Конспект НОД "Люблю березку русскую"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Жарук Галина Васильевна

Конспект НОД  "Люблю березку русскую"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_lyublyu_berezku_russkuyu.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познание».

Тема: «Люблю березку русскую».

Задачи:

1. Воспитывать чувство уважения и любви к Родине, к родной природе, формировать эмоциональное восприятие образа русской березки, средствами разных видов искусства.

2. Продолжать учить детей рисовать деревья (березку).

Ход  НОД.

Воспитатель: У каждого человека есть Родина, родной город, дом, где он родился и вырос. Скажите, как называется наше государство?

Дети: Россия.

Воспитатель: Город? Назовите свой домашний адрес. Ответы детей.

Воспитатель: Где бы ни был человек, он всегда любит и помнит о своей Родине. О любви к России сложено немало песен и стихов. Художники рисуют картины. Послушайте, как поэт Исаковский написал:

«Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети.

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас не найти…»

Какими словами говорит поэт? Почему не найти такой страны, как наша?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке. Береза – символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.

Ребенок:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.  (А.Прокофьев)

Ребенок:

Береза, моя березонька,

Береза моя кудрявая,

Береза моя белая,

Стоишь ты, березонька,

Посреди долинушки.

Ребенок:

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Красны девушки венки плетут.

Ребенок:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.  (С.Есенин)

Ребенок:

Склоняясь к реке, спешит береза стройная умыться.

Воспитатель:

 А кто знает загадки?

Зеленая, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова?

Она весну встречает, сережки одевает?

Накинута на спинку зеленая косынка?

Ее узнаешь ты по простой примете, нет дерева белей на свете?

Стоят столбики белы, на них шапочки зелены?

Воспитатель: Вам нравится наша березка? Давайте поводим вокруг нее хоровод.

Хоровод: «Во поле березка стояла».

Воспитатель: Под эту музыку я вижу весенний лес, слышу, как он шумит молодой листвой. Под эту музыку я стала волшебницей. Скажу слово, и мы превратимся в деревья (дети изображают деревья). Какая стройная березка, она раскинула свои гибкие, тонкие ветки. Они качаются на ветру. Вам понравилось в березовой роще? Сейчас мы нарисуем березовую рощу.

Появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте! Чем вы тут занимаетесь?

Воспитатель: Собираемся березовую рощу рисовать.

Незнайка: Ой, да я за одну минуту нарисую. У меня даже готовые рисунки уже есть (рассматриваем рисунки).

Воспитатель: Да разве у березки коричневый ствол? Веточки у березки тонкие, листочки зеленые, а не синие.

Незнайка: Ой, все опять напутал. Можно я вместе с детьми поучусь?

Воспитатель: Конечно же, Незнаечка.

Рисование деревьев (индивидуальная работа).

Воспитатель: Незнайка! Мы дарим тебе наши рисунки, приезжай, пожалуйста, к нам еще.

Незнайка прощается с детьми. Уходит.

Воспитатель: На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками. Береза – щедрое и доброе дерево. Издавна люди плели из березы лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Весной она поит зверей и птиц березовым соком.

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!  (Т.Шорыгина)

Непосредственно – образовательная деятельность по образовательной области «Познание».

Тема: «С кем ты дружишь, береза?»

Образовательные задачи:

1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.

2.    Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

3.    Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).

Развивающие задачи:

1.    Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).

2.    Развивать связную речь у детей.

Воспитательные задачи:

1.    Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

2.    Способствовать формированию коммуникативных навыков.

3.     Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Интеграция видов деятельнрсти:

1.    наблюдения за живой природой на прогулке;

2.    разучивание стихов о природе;

3.    чтение литературы природоведческого характера;

4.    рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:

Активизация словаря: береза, осина, ель, сосна;

Обогащение словаря: березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор;

хвойный лес, лиственный лес;

белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы и оборудование к НОД:

1.    иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;

2.    хвоя сосны и ели в тарелочках;

3.    шишки сосны и ели в контейнерах;

4.    иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;

5.    мяч для игры;

6.    раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход НОД.

1 часть.

Дети входят в группу, где звучит пение птиц.

- Ребята, куда это мы с вами попали?

- В лес.

- Почему вы решили, что это лес?

- Птицы поют, вокруг много деревьев.

- Хотите прогуляться по лесу?

 Тогда отгадайте загадку:  

«Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек».      (Дерево)

- Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.

- Чем похожи все деревья между собой?

- У них есть ствол, ветви, листья, корни.

 2 часть.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане».     (Береза)

- Правильно, это береза. А кто из вас знает подружку березы?  (Осина).

- Послушайте загадку:

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок…осины».      

- Как вы думаете, чем отличается береза от осины?

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

- Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.

- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

- Чем еще отличаются эти  деревья?

- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.

Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

- Послушайте небольшие рассказы о березке и осинке.

(Из книги «Лесная  мозаика»)

- Лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими).

3 часть.

- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья  растут в хвойном лесу? - Сосны, ели.

- Кто знает загадку про ель и сосну? «Зимой и летом одним цветом».

- Почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

- Что вы можете рассказать о ёлочке?

- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

- Какой ствол у сосны?

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

- Чем они похожи?

- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

- Иголочками.

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны? - Длинные, мягкие, светлые.

- А у ели? - Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

- Какие шишки  у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете про сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

4 часть.

- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и  найдите каждому дереву свой лес.  (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

5 часть

Дети под музыку природы рисуют деревья (по выбору)

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ!

Непосредственно – образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация».

Тема: «Рассматривание пейзажной картины».

Задачи.
Связная речь: формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;
словарь: упражнять в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;
звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Материал и оборудование: Исаак Левитан «Березовая роща», фотографии с изображением берез, изделия из бересты, березовый сок, березовые почки, дегтярное мыло.

Ребенок:
Если видишь на картине –
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад иль облака,
Или снежная равнина,
Или поле иль шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Воспитатель:

Белолицая, белоствольная,
Как невеста горда и нежна,
Словно русская песня раздольная,
К небесам устремилась она.

Воспитатель. О ком эта загадка?

Воспитатель привлекает внимание детей к картине. Рассказывает: «Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Исаак Левитан. Они любил Россию и писал картины, на которых изображал ее природу. Картины Левитана любят и знают не только у нас, но и в других странах. Художник выбирал самые разные уголки природы; писал стройные березки, реки, небо. Такие работы и называют пейзажами.

Сегодня мы с вами рассмотрим картину Левитана «Березовая роща».
(Примерные вопросы к беседе).

- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?
— Почему Левитан так назвал свою картину — «Березовая роща»?
— Как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам о березах?
(Ответы детей).

- Удалось ли ему, по-вашему это сделать?

Дидактическая игра «Дополни предложение»
(Назвать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Например, «Березы художником изображены…… «светлыми», «грустными», «задумчивыми» и т. д.)

 Что художнику казалось интересным, красивым?

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой березка листвой шевелит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.

Дыхательная гимнастика «Шелест листьев».

Речь и движение: «Березка».

Береза моя, березонька. Дети идут хороводом, взявшись за руки.
Береза кудрявая. Меняют направление.
Стоишь ты, березонька. Встали, подъем рук вверх, вдох.
Посередь долинушки. Опустили руки, выдох.
На тебе, березонька.
Подъем рук вверх, вдох.
Листья зеленые. Опустили руки, выдох.
Под тобой, березонька. Подъем рук, вдох.
Трава шелковая. Опустили руки, выдох.

Воспитатель предлагает детям изобразить березовую рощу на тему
«Лес, точно терем расписной…»

Непосредственно – образовательная область по образовательной области «Художественное творчество» (рисование).

Тема: "ЗИМНЯЯ БЕРЕЗА"

 Задачи:

Образовательные:

 Учить детей применять разные изобразительные средства для создания образа.

 Развивающие:

 Развивать навыки рисования по представлению.

 Развивать навыки изображения дерева без листьев: ствол, ветви, тонкие   веточки.

 Развивать навыки рисования известковыми мелками по черному фону.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ:

Листы альбомной бумаги, тонированные черной гуашью или тушью, либо листы черного картона. Известковые мелки.

Ход  НОД.

ЧАСТЬ 1 Беседа

Воспитатель: Ребята, когда сегодня я шла на работу, я увидела березку. На толстых ветках лежал снег, а тонкие были покрыты инеем, поэтому крона напоминала тонкое ажурное кружево. На улице было еще темно, и белое кружево ветвей четко выделялось на темном фоне неба. Мне сразу вспомнилось стихотворение Сергея Есенина «Береза». Послушайте его.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Понравилось вам это стихотворение? Помните, какие образные выражения использует поэт для описания березы? А какие сравнения встречаются в стихотворении?

Сегодня я предлагаю вам нарисовать зимнюю березку. Но как нам лучше изобразить посеребренные инеем ветки? На белом листе бумаги белые линии будут не видны. Давайте попробуем рисовать на темной бумаге белым известковым мелком.

ЧАСТЬ 2 Рисование березы

Воспитатель спрашивает, из каких частей состоит дерево, какой ствол у березки, какие у нее ветки. На занятии отсутствуют иллюстрации, дети должны рисовать по памяти, по представлению.

ЧАСТЬ 3 Придумывание сказки

После того как дети закончат свои рисунки, воспитатель предлагает:

Воспитатель: Вы знаете, что зимой рост растений прекращается, потому что для роста растений нужны тепло, свет и вода. Наша березка будет спать под снегом до самой весны. Она спит и видит сны. Давайте пофантазируем, представим, что снится нашей березке, и придумаем про это сказку. Мы можем рассказать, что березке скучно и одиноко без ее детей - листочков, как ей холодно без снежного одеяла. О чем мечтает наша березка?

Воспитатель помогает детям, направляя их рассказ с помощью вопросов.

 Лучшие детские рассказы записываются.

Береза - красавица

(рассказ воспитателя)

Красавицей русских лесов называют люди березу.

Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов — такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.

Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные — сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, — значит, сентябрь на дворе.

Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги. И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию — от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают.

Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет. Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость — березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево, лишаясь своих запасов, которые идут для образования молодых побегов и листвы, истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее. А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.

Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик — чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круглый год. Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно-желтыми шляпками. Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Березка русская."

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 41 общеразвивающего видаКалининского района Санкт – Петербурга...

план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"

Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный...

Конспект НОД в подготовительной группе "Люблю березку русскую".

Конспект НОД предназначен для детей подготовительного к школе возраста  ( с использованием презентации )....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искус...

Конспект занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…»

Конспект занятия с использование интерактивной доски...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»

конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация).  Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...