Познавательное занятие в подготовительной группе: «Песок и глина"»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Проневская Надежда Васильевна

 Цель: дать представление о свойствах песка и глины

 Задачи:

Образовательные:

- выявить опытным путем свойства песка и глины такие как:   сыпучесть, твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.   

Развивающие: 

- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.

Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_i_glina_-nashi_pomoshchniki.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие

в подготовительной группе: «ПЕСОК И ГЛИНА»

 Цель: дать представление о свойствах песка и глины

 Задачи:

Образовательные:

- выявить опытным путем свойства песка и глины такие как:   сыпучесть, твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.   

Развивающие:  

- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.

Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.

Ход занятия:

    Здравствуйте, ребята. Я  очень рада вас видеть. Меня зовут Надежда Васильевна.  Я руководитель  исследовательской  лаборатории.

-  А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.

- Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.

(показывает на группу-лабораторию, дети встают полукругом  у стола с посылкой).

-  Сегодня  на адрес нашей  лаборатории пришла посылка. (показывает посылку).

- Давайте откроем её и посмотрим, что там внутри.(достает и зачитывает письмо)

 «Здравствуйте,  уважаемые ученые,  я знаю, что вы занимаетесь серьезными  и интересными делами, делаете много  различных открытий.    Недавно, когда я пас на поле любимую корову кота Матроскина, я обнаружил под  своими лапами необычную землю. Посылаю её вам и  прошу вас, помогите мне разобраться, что это за земля, и  можно ли её  для чего-нибудь использовать?  До свидания,  пес Шарик из деревни Простоквашино.»

-Ребята, поможем Шарику? (ответы детей) 

Тогда вы должны стать моими помощниками-учеными, одевайте халаты.

- Уважаемые ученые, в нашей  лаборатории   строго соблюдаются следующие правила:

 Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №2. Содержимое розеток не пробовать на вкус и не нюхать.

Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.  

 - Вы готовы? Давайте посмотрим, какую необычную землю нашел Шарик на поле (достает мешочки с песком и глиной и высыпает  содержимое в лоточки)

- Уважаемые ученые, посмотрите, что это? Как вы думаете?  (ответы)

- Верно, это песок и глина. Сегодня  мы с вами проведем опыты и узнаем много интересного о глине и песке. Прошу, уважаемые ученые, подумайте и скажите, а где можно встретить  песок в природе? (ответы)

- Верно. Песок встречается на берегу рек и его называют речным песком (слайд);

- также мы можем  увидеть песок на берегу моря - это морской песок (слайд);

- очень много песка мы можем увидеть в пустыне (слайд);

 -Уважаемые ученые, а где мы можем встретить глину в природе? (ответы детей).

- Верно, глину  мы можем видеть в полях, на дорогах.

- Правильно, и песок и глина находятся на поверхности или в земле.

 - А сейчас, давайте проведём опыты.

Опыт 1

   У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Что у вас  получилось?

- Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий).  

- А теперь возьмите  стаканчики с глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Что вы заметили?

- Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок, она твердая, слиплась комочками). 
 - Скажите, чем песок отличается от глины?
(песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

- Вы сейчас назвали свойства песка и глины.

Ксения найди схему, где песок, рыхлый, сыпучий.

Софья найди схему, где глина твердая, слипается комочками.

 Опыт 2

- А сейчас, давайте с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. (из зернышек-песчинок)

-Как выглядят песчинки? (маленькие, круглые, белые, желтые или полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка) Это крохотные камешки.

- Похожи ли песчинки одна на другую? (дети могут дать разные ответы)

 -А сейчас давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин).

- Какого цвета глина?

- Какой мы можем сделать вывод? Правильно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.   Сейчас я выбрала схему, где песок состоит из комочков. Верно? (дети исправляют ошибку)

Физкультминутка:

- А сейчас давайте создадим живую модель песка, каждый из вас будет песчинкой, покажите, как располагаются песчинки по отношению друг к другу (дети отдельно двигаются по группе)

- создайте, пожалуйста, модель глины (дети двигаются маленькими группами)

Все прекрасно.

 Опыт 3

 - Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
У вас на столе стоят стаканчики с песком и глиной и есть стаканчик с водой. Как  можно проверить пропускает  песок и глина  воду?
(налить немного воды в стаканчики с песком и глиной)

-  Что вы видите? (вода, налитая в песок ушла вовнутрь, а вода, налитая в глину стоит наверху и не уходит).

- Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась вовнутрь стаканчика? (песок  рыхлый, пропускает воду)

- Верно, песок рыхлый, поэтому его  песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.

- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё)

- Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше, и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

- Проведя этот опыт, что вы можете  сказать, что лучше пропускает  воду  – песок или глина? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо)

- Всё правильно. Кирилл, найди схему, где песок хорошо пропускает воду( вывешивают карточку на магнитную доску).  Карина,  найди схему, где глина  плохо пропускает воду. ( вывешивают карточку на магнитную доску)

- Но если  воду долго оставить налитой в глине, то глина станет мягкой,  пластичной и из неё даже можно будет лепить.

- Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их с пользой для себя. Может быть кто-нибудь из вас назовет, где человек использует глину? (ответы детей)

-Итак, человек использует песок и глину в строительстве (слайд),;

- при изготовлении посуды (слайд);

- при изготовлении игрушек (слайд); 

- при производстве стекла (слайд);

- зная, что песок сыпучий, человек придумал песочные часы (слайд).

-  А сейчас, уважаемые ученые, нарисуйте ответ Шарику, где можно применять песок и глину. На это вам отводится пять минут, пока пересыпается песок  в песочных часах.

- Давайте ваши зарисовки отправим Шарику в Простоквашино (запечатывают зарисовки в конверт).

-А сейчас, подойдите, пожалуйста, к доске  и положите карточки со свойствами песка в  конверт с картинкой  песка, а карточки со свойствами глины положите в конверт с картинкой глины, и мы их тоже отправим Шарику.

- Уважаемые помощники, а сейчас я хотела бы от вас узнать, какие интересные открытия вы сегодня для себя сделали? (ответы детей)

- Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным? (делать вывод, проводить опыт…)

Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие в подготовительной группе "Можайск - город-труженик"

Занятие закрепляет знания детей о городе Можайске....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ ПЕСКА»

Программное содержание: познакомить детей со составом и  свойствами природного  и искусственного песка. Развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обсл...

Занятие в старшей группе "Песок и глина"

Интересное, занимательное  занятие для страшей группы...

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Песок и его свойства»

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к объектам природы.Задачи:Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следств...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....