы ответили, что

    это дождевые черви. «А почему они дождевые?»  – спросила воспитательница.

    « Наверное, потому, что они любят дождь, и любят купаться в лужах»  – сказали мы.   Интересно,  правда ли  то, что их так назвали из-за любви к дождю, и почему черви вылезли после дождя наружу? Так появилась тема исследовательской работы.

    Объектнаблюдения: дождевые черви.

    Предмет исследования: причины поведения червей после дождя.

    Цель исследования:

    Выяснить, почему червей называют дождевыми, и почему они выползают на поверхность после дождя.

      

    Задачи:

    • Понять особенности поведения червей после дождя.
    • С помощью опытов подтвердить выдвинутую гипотезу.
    • Получить представление о дождевых червях.
    • Подготовить презентацию.

    3

    Методы исследовательской работы:      

    1. Наблюдение  

    2. Опрос и интервью  

    3.  Эксперимент

    4. Анализ и обобщение.

    Гипотеза: после дождя черви выползают наверх потому,  что им нравится дождь. И назвали их так потому, что мы видим их много  после дождей. 

    Практическая значимость работы состоит в том, что мы узнали много полезной  информации, научились проводить наблюдения и опыты.  Работу можно применять в помощь воспитателю на занятиях экологии.

    4

    1. Основная  часть.

    Сначала мы подумали, что мы знаем о червях?

    Они живут под землей, там сыро. Они мокрые и склизкие и на них какие-то черточки. Черви могут залезать в норки. Выползают когда идет дождь. Питаются опавшими листьями.

    Нам стало интересно, знают ли дети нашего  детского сада, что это за черви.  В опросе приняли участие 16  детей и 16 взрослых. Мы задавали два вопроса:

    • Кто это?  
    • Почему его называют дождевым червем?

    Ответы у детей были следующие:

    1) 17-червяк, 1- дождевой червь, 2- земляной червяк;

    2) 3 –любит дождь, 7- появляется после дождя, 10 –не знаю

    (приложение 1, диаграмма1)    

    Ответы у взрослых были следующими:

    1)10 –дождевой червь, 6 – червяк;

    2) 13 – появляется после дождя, 2 – любит дождь, 1- не знаю.

    (приложение 1, диаграмма2)      

                Взрослые уверено говоря, что червей так называют потому, что они выползают после дождя с ними согласны и 7 детей. 5 человек согласны с нами, их так называют потому, что они любят дождь.

    Мы решили провести эксперимент.

    Гипотеза: Если черви любят дождь, они выползут на поверхность.

    Опыт 1. Выползут ли черви после дождя?

    Мы решили устроить червям дождь, и проверить вылезут они на поверхность или нет. Для этого мы взяли 2 ведерка с землей и червями и устроили им дождь, но разный. В одном  ведерке мы  полили землю немного, а во втором  много. Когда мы поливали, червей не было видно, их не было видно  и вечером.  

    На следующий день черви появились в ведерке с  *сильным дождем*, а в ведерке с  *маленьким дождем*  черви не вылезли.

    5

    Результат наблюдения нас очень удивил. Почему черви вылезли после сильного дождя, а после маленького нет.

    Вывод: значит наше предположение, что черви выползают из-за любви к дождю – неверное.

    (приложение 2, фото 1-3)

    Чтобы узнать побольше о дождевом черве, мы решили обратиться к учителю биологии из гимназии №3( она рядом с нашим садом) . (Приложение 3 , фото 1)

      После беседы с Хамидой Махмутовной, мы узнали много нового:

    • Называют дождевого червя – кольчатый червь потому, что его тело разделено на части (сегменты) похожие на кольца.
    • Дышит он всем телом, тем воздухом, который в земле; у него нет легких,
    • Скользкий он потому, что выделяет специальную слизь;
    • Роет норки, пробивая головой  или проглатывая землю, так он рыхлит землю. Эти животные, пропуская почву через свой кишечник, постоянно ее улучшают, насыщая органическими остатками и перемешивая, разрыхляют, обеспечивая доступ воздуха в глубину;
    • В сухую погоду они зарываются на глубину до 2 – 2, 5 метров.

                      В детской библиотеке мы с воспитателем Эльвирой Ринатовной прочитали о них в энциклопедии, что питаются черви гниющими листьями, заглатывая комочки земли, песчинки. Дышат черви всей поверхностью тонкой нежной кожи.  Вот именно особенность дыхания и заставляет дождевых червей покидать свои норки.  Во время дождя, оставшись в них, червь рискует попросту захлебнуться. Ведь по их ходам-норкам под землю попадает вода и воздух. Дождавшись окончания «потопа», они вновь спешат укрыться в толще земли. 

            По эти ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай. (Приложение 3, фото 2)

    6

    В детском саду мы решили провести опыты и проверить  наши новые гипотезы: черви выползают после дождя потому, что в их ходы попадает вода и им трудно дышать.

    Мы решили убедиться в том, что в почве есть воздух. В этом нам помогла книга

    М. Султановой  «Простые опыты с воздухом».

    Опыт 1. Есть ли в земле воздух?     (Приложение 4, фото 1- 3)

    Материал: почва (сухая и влажная), 2 стакана с водой , 2 ложки.

    Мы насыпали землю в стакан с водой и наблюдали. Со дна стакана поднимались пузырьки воздуха.

    Вывод: в почве есть воздух. В сухой почве воздуха больше, чем во влажной. И этого количества червям хватает, чтобы дышать.

               Затем мы решили понаблюдать, как черви роют землю, делают ходы и рыхлят её. В этом нам помогла книга Болушевского С. В. «Самая полная энциклопедия научных опытов».

    Опыт 2.   Черви роют землю и делают ходы. (Приложенеи 5, фото 1- 6)

    Для опыта потребовалось: пластиковая бутылка, земля, песок, коробка из-под обуви, несколько червей, сухие листья и морковь, шило, ножницы, лупы, лейку с водой.

     Отрезали от бутылки горлышко. Полили землю и песок. В бутылку засыпали слоями землю и песок, сверху положили сухие листья и тертую морковь. Запустили несколько червей. Спрятали бутылку в коробку и закрыли крышкой с проделанными отверстиями.  Через 2 дня – черви опустились на дно бутылки, а у стенки видны их ходы.  Через 5 дней – земля и песок перемешались, а листьев и моркови стало меньше.

    Вывод: черви собирают еду с поверхности земли и потом уползают вниз. За 5 дней они несколько раз поднялись и опустились, поэтому земля и песок перемешиваются. Так они рыхлят землю, а проделанные ходы попадает воздух и вода.

    Вывод. Значит в нашем первом опыте с ведерками, черви не вылезли после маленького дождя потому, что им было хорошо в сырой земле, а сильный дождь затопил их ходы, и им нечем было дышать, и они выползли наверх.

    7

    Заключение

    В нашей местности дождевые черви встречаются довольно часто. Наблюдали мы за дождевыми червями, спрашивали у учителя, читали о них в книгах. Изучив литературу и проведя опыты, мы пришел к выводу, что они являются сокровищем для растений, животных и человека.  Черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай.

    А вот почему они выползают на поверхность после дождя, теперь мы знаем, и знаем точный ответ, почему их так  называют. Но все-таки черви любят несильный дождь. Ведь в сырой земле им хорошо ползать и подниматься наверх за пищей, а ещё переползать из огорода в огород.  А во время дождя будем просто смотреть под ноги, чтоб не раздавить их, ведь черви играют немаловажную экологическую роль и нуждаются в защите.    

    Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены.  Гипотеза подтвердилась частично. Мы узнали, как правильно называются эти черви, научились проводить опрос,  провели эксперименты и подтвердили свои знания; рассказали детям нашей группы о нашем исследовании.

    8

    Список литературы

    1. Болушевский С.В Самая полная энциклопедия научных опытов для детей – М.: Эксмо, 2014
    2. Брем А. Жизнь животных – М.: ЭКСМО, 2009.
    3. «Почемучка обо всем на свете» №9 / 2015 – ООО «Издательство «Доброе слово».
    4. Султанова М.  «Простые опыты с воздухом» -М.:  ООО «Хатбер-пресс» 2014г.
    5. «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов», пер. К. Мишина, А. зыкова – ЭКСМО, 2004.
    6. http://znaj-vse.ru/zivotnie/chem-pitaytsya-dozhdevyie-chervi/

    9

    Приложение 1

    Диаграмма 1

         

    Диаграмма 2

             

    10

    Приложение 2

    Фото1

     

    Фото3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа в подготовительной группе «Юные режиссёры».

    Цель. Формирование представлений о труде взрослых в киностудии, о процессе создания анимации.Задачи.Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Расширить и обобщить представления об окруж...

    Исследовательская работа в подготовительной группе по теме «Здоровые зубки»

    Исследовательская работа в подготовительной группе по теме «Здоровые зубки»Эта исследовательская работа направлена на  расширение представлений детей о профилактике кариеса и обучения гигиеническ...

    Исследовательская работа в подготовительной к школе группе "Соль-Волшебница"

    Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознаваемая и таинственная. Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека....

    Конспект поисково-исследовательской работы в подготовительной группе «Знакомство с магнитом»

    Расширять представления детей   о магните.Формировать у детей  представления о свойствах магнита.Актуализировать знания детей об использовании магнита человеком.Развивать познавательную...

    Проектно-исследовательская работа в подготовительной к школе группе № 2 "Журавушки"

    Тема проекта: "Узнаем - познаем - развиваемся""Люди, научившиеся …наблюдениям иопытам, приобретают способность сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы, оказываяс...

    Исследовательская работа в подготовительной группе "Вторая жизнь бумаги"

    Исследовательская работа в подготовительной группе "Вторая жизнь бумаги"...

    Отчет о работе в подготовительной группе по теме «Формирование у детей потребности в ЗОЖ».

    Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе...