Социальный мир. Игры экспериментирования."Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
· Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
· Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
· Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
· Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izverzhenie_vulkana.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Извержение вулкана».
ЦЕЛЬ:
- Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
- Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
- Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.
СЛОВАРЬ: гора, вулкан, кратер, лава, твердый, плотный, не впитывает.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познавательное развитие, речевое развитие.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Изготовление макета вулкана из подручных материалов.
МАТЕРИАЛ: иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус, пластиковые стаканчики, маленькие ложечки), ноутбук
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами превратимся в волшебников. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Я вам прочитаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)
- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?
ДЕТИ: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Сегодня я расскажу вам легенду о вулкане.
"Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу Гефест - огонь. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. Гефест подчинил себе огонь. Он первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда происходило землетрясение, над горой появлялся дым, огонь, люди говорили: "Это работает Гефест". Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан".
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. А теперь давайте еще раз рассмотрим разные виды вулканов.
(Дети подходят к компьютеру и на мониторе смотрят подборку.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте теперь пройдем к нашему вулкану и рассмотрим, из чего он состоит.
- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
(Он похож на конус, пирамиду).
- Верно, он конусообразной формы, а верхняя его часть, похожая на воронку, называется - кратер. А на что похож кратер?
( Кратер похож на чашку, миску, дыру и т.д.)
Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая дыра - жерло, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется - лавой. Чтобы хорошо знать и разбираться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Людей, которые занимаются изучением вулканов, называют вулканологами. Этим ученым иногда удается предупредить людей о надвигающейся опасности и жители могут покинуть эти места и спастись.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что происходит обычно перед извержением?
( землетрясение)
-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?
( вулканологи)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей о надвигающейся опасности, и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.
ФИЗМИНУТКА.
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И места свои займем!
Раз-два, раз-два.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Для этого мы возьмем наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его! У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.
Достаю соду, моющее средство и уксус с запрещающим знаком.
- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Дети, что это за знак?
( детям нельзя трогать).
ВОСПИТАТЕЛЬ: это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в стаканчике кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в наше жерло вулкана, и я сама добавляю уксус.
-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, «пузырясь» лава.
(Дети наблюдают извержение вулкана).
Подведение итогов.
(Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наше исследование подошло к концу, помогите мне продолжить фразы:
Мне понравилось… .
Я узнал (о…
Меня удивило… .
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!
- Вот и подошло к концу наше увлекательное занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование «Извержение вулкана»
Экспериментирование в средней группе №13 «Улаалзай»Воспитатель: Соловарова С.А.«Извержение вулкана»Цель эксперимента:дать дошкольникам элементарные представления о природном яв...
Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...
Экспериментирование старшая группа "Извержение Вулкана"
В рамках тематической недели "В мире много интересного" ребята из группы "Знайки" изучали различные природные явления и стихии. А затем превратились в настоящих исследователей и пр...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по экспериментированию Тема: «Извержение вулкана»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...
Конспект занятия по окружающему миру с использованием элементов экспериментирования в подготовительной группе Тема: «Извержение вулкана»
экспериментирование и опыты в детсом саду, открытое занятие в детском саду...
Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»
Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»...
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»...