Открытое занятие "Космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ткач Ольга Борисовна

Дать детям элементарные представления о Солнце как звезде и о планетах, строении Солнечной системы.  Расширить представления детей о  космических путешествиях, о работе человека в космосе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kosmosa.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Дать детям элементарные представления о Солнце как звезде и о планетах, строении Солнечной системы.  Расширить представления детей о  космических путешествиях, о работе человека в космосе.

Предварительная работа. Чтение детской художественной и энциклопедической литературы о космонавтах и космических полётах, рассматривание иллюстраций с изображением планет, космодрома, стартовой площадки, космической ракеты, космонавтов в космических костюмах.

Материал. Ноутбук, видеофильм о космосе, диск с космической музыкой, макет вулкана, ингредиенты для проведения опытов, обручи.

Содержание занятия.

Ведущий: С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Когда-то космос казался недосягаемым и вот уже, надеемся, что через какие-то десятки лет туда сможет отправиться любой желающий. Ребята, а хотели бы вы стать космонавтами и отправиться в полет? Чтобы стать космонавтом нужно быть сильным и ловким.

Логоритмическое  упражнение «Космонавты»

Звучит музыка.

Будем очень мы стараться (дети делают рывки согнутыми  руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься

Быстро бегать, словно ветер ( бегут на носочках на месте),

Плавать лучше всех на свете (делают гребки руками),

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать (выпрямлять согнутые руки вверх)

Станем сильными и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты (маршируют на месте).

 Ведущий. Все вы сильные и ловкие, но космонавт должен ещё и  очень много знать , быть сообразительным.

Загадки.

  1. Кто в году переодевается 4 раза? (Земля)
  2. В синем мешочке белых пуговок полным полно.(Небо, звёзды)
  3. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце в небе)
  4. За домом у дорожки висит пол лепёшки. (месяц)
  5. Голубой платок, алый колобок по платку катается, людям улыбается.(Солнце)

 

Ведущий. Вы все ловкие, смелые и сообразительные и можем отправляться в полёт.  Мы с вами находимся на космодроме Байконур, и через минуту космический корабль унесет нас в просторы космоса. (Из модулей собрать корабль заранее).

Инопланетянка. Подождите, подождите! (появляется инопланетянка)

Я прилетела к вам из другой галактики с планеты,  чтобы узнать о вашей солнечной системе. Но на моей летающей тарелке случилась поломка и пока её ремонтируют, я не могу отправиться в путь. Возьмите меня с собой.

Ведущий. Возьмём с собой инопланетянку? (Да)

 Итак, слушайте мои команды и отвечайте "Есть!" Попрошу всех встать. Внимание, внимание! Надеть скафандры и шлемы!

- Есть надеть скафандры и шлемы!

-Занять кресла!  

- Есть занять кресла!

- Приготовиться к запуску

- Есть приготовиться к запуску

- Пристегнуть ремни!

- Есть пристегнуть ремни!

- Запустить двигатели!

- Есть запустить двигатели!

- Включить контакты

- Есть включить контакты!

- 3 -2 -1- летим!

(под космическую тихую музыку летим, ведущий рассказывает о каждой планете)

Ведущий. Ребята, вы уже знаете, что наша планета Земля вращается вокруг огненной звезды - Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. И все вместе они составляют Солнечную систему. Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи - Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы. Ребята, а знаете ли вы, чем отличаются планеты от звезд? Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда. Посмотрите в наш иллюминатор. Мы пролетаем планету Меркурий. (на экране картинка Меркурия).  Это самая ближайшая к Солнцу планета, по размерам Меркурий меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность, он во многом похож на спутницу Земли -Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая защитила бы его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей. Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко? (ответы детей) На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу. Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него, за земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза. Если бы вы жили на Меркурии, вам было бы не 6 земных лет, а 24 меркурианских года. В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Посмотрите, ребята, сейчас в нашем иллюминаторе мы видим вторую планету нашей Солнечной системы - Венеру. Ее поверхность постоянно скрыта от нас облаками. Для нас, землян, она видна на небесах как далекий, но яркий фонарик. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым, ни люди, ни животные дышать не могут. Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

Наша Земля - третья от Солнца планета. на ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Земля - средняя по величине планета, она находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца. Ребята, а важно ли это? (ответы детей). Конечно, да. Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно, А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами. На Земле благоприятная для жизни температура. атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов. На Земле много водоемов, а вода необходима всем живым организмам. У Земли есть спутник - Луна.

Наше путешествие продолжается, и вот уже в иллюминаторе нам показалась четвертая планета Солнечной системы - Марс. Марс, в два раза меньше Земли, у него есть атмосфера, но состоит в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара. Год на Марсе длится в два раза дольше земного, и вам было бы не 6 лет, а всего 3 марсианских года. Марс отличается от других планет красноватым свечением. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом. Ребята, профессия людей летающих в космос называется космонавт. Сейчас мы с вами - космонавты. А люди, работающие в открытом космосе, называются - астронавтами. Я считаю, что сейчас мы можем высадиться на планету Марс и немного размяться. (Высаживаемся)

Ребята, здесь прохладно, давайте поиграем в игру "Ждут нас быстрые ракеты"

Проводится игра "Быстрые ракеты" на полу разложены обручи. После слов "Опоздавшим места нет" надо занять места в обручах, в каждый обруч могут встать только 2 человека. Встать в круг, взяться за руки, идти по кругу.

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет

Опоздавшим места нет!

Ну что ж, размялись, а теперь в путь. (Проходим на корабль).

Посмотрите, какая огромная планета видна в иллюминаторе. Это - Юпитер - самая большая планета  Солнечной системы, он в 11 раз больше  Земли (внутри Юпитера могли бы поместиться 1000 таких планет как Земля), этот громадный шар состоит из жидкого водорода - самого легкого газа. Юпитеру достается немного солнечного тепла и поэтому там царит вечная зима. У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

Мы уже подлетаем к шестой от Солнца планете - Сатурну. Температура его поверхности низкая, потому что он расположен далеко от Солнца. Посмотрите, какая это красивая планета! Она окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Седьмая планета - Уран. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.  Атмосфера Урана - холодный туман.

Нептун - восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голубой, потому что ее окружает газ метан (газ, горит бесцветным пламенем, применяется как топливо) Астрономы в телескопы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.

И последняя планета Солнечной системы - Плутон - самая удаленная от Солнца планета. Плутон - планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, поэтому изучать его очень трудно. У Плутона есть спутник - Харон. Он состоит из камней и льда. Плутон - самая холодная планета Солнечной системы.

Ну что ж, пока наш космический корабль совершает мягкую посадку, обсудим итоги нашего путешествия.

 Викторина:

1. С Земли взлетает в облака

     Как серебристая стрела

     Летит к другим планетам стремительно (ракета)

2. Назовите планеты Солнечной системы (считалка На Луне жил звездочет он планетам вел учет. Меркурий - раз, Венера - два, Три - Земля, Четыре - Марс, Пять - Юпитер, Шесть -Сатурн, Семь - Уран, Восьмой - Нептун. Девять - дальше всех Плутон. Кто не видит, выйди - Вон!

3. Как называется семья планет, в которой живет наша Земля (Солнечная система).

4. Как называется самая близкая к Солнцу планета? (меркурий)

5. Как называется самая удаленная планета от Солнца? (плутон)

6. Какую планету называют красной? (марс)

7. Какую планету окружают кольца? (сатурн)

8. Какая планета самая большая? (юпитер)

9. Какая планета вращается лежа на боку? (уран)

10. Назовите профессию человека летающего в космос (космонавт)

Внимание! Приборы нашего корабля показывают успешное приземление.

Ведущий. Уважаемая инопланетянка тебе понравилось наше путешествие?

Инопланетянка. Да

Ведущий. А расскажи, что интересного у тебя на планете?

Инопланетянка. На моей планете часто идёт метеоритный дождь. Метеорит летит из космоса с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. На поверхности планеты образуются углубления, ямы. Они называются кратеры .Сейчас я покажу вам, как это происходит.

Проводится опыт. В небольшой ёмкости насыпана манка. Инопланетянка берёт мячик и бросает его с высоты.

Как вы думаете, почему образуются кратеры? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрыта толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры)

Ещё, на моей планете,  очень много вулканов.

Экспериментирование «Извержение вулкана»

В жерло вулкана насыпать 2ч ложки соды, налить пол стакана воды, добавить гуашь красного цвета и тщательно перемешать до однородного цвета. В полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, влить 2 ст. ложки уксуса. Во время последней операции детям рекомендуют отступить на шаг назад.

Ведущий. Спасибо тебе за интересный рассказ о своей планете. Ребята, вам понравился рассказ инопланетянки? (Да)

 А теперь, мы расскажем тебе о нашей планете

Ребёнок: Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно

Любим мы свою планету

Ведь другой похожей нету.

Инопланетянка. Спасибо вам за интересный рассказ и увлекательное путешествие. Желаю вам земного счастья, вселенской любви и космического разума! До свиданья. Мне пора возвращаться на свою планету.

Ведущий. Спасибо ребята, наш день был прожит не зря, мы отлично провели время в космическом пространстве,  много узнали о неизведанном и загадочном мире космоса!

Конспект НОД

Для детей старшего возраста

По образовательным областям:

«Познание», «Коммуникация»

На тему: «Космическое путешествие».

Подготовили и провели: Половникова Т. Н.

Ткач О. Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...