план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"
презентация к занятию (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bereza.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
-уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе;
- развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
- воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;
- воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры;
- развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Материалы:
- подборка стихов русских поэтов, загадок о березе,
-мультимедиапроектор,
-презентация на тему «Береза»,
-аудиозапись песни М. Бернеса «С чего начинается Родина»,
- дектярное мыло, березовый веник, березовые почки, веточки и листья.
Ход занятия
Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении М . Бернеса.
Воспитатель:
-О чем поется в этой песне?( Ответы детей.)
- Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)
- У каждого жителя земли есть своя Родина – место, где он родился и живет. Как называется наша Родина? (Ответы детей)
- Произнося слово Родина, жители Африки представляют пальмы и пустыни, жители Египта – пирамиды и реку Нил. Послушайте загадку и скажите, что представляет себе житель нашей Родины.
И красива. и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряжках и серёжках.
Это белая...(Березка) Слайд №1
- Ребята, почему мы вспоминаем именно русскую березу? (Ответы детей)
Слайд №2
- Присмотритесь к разным берёзам - они не похожи одна на другую. Есть берёзы пушистые, как бы кудрявые, а есть повислые, в народе их так и называют - «плакучие». Цветки берёз, собранные в соцветия - серёжки, расцветают, как только появляются первые клейкие листочки. И сразу же прилетают насекомые: они добывают из цветков сладкий сок - нектар и одновременно опыляют их. Слайд № 3
Поздней осенью берёзы плодоносят. Их плоды - крохотные, очень лёгкие орешки, каждый не больше спичечной головки. У всех орешков есть по два овальных крылышка. Ветер срывает орешки, и они летят, повинуясь воздушному потоку, пока не упадут. Одного летуна склюет птица, другого подберёт грызун, а третий попадёт в подходящую почву, перезимует и весной прорастёт. Годам к пятидесяти берёза вырастает с десятиэтажный дом. К семидесяти её век закончится
-Береза не только красивое дерево , но и полезное для человека. А кто знает чем полезна береза для человека? (Ответы детей).
Воспитатель:
Из берёзовой древесины делают мебель. Берёзовые почки и листья используют при изготовлении лекарств. Почки, листья и кора берёзы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины - мази, активированный уголь. И всё это русская береза .
Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений; она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. Березы бывают разные и по размеру и по форме. На юге встречаются огромные, стройные, как мачты, березы; их темная листва прижимается к стволам. На севере растут карликовые березы; им никогда не удается разогнуть стан и подняться от земли.Слайд №4
Воспитатель:
- Скажите, ребята , а чем необычна кора березы? (ответы детей) Слад № 5
Воспитатель:
- Правильно, березу за ее кору называют белоствольной.
Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой. Слайд № 6
Воспитатель:
- Береста – это защитный покров дерева, она непроницаема для воды и газа. Но в белой бересте есть необычные отдушины довольно крупные черные черточки, идущие по стволу. Они называются «чечевички», через них береза дышит»
- Посмотрите перед вами лежат кусочки березовой коры, она состоит из тонких слоев. Давным -давно, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте .Берестяные грамоты, пролежали в земле много лет и дошли до нас целыми и невредимыми, из них мы смогли узнать о жизни нашего народа в далеком прошлом.
Воспитатель: |
| |
- Каждый из нас, наверное, хоть раз в жизни слышал о вещах из берёсты. Достаточно вспомнить старичка-боровичка из детских мультиков. Что у него на ногах? Лапти. Слайд №7 Лапти - одно из многих изделий, которые делаются из берёсты. Такие вещи ассоциируются у нас со средневековьем, и верно, изделия из берёсты имели огромное значение для жителей Древней Руси. Но всё по порядку Физминутка: Выросли деревья в поле. | ||
-Берёста – это природный материал, она можно сказать, «добывается» в лесу. Но это не значит, что стоит браться за нож и прямо сейчас бежать в лес. Время среза берёсты определяется циклом роста дерева, а конкретно - напрямую связано с током берёзового сока. В конце весны, когда начинается рост различной зелени, набухают почки, движение сока в растениях резко увеличивается. | ||
Это, соответственно, и есть срок «добычи» бересты: обычно это конец мая - середина июня. Берёста использовалась людьми с незапамятных времен, причем не только на Руси, но и индейцами Северной Америки. Это обусловлено уникальными природными свойствами материала. Берёста эластична, водонепроницаема, практически не подвержена гниению и экологически чиста. Список изделий из берёсты обширен. Самые известные и сохранившиеся до наших дней - это, конечно, различная посуда и утварь. Из берёсты плетут корзинки, короба, в которые можно собирать грибы и ягоды, делают различные туеса, черпаки. В туесах можно хранить как сухие продукты (крупы), так и жидкие. Слайд № 8 Сейчас изделия из бересты служат, в основном, в декоративных целях, в качестве украшений. |
- Само дерево успешно используют как строительный и поделочный материал. Древесина берёзы очень крепкая и идёт на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры.
И ныне берёзка – постоянный спутник человека. Берёза – одно из самых распространённых деревьев Северного полушария, но только в северной и средней полосе России (да ещё в Белоруссии) растёт береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками. Поэтому и называют берёзу русским деревом.
- Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева.
- Вспомните стихи, потешки, загадки о березе и расскажите их.
(ответы детей) Слайд № 9
- Но не только красотой покорила береза наш народ. И своими полезными свойствами.
-Посмотрите, перед вами лежит дектярное мыло. Березовый веник, березовые почки, веточки и листья.
Для чего все это нужно человеку? (ответы детей)
-Правильно, березовый веник изгоняет болезни и дает бодрость и силу, заваренные почки лечат многие болезни, березовыми листьями красят яйца на Пасху. Дектярное мыло помогает при кожных заболевания.
Послушайте народные приметы о берёзе ( дети читают пословицы) Слад №8 |
|
|
-Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. Воспитатель - Весной деревья начинают просыпаться и у них начинается сокодвижение. Сок березы особенно вкусный и полезный. Люди употребляют этот сок для укрепления здоровья. - А кто из вас пробовал березовый сок? (Ответы детей) - А знаете ли вы как правильно нужно брать у березки сок? После того как в дереве сделали надрез и набрали сок, нужно замазать ранку глиной. - В старину у славят год начинался не зимой, а весной, поэтому Новый год встречали не с елью, а с березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. Весна на юге и севере приходилась на разные сроки, поэтому, березозолом на юге называли март, а на севере апрель. И сегодня, как в старину , люди ходят в березовый лес отдохнуть душой и телом, набраться сил, попросить у березки помощи. Пословицы и поговорки о берёзе |
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова. Слайд №10
В конце занятия дать детям попробовать березовый сок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "С чего начинается Родина"
Это занятие поможет педагогам сформировать у детей: Первичные представления об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве; Расширить представления о социокультурных ценностях нашего на...
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Битва под Москвой
1.Пополнить занания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны.2.Углубить знания дошкольников об армиии.Воспитать уважение к защитникам Отечества.Обогатить словарный...
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Космос"
Итоговое занятие по теме "Космос" в подготовительной к школе группе №3 "Фантазёры" Цель: систематизировать и закрепить знания дошкольников по теме «Космос». Задачи:- расширить и обогат...
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....
Конспект занятия "Знакомство с профессиями" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Расширять и конкретизировать представления детей о профессии людей, развивать познавательные интересы....
НОД интегрированной направленности. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Тема: "Насекомые".
Конспект образовательной деятельности по развитию речи составлен как «Игра – путешествие» создаваемая с целью обучения, воспитания и развития детей; Имеет возможность использова...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....