Познавательно – исследовательское занятие в подготовительной к школе группе на экологической тропе «Солнышка сынок родной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

знакомство детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям; формировать бережное отношение к «зелёным друзьям»; давать полные ответы на заданные вопросы; развивать у детей умение наблюдать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_poznavatelno.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательское занятие в подготовительной к школе группе на экологической тропе «Солнышка сынок родной»

(Раевская Татьяна Александровна – старший воспитатель МБДОУ ДС №41

посёлка Приморского Темрюкского района Краснодарского края).

Тип: интеллектуально – развивающее.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Программное содержание: знакомить детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям; формировать бережное отношение к «зелёным друзьям»; давать полные ответы на заданные вопросы; развивать у детей умение наблюдать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально – отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Словарная работа: корневище, органы растений.

Материал: лопата, лейка.

Предварительная работа: рассматривание открыток с изображением луговых и полевых растений; беседы о строении растений, способах ухода за ними, бережном отношении к «зелёным друзьям».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, посмотрите в кармане у Лесовичка-Боровичка  конверт с заданием для нас. Читает : «Ребята отгадайте загадку:

Видел я в такой цветок

Золотистый ободок

Долго он в траве сидел

Стал седым и улетел.

Воспитатель. Что это за цветок?

(Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, ребята это одуванчик. Я  приглашаю вас на полянку. Давайте построимся парами, слушаем внимательно и выполняем задания.

По дороге мы идём

Не спешим, не отстаём

Вот выходим мы на луг

(ходьба)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивание – руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот- правой ступни и левой рукой)

К небу ручки потянули,

Позвоночник растянули

(Потягивания –руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

Снова все повеселели!

(Пришли на полянку).

Воспитатель. Посмотрите какая вокруг красота; зелёная трава, цветочки. Послушайте стихотворение и скажите про какое оно растение:

Золотой глазок

Умытый росой,

В небо синее глядит

И за солнышком следит!

Стоит солнышку нахмуриться-

Золотой глазок прищурится.

Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, ребята! Это одуванчик. На что но похож?

(Ответы детей).

Воспитатель. Да, он похож на маленькое солнышко. Поэтому и говорят, что одуванчик золотой- солнышка сынок родной. Скажите, где растут одуванчики?

(Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, одуванчик растёт повсюду, его можно увидеть в садах, огородах, вблизи домов и по обочинам дорог, на лугах, полях и в лесу.

Подойдите поближе к одуванчику, только осторожно, не помните его. Давайте рассмотрим сам цветок. Какой он по цвету?  (Жёлтый). Какой он по форме? (Круглый) У цветка одуванчика есть один секрет, он состоит из множества маленьких. Много мелких цветочков собраны в такую вот жёлтую корзиночку. Как вы думаете для чего это нужно растению?

(Ответы детей).

Воспитатель. Конечно, если бы каждый маленький цветок рос отдельно, то даже тяжёлая капля дождя могла бы повредить его.

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем в игру «Цветы распускаются».

Дети располагаются произвольно, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. По команде отводят в стороны сначала большие пальчики, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы, при этом выполняется глубокий вдох через нос (цветок распустился) Затем также последовательно пальчики сжимаются в кулачки на выдохе (цветок закрылся) (Повторять 4-6 раз).

Скажите из каких частей состоит одуванчик?

(Ответы детей).

Давайте аккуратно выкопаем и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве?

(Выкапывают одуванчик)

Воспитатель. Что это?  (корень) Какой он? (Ответы детей) Что от него отходит?

(Множество подземных отростков, которые называются корневище). Для чего корневище?(В нём запасаются питательные вещества)

Воспитатель.  Правильно, корневище у одуванчика- мощное. Ещё что есть? (Листья). Какие они? (Резные) . Есть стебель? (Ответы детей) Потрогайте его. На что он похож? (На дудочку) Давайте посадим одуванчик в почву. Что для этого нам нужно сделать? (Выкопать ямку, посадить одуванчик, и закопать  корень. А что мы сейчас должны сделать? (Полить). Правильно. А зачем поливают растение? (Мы с вами пьём, когда нам хочется, а растение нужно поливать, ведь оно также хочет пить). А если не поливать растение, что произойдёт? (Оно погибнет).

Воспитатель. Сейчас мы с вами превратимся в красивый одуванчик.

Физминутка «Распускается одуванчик».

Прямо к солнцу, на восток        «Растут», тянутся к солнышку

Так прекрасны, так тонки

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса,             Стряхивают руки

Как упавшая слеза.                       Руки к глазам и в стороны

Листик ярок и зелен,                    Качают руками

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям,            Руки вперёд-назад

Он согнётся тут и там.                  Наклоны в стороны.

  Даже буря не сломает                Круговые вращения

Лишь немного помотает,             Раскачивается из стороны в сторону

Всех приветствует головкой,         Ладошки под подбородком

Улыбается, звенит,                            «Фонарики», повертели ладошками

Свежесть дарит, наслажденье,        Повороты

Береги его малыш!    

Воспитатель. Молодцы, ребята. Погуляли, отдохнули. А сейчас посмотрите на нашу полянку. Некоторые одуванчики надели белые шапочки. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей).

Воспитатель. Это созревшие семена одуванчика. Опишите, какие они, на что похожи?

(Ответы детей).

Воспитатель. Да, они похожи  на маленькие парашютики, которые такие маленькие, что когда подует ветерок , они разлетятся по округе, упадут на землю и потом из них вырастут новые растения. Давайте подуем на одуванчик и посмотрим , что будет. (Дети дуют и наблюдают за полётом  пушинок).

Воспитатель. А ещё одуванчики очень любят наблюдать за солнцем, где солнце – туда и повёрнуты цветы одуванчика. Посмотрите, где сейчас находится солнце? Куда «смотрят» одуванчики?  (Дети рассказывают об увиденном). Ребята, а какую пользу принося одуванчики. (Ответы детей).

Воспитатель. Да, они дают нам душистый мёд; из листьев растений делают салаты; ещё одуванчики используют как лекарство, для лечения болезни почек и печени. И самое главное они дарят нам всем красоту, аромат весны и хорошее настроение.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдёт с одуванчиком, если его сорвать?

(Ответы детей).

Воспитатель.  Конечно! Он завянет и погибнет.  Поэтому не рвите пожалуйста цветы; не мните напрасно их нежные стебельки .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по родному городу».

Закреплять умение составлять и решать арифметические задачи; считать в прямом и обратном порядке; пользоваться линейкой; развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, находчивость, фа...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе

Занятие построено на основе деятельносного подхода. В ходе занятия дети изучают свойства воздуха с помощью опытов и делают выводы. На занятие используются модели, обозначающие свойства воздуха. Заняти...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»

Цель:§  развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:§  познакомить детей со свойствами разных материалов (солома, веточки, камень).§...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Колесо истории» с использованием ИКТ

Цель:Расширить знания о государственном празднике  России – 23 февраля.Программное содержание:Образовательные задачи:Формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны.С...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух повсюду»

Расширение представлений о свойствах воздуха. Активизация речи: невидимка, поместили, приобрел.Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментировани...

Познавательно-оздоровительное занятие в подготовительной к школе группе "Индейцы на тропе состязаний"

Очень важно расширять знания детей о различных народах мира, о музыке, обычаях индейских племен, знакомить с национальными традициями индейцев....