Конспект занятия по коммуникативной деятельности в средней группе на тему: "Как жили наши предки - славяне".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коммуникативной деятельности на тему: «Как жили наши предки- славяне».

Цель: Продолжать приобщать к культуре и традициям русского народа.

Задачи: - познакомить детей с жилищем древних славян-избой;

- познакомить с обычаями русского народа

- дать представление об основных предметах быта

- развивать творческий интерес к жизни наших предков

- воспитывать уважение к славянскому народу, их быту и укладу жизни

Словарная работа: изба, ухват, кочерга, рукомойник, лохань, сундук, баюнок.

Материал: фрагменты славянской избы, предметы быта: ухват, лохань. чугунок, крынка, плошка, самовар, тряпичная кукла оберег баюнок, дедушка и бабушка.

                                       Ход занятия

В давние, предавние времена на нашей земле среди дремучих лесов и широких рек жили славяне. «Славяне» означает славный, достойный народ, гордый, красивый и храбрый. Славяне были нашими предками. Кто может сказать, что означает слово «предки»?

(Это наши бабушки и дедушки).

Правильно, предками также называют людей, которые жили на нашей земле много-много лет назад.

Ребята у меня есть волшебный клубок, который поможет нам отправиться в гости к нашим предкам бабушке и дедушке в русскую избу. Кто помнит, какое правило надо знать, когда заходишь в русскую избу? (Надо пожелать хозяевам здоровья и поклониться).

Дети вместе с воспитателем заходят в избу, здороваются с бабушкой и дедушкой, кланяются хозяевам и садятся на скамейку. Ребята вы хотите узнать как жили наши предки? (Да). Тогда слушайте внимательно мой рассказ. Давным - давно на Руси жили в деревянных домах. Вот таких как этот, кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо не видимо. Пойдут люди в лес нарубят деревьев и начнут избу строить.

Двери раньше в избах были очень маленькие, а пороги высокие. Как вы думаете зачем такие двери нашим предкам? (Для того, чтобы холод в дом не пробрался.) Молодцы, ребята, но была ещё одна причина. Мы, когда в избу зашли. что сделали? (хозяевам поклонились). Но не все люди были вежливыми. Вот и подумали люди и надумали сделать дверь маленькую, чтобы холод задерживать и невежд учить. Забудет какой-нибудь гость  поклониться хозяевам, да и стукнется о притолоку над дверью. Вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и соседей.

Главное в избе - это печь. Без печи изба – не изба- говорили в старину. Печь – это сердце дома. Как вы думаете, для чего в избе нужна была печь? (Она и избу обогревала, на ней сушили одежду, на ней можно было даже спать, печь хлеб и готовить еду.) Молодцы.

Посуда была очень необычная: горшки, крынки, чугунки, миски, плошки. Как вы думаете: из чего делали посуду? (Из глины). Правильно, но это ещё не всё. Почти всё в избе делалось своими руками. Всю посуду делали из глины и дерева. Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковш, плели лапти и туеса, корзины. Главной кухонной посудой был горшок, который из глины делали мастера, называемые гончарами. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. Горшки могли быть разных размеров: от маленького на несколько ложек, до огромного, вмещавшего до 2-3х вёдер воды. По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью. Очень вкусная получалась еда из печи. Но как достать горшок или чугунок из горячей печи? Для этого хозяйке нужен помощник – ухват. Как вы думаете на что похоже это слово? (Ухватить). Молодцы. Перед едой обязательно, что нужно сделать? (помыть руки). Но, раньше не было ни крана, ни рукомойника, но зато были деревянные тазы. Их называли лоханью. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей, и конечно же мыли посуду. Вот помоют все руки и за стол. Раньше тарелок не было и ели все из одного чугунка или горшка. Вот все сели за стол и ждут, не едят. Ребята, как вы думаете, чего ждали все члены семьи? (ответы детей) Все очень уважали старших и никогда вперёд старших не лезли. Все ждали, когда первую ложку из горшка возьмёт дедушка. Но ведь и в старые времена были маленькие проказники, не дождутся старших и первыми начинали есть, а тут ему…Как вы думаете, что могло произойти? (ответы детей) Ребята, самый старший в семье возьмёт деревянную ложку, да и по лбу тому, кто проказничает и нарушает обычаи семьи. Знать забыл самое главное семейное правило – не лезь вперёд старших. Но, вы у меня послушные и вежливые ребята. После вкусного обеда хочется полежать на печке, ой а здесь куколка лежит. А зовут эту куклу баюнок, это ребята оберег, который сказки рассказывает. Давайте попросим куклу рассказать нам сказку «Три медведя»

Ну, что ребята , давайте поблагодарим хозяев этой избы за познавательный рассказ о своём быте и пожелаем им здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Воздушный шар с корзиной с элементами аппликации»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Воздушный шар с корзиной с элементами аппликации"...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе по теме «Жители волшебного лесного царства»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие в интеграции с познавательным и физическим развитием.Тема занятия: «Жители лесного царства»Программное содержание:Задачи: Образовательная: ...

Конспект занятия по коммуникативной деятельности в средней группе.

Тема: «Дикие животные» Задачи: • Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их признаках, их приспособлении к условиям жизни; • Упражнять детей в образовании качественных и притяжательн...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Письмо от художника».

Конспект занятия по рисованию в средней группе "Письмо от художника"....