Исследовательская работа в подготовительной к школе группе "Соль-Волшебница"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Габова Наталия Владимировна

Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознаваемая и таинственная. Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_-_volshebnitsa_3.docx879.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида»

Исследовательская работа

в подготовительной к школе группе

«Соль - волшебница»

2095c079681b5d46a45f591b6d178892.jpg

Воспитатели:                                                                         Габова Н.В.

- Сыктывкар, 2017 -

Оглавление.

 

I.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.      

II.

2.1.

III.

IV.

V.

Введение …………………………………………………………….3

Теоретическая часть ...............................................................5

Что представляет собой соль? ..........................................................5

 Немного об истории …………………………………………………5

Способы добычи соли ………………………………………………...5

Хлеб - соль..............................................................................................7

Соль в народных приметах и народном творчестве………………7

Применение соли в жизни человека…………………………………8

Практическая часть ……………………………………………….9

Опыты……………….………………..………………………………9

Заключение ………………………………………………………...12

Список использованной литературы ………………………...13

Приложение…………………………………………………….......14

Введение

Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем каждый день.

 Например, зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар… Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.

Нас заинтересовал вопрос исследования соли. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознаваемая и таинственная. Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека.

В древности соль ценилась на вес золота, потому что добыча её была трудоёмкой. Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которой пища кажется невкусной.

Название работы: «Соль - волшебница»

Целью данного исследования: Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу о значении соли для людей.

2. Узнать какая бывает соль и где она применяется.

3. Узнать о пользе и вреде соли окружающему миру и человеку.

4. Провести опыты для выявления свойств соли.

5. Проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: пищевая поваренная соль.

Предмет исследования: свойства пищевой поваренной соли.

Гипотеза: Мы предположили, если смешивать солёную и пресную воду, можно сделать так, чтобы предметы всплывали и погружались.

Методы исследования: Беседы, рассматривание мелкой и крупной соли, опыты, упражнения по развитию мелкой моторики, непосредственно – образовательная деятельность.

Участники: Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Что представляет собой соль?

Чистая поваренная соль - бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде. В природе поваренная соль встречается в виде минерала галита - каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Каменная соль находится на глубине под поверхностью земли. Однако давление слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращает ее в вязкую, пластичную массу. «Всплывая» на поверхность, эта масса образует горы, которые называют «соляными куполами».

1.2 Немного об истории.

Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека. Соль была очень дорогим товаром. Не каждый мог её купить. Из-за нее даже устраивались войны. Соль подавали на стол, как признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши». Если же гость невзначай, хуже того, специально просыпал соль - это считалось верхом неуважения к хозяевам. Для хранения соли изготавливались специальные ларцы, богато украшенные солонки. Все это говорит о том, что соль была раньше на вес золота.

Во многих странах соль служила «звонкой» монетой. Солью расплачивались за работу, на нее приобретали все, что нужно. Иногда из соли «чеканили» деньги. Бруски соли, служили в Эфиопии денежным средством до конца XIX века, наряду с металлическими монетами. Такие монеты были в ходу и в Древнем Китае. Они имели вид небольших «пирожков». Их лепили из влажной соли и сушили на глиняных дощечках, чтобы они затвердели. Потом ставили на «пирожки» клеймо императора - вот и готовые монеты.

1.3 Способы добычи соли.

Раньше, соль добывали преимущественно выпариванием, занимались этим жители жарких засушливых стран, находившихся недалеко от соленого водоема (будь то море, или соленое озеро). Методы добычи соли были очень просты: морскую, соленую воду либо кипятили на огне в сосудах, и при испарении воды соль отлагалась в сосуде. Иногда же просто поливали водой дрова, лежащие в огне, и соль отлагалась еще быстрей - прямо на дровах.

Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века это делалось вручную. Но в двадцатые годы лопаты, тачки и кирки сменили врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы. На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли:

- бассейный (садочный)

- в соляной шахте

- вакуумный

Бассейный способ. В осеннее время на берегу моря выкапывается сравнительно небольшой водоем, который через канаву заполняют морской водой. Вода остается в канаве до тех пор, пока не осядут глина, камешки и песок. После этого она спускается в следующий бассейн, а весной - в еще один. Все это время происходит испарение воды, и концентрация соли увеличивается с каждым днем. На конец лета последний бассейн имеет объемный слой соли, который потом выволакивают (сгребают) с помощью солеуборочных комбайнов.

Шахтным способом добывают соль, находящуюся в недрах нашей Земли. Соль скапливается под землей в течении длительного срока и становится твердой. Но в результате высоких температур и давления, соль становится пластичной. Во время нагревания она расширяется и в итоге поднимается наверх. Таким образом, под землей образуется большая гора соли. Такую гору называют соляным куполом. Одним из мест, где добывают соль в соляных шахтах, является озеро Баскунчак. В этом случае используют соледобывающие комбайны. В течении часа такой комбайн может добывать, а также грузить в вагоны приблизительно триста тонн соли. Своей внешностью комбайн напоминает двухэтажный вагон. Он передвигается по рельсам, которые уложены прямо на соляной слой. Наверху имеется пульт управления, а внизу расположена мощная фреза (разрыхлитель плотной соли). Затем соль смешивается с водой и полученную смесь отправляют в специальные камеры. В них от воды отделяют кристаллы соли, а затем промывают и погружают в железнодорожные вагоны, подъезжающие к комбайну по установленным рельсам. И уже отсюда соль направляется на мельницу.

Наша пищевая соль добывается на солеварочных заводах, используя вакуумный способ. В толщу нашей соли, которая залегает под землей, нагнетают пресную воду с помощью скважин. В результате этого соль растворяется, и наверх поступает уже соляной рассол. Сначала его очищают, а затем рассол отправляется в камеры, в которых и создается вакуум (пониженное давление). Там рассол закипает, затем испаряется, а кристаллы соли начинают выпадать в осадок. Затем их, с помощью центрифуги, отделяют от воды. И таким образом, добывают поваренную соль, которая имеет тонкий помол, известная нам как «Экстра».

1.4 Хлеб - соль.

По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.

Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.

1.5 Соль в народных приметах и народном творчестве.

С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль - дурная примета. Если гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль - это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.

От поколения к поколению народ передавал свои заветные правила жизни в лучших своих пословицах:

- Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.

- Хлеб - соль кушай, а правду слушай.

- Хлеб - соль дружбу водят, а ссору выводят.

- За хлебом-солью всяка шутка хороша.

- Сколько не думай, а лучше хлеба - соли не придумаешь.

Народ сложил не только пословицы о соли, но и сочинил загадки:

1. В воде родиться, а воды боится.

2. В воде родилось, в огне крестилась, на воду пала и пропала.

3. Одну меня не едят, а без меня редко едят.

1.6 Применение соли в жизни человека.

В наше время соль можно купить в любом продуктовом магазине.

Соль играет очень важную роль в жизни человека.

- Это единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Соль не только улучшает вкус, она полезна, и даже необходима для здоровья. От неё зависит обмен веществ в организме и работа сердечной мышцы. Соль входит в состав крови, в желудке образует соляную кислоту, которая помогает переваривать пищу. Мы узнали, что дневная норма соли для человека 8-10 гр. В больших количествах соль приносит человеку вред.

- Соль также выполняет функцию консерванта и помогает сохранять мясо, сало, рыбу, грибы, овощи, потому что способна убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов.

- Соль используют как лечебное средство в народной медицине. Ей прогревают пазухи носа при насморке, грудь при кашле. Ею поласкают горло. При ушибах прикладывают соляной компресс на больное место. Многие люди приезжают на соленые озера, где лечатся от разных заболеваний.

- В больших городах соль используют для очистки дорог ото льда.

Кроме того, простая поваренная соль широко используется в быту, в нашей повседневной жизни:

- Продлить срок эксплуатации веника. Выдержите 2-3 часа перед использованием новый веник в горячей соленой воде.

- Освежить цвет ковра. Посыпьте с вечера ковер солью, а наутро просто сметите соль влажным веником.

- Продлить срок действия грелки. Чтобы вода в грелке остывала дольше, добавьте в нее небольшое количество соли.

- Высушить белье на морозе. Мокрое белье на морозе не замерзнет, если его напоследок прополоскать в подсоленной воде.

- Очистить посуду от пригоревшей пищи. Перед чисткой кастрюли, слегка смоченное дно засыпьте слоем соли и оставьте на ночь. После этого кастрюля легко очистится.

- Избавиться от крупяного жука. Храните крупу в мешочках, которые перед применением проварились в насыщенном соляном растворе в течение 20 минут.

- Предохранить молоко от быстрого скисания. Просто добавьте в молоко щепотку соли, и молоко дольше останется свежим.

- Добавить блеск окнам и разморозить их. Просто растворите горсточку соли в 0,5 литра воды, смочите в этой воде ткань и проведите ею по замершему стеклу - наледь исчезнет. Затем протрите досуха.

- Вывести пятна на шелковых тканях. Щепотка соли совместно с нашатырным спиртом поможет избавиться от пятен на шелке.

- Уменьшить запах масляной краски после ремонта. Запах краски исчезнет быстрее, если в комнате расставить несколько блюдечек с поваренной солью.

- Разжечь сырые дрова. Посыпьте сырые дрова щепоткой соли, и они разгорятся быстрее.

- Сварить ароматный кофе. Добавьте щепотку соли в кофе перед окончанием варки, и он получится ароматнее и вкуснее.

- Освежить плетеные кресла, сумочки и стулья. Плетеные вещи со временем желтеют, освежить их поможет соленая вода.

- Сохранить нарезанные яблоки. Чтобы нарезанные яблоки не почернели до кулинарной обработки, держите их в воде с небольшим количеством соли.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  1. Опыты:

«Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

«Соль мелкая и крупная»

Мы насыпали на поднос соль мелкую и крупную, и стали рисовать пальчиками, после чего мы почувствовали крупные и мелкие крупинки.

Вывод: Соль бывает двух видов: мелкая и крупная.

«Плавающее» яйцо

Для проведения опыта нам понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Мы поставили 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положили по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

«Плавающая» картошка

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там, где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»).

«Легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно»

Предложить детям опускать в воду предметы из различного материала: металлические, пластмассовые, деревянные. Опустить сначала в пресную воду, потом в соленную. Понаблюдать в какой воде, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод: Лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

«Сила Архимеда зависит от плотности самой жидкости»

Предложить детям опускать в воду 4 шарика (2 наполнены пресной водой, два наполнены солёной водой). Опустить шарики сначала в пресную воду, потом в соленную. Понаблюдать в какой воде, какие шарики плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему?

Вывод: У солёной воды плотность выше, шарики, наполненные солёной водой, утонули.

III. Заключение

Наша исследовательская работа была очень интересной, увлекательной. Изучив литературные источники и ресурсы Интернета, проведя исследования и опыты, мы узнали, что соль имеет свои необычные свойства.

Благодаря свойствам, которыми обладает соль, она имеет важное значение в жизни человека. И является не только продуктом необходимым для нормальной жизнедеятельности нашего организма, но и широко применяется в быту, в промышленности, и в нашей повседневной жизни.

Проведенные опыты помогли увидеть различные свойства соли. Кроме научных фактов, мы собрали много пословиц и поговорок про соль.

Цель нашего исследования была достигнута, гипотеза подтвердилась: если смешивать солёную и пресную воду, можно сделать так, чтобы предметы всплывали и погружались.

IV. Список использованной литературы:

  1. Аксёнов А. В. Соль Илецкая.
  2. .Большая энциклопедия школьника. М.: «РОСМЭН», 2006
  3. Владимиров А.В. Солёное золото. М.: «Детская литература», 1986
  4. Дыбина О. В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2006 г.
  5. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
  6. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  7. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1978 г.
  8. www. oproduktah.com
  9. www. nguide ru/data интернет – ресурсы
  10. www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html интернет - ресурсы

 

V. Приложение

Презентация «Как соль приходит к нам на стол»

Как соль приходит к нам  на стол Соль – это отнюдь не основа жизни, но издавна она была важной её составляющей. Когда-то её даже использовали в качестве денег. Человек может обойтись без соли, если в его рацион входят различные мясные продукты, но мы настолько привыкли к соли, что не представляем себе без неё ни одного приготовленного блюда. Нам кажется,что без соли невкусно . Как добывают  соль

img_user_file_57fd118844379_3 Добыча соли всегда считалась нелёгким трудом. Ещё в начале прошлого века это делалось вручную. img_user_file_57fd118844379_5

img_user_file_57fd118844379_6 Но затем лопаты, кирки и тачки сменили врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы. На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли: Шахтным способом добывают соль, находящуюся в недрах нашей Земли. Под землёй образуются большие горы соли, которые появились благодаря происходящим в толще Земли процессам нагревания. На многих соляных шахтах используются мощные электрические экскаваторы, врубовые машины, самоходные буровые установки, горнопроходческие комбайны и электровозы .

Соляная шахта Так выглядят стены в соляной шахте. Добыча соли в шахте.

img_user_file_57fd118844379_13 Соль упаковывают тут же, где и добывают . Соляные камни на берегу моря.

Морская вода солёная,из неё тоже добывают соль. img_user_file_57fd118844379_17 img_user_file_57fd118844379_18

img_user_file_57fd118844379_19 Соли добывают много . img_user_file_57fd118844379_22

Кому ещё, кроме человека, нужна соль . Соль любят лизать лошади и коровы. Лечение солью. Полоскание больного горла. Соляная пещера. У нас в городе есть в санатории «Солнечный».

Добыча соли является ёмким и кропотливым процессом. От количества и качества добываемой соли зависит жизнь всех живых организмов на Земле. А потому нужно ценить этот продукт и относиться к нему достаточно бережно.

Фотоотчёт по исследовательской деятельности

DSCN0850 DSCN0854 DSCN0857

DSCN0861 DSCN0866 DSCN0859

DSCN0867 DSCN0869 DSCN0871

DSCN0872 DSCN0874 DSCN0877

DSCN0879 DSCN0884 

DSCN0897 DSCN0898 DSCN0903

DSCN0904 DSCN0905 DSCN0907 

DSCN0910 DSCN0909                    DSCN0913

DSCN0918 DSCN0922 DSCN0928

DSCN0937 DSCN0934 DSCN0927

DSCN0940 DSCN0942

DSCN0944 DSCN0946 DSCN0943


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательское занятие в подготовительной к школе группе на экологической тропе «Солнышка сынок родной»

знакомство детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям; формировать бережное отношение к «зелёным друзьям»; давать полные...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе, тема «Путешествие в город Здоровья»

Программное содержание: «Познание»: -уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми;-обобщ...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....

Проектно-исследовательская работа в подготовительной к школе группе № 2 "Журавушки"

Тема проекта: "Узнаем - познаем - развиваемся""Люди, научившиеся …наблюдениям иопытам, приобретают способность сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы, оказываяс...

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Цель работы по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создание оптимальных условий для развития познавательно- исследовательской д...