Социальный мир. Игры экспериментирования."Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Потехина Алена Ивановна

·         Познакомить детей с природным явлением - вулканом.

·         Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

·         Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

·         Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izverzhenie_vulkana.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Извержение вулкана».

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
  • Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
  • Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
  • Знакомить дошкольников с природным окружением, формировать интерес к явлениям природы.

СЛОВАРЬ: гора, вулкан, кратер, лава, твердый, плотный, не впитывает.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познавательное развитие, речевое развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций с различными вулканами. Изготовление макета вулкана из подручных материалов.

МАТЕРИАЛ: иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус, пластиковые стаканчики, маленькие ложечки), ноутбук

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами превратимся в волшебников. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Я вам прочитаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать:

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

- Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое - вулкан?

ДЕТИ: Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Сегодня я расскажу вам легенду о вулкане.

"Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу Гефест - огонь. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. Гефест подчинил себе огонь. Он первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда происходило землетрясение, над горой появлялся дым, огонь, люди говорили: "Это работает Гефест". Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан".

- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. А теперь давайте еще раз рассмотрим разные виды вулканов.

(Дети подходят к компьютеру и на мониторе смотрят подборку.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте теперь пройдем к нашему вулкану и рассмотрим, из чего он состоит.

- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

(Он похож на конус, пирамиду).

- Верно, он конусообразной формы, а верхняя его часть, похожая на воронку, называется - кратер. А на что похож кратер?

( Кратер похож на чашку, миску, дыру и т.д.)

Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая дыра - жерло, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется - лавой. Чтобы хорошо знать и разбираться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Людей, которые занимаются изучением вулканов, называют вулканологами. Этим ученым иногда удается предупредить людей о надвигающейся опасности и жители могут покинуть эти места и спастись.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что происходит обычно перед извержением?

( землетрясение)

-А сможет ли кто- то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?

( вулканологи)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Действительно, люди этой профессии называются вулканологи. Этим ученым иногда удается предупредить людей о надвигающейся опасности, и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». Посмотрите, какая это опасная профессия.

ФИЗМИНУТКА.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

И места свои займем!

Раз-два, раз-два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Для этого мы возьмем наш макет вулкана, который мы с вами сделали и оживим его! У меня есть специальные ингредиенты, давайте их рассмотрим.

Достаю соду, моющее средство и уксус с запрещающим знаком.

- А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Дети, что это за знак?

( детям нельзя трогать).

ВОСПИТАТЕЛЬ: это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Внимательно следите за моими действиями: в окрашенную воду в стаканчике кладем чайную ложку соды, каплю моющего средства. Перемешиваем аккуратно. После чего содержимое стаканов выливается в наше жерло вулкана, и я сама добавляю уксус.

-Ребята, кажется наш вулкан «оживает» и из него выходит, «пузырясь» лава.

(Дети наблюдают извержение вулкана).

Подведение итогов.

 (Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наше исследование подошло к концу, помогите мне продолжить фразы:

Мне понравилось… .

Я узнал (о…

Меня удивило… .

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!

- Вот и подошло к концу наше увлекательное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование «Извержение вулкана»

Экспериментирование в средней группе №13 «Улаалзай»Воспитатель: Соловарова С.А.«Извержение вулкана»Цель эксперимента:дать дошкольникам элементарные представления о природном яв...

Исследовательский проект «Вулканы. Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:   В природе все взаимосвязано, жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в мире и в Рос...

Экспериментирование старшая группа "Извержение Вулкана"

В рамках тематической недели "В мире много интересного" ребята из группы "Знайки" изучали различные природные явления и стихии. А затем превратились в настоящих исследователей и пр...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по экспериментированию Тема: «Извержение вулкана»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»

Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»...

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»

НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»...