Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»
план-конспект занятия (старшая группа)

Елена Николаевна Чуприна

Экспериментирование с живой и неживой природой

Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stemp_15.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

№15

Экспериментирование с живой и неживой природой

Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»

Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать представление об горах, познакомить детей с извержением вулкана.

Задачи:

• Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение

• Формировать представление у детей как появляются горы;

• Уточнить знания детей об использовании камней

• Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Развивающие задачи:

• Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у обучающихся.

• Развивать воображение и творческую активность, самостоятельную мыслительную деятельность.

• Развивать мелкую моторику рук

• Развивать связную речь

• Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

Воспитательные задачи:

• Способствовать умению сотрудничать друг с другом, взаимодействовать для решения общей цели.

• Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор

• Воспитывать любовь к малой родине.

• Воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.Оборудование и материалы:

• наглядные: карта России, модель вулкана, платки на каждого ребёнка

• мультимедийные: презентация, мультфильм «Дымящиеся горы»

Планируемые результаты: с интересом слушают, отвечают на вопросы педагога о последовательности извержения

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте! (приветствие педагога детьми) Ребята, начинаем занятие. Пожалуйста, будьте внимательными и активными. Вас ждет много интересного!

Начну с загадки.

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры -

Знаешь ты, что это … (горы)

Педагог: Да, это горы. Сегодня на занятие вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране.

Воспитатель загадывает загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

Педагог: Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Педагог:Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)

Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Педагог:А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).

Педагог: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

Опыт с платком «Как появляются горы»

Материалы: платки на каждого ребёнка

Ход опыта: Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки.

Попробуйте взять обычный платок, он будет выполнять роль земной коры и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть, то платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе только с более медленной скоростью.

Вывод: В результате активного движения земной коры образуются долины, горы, возвышенности и впадины.

Иногда горы возникают в результате извержения вулканов.

Физкультминутка.

Представим, что мы с вами ученые-вулканологи, сидим в специальном домике, где много-много всяких приборов, и следим за их показаниями и выполняем еще кое-какую работу (педагог проговаривает слова и показывает движения, а дети повторяют за ним).

-Так, я в домике сижу (руки складываем над головой «домиком»);

-Так, в окошко я гляжу (ладошки прикладывают к вискам, изображая ставни окошка);

-Так, окошко закрываю (ладошками закрывают глазки);

- Так, окошко открываю (ладошками открывают глазки);

-Так, я бегаю (выполняют бег на месте);

- Так, я прыгаю (выполняют прыжки);

- Так, я спать ложусь (ладошки складывают вместе под щечку);

- А потом сажусь (дети садятся на свои места).

- Мы сейчас с вами превратимся в ученых и будем наблюдать за жизнью вулканов.

Педагог: А вы знаете из чего состоят горы? (ответы детей)

Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.

Педагог: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

Педагог: Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).

-А еще в горах есть чистейшие озера и реки. В горах нужно не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить

Эксперимент «Извержение вулкана»

Смесь для извержения:

- сода – 2 столовые ложки,

- лимонная кислота -2 столовые ложки,

- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

ХОД

1) Рассматривание иллюстраций, беседа о вулканах (напомнить детям - гора, вулкан, кратер, лава)

2) Повторение правил поведения при проведении опыта.

- Внимательно слушать.

- Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

3) Приступаем к эксперименту.

В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете;

насыпаем 2 столовые ложки соды;

добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);

затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается

Вывод: в ходе эксперимента наглядно показали взаимодействие щёлочи с кислотой (реакцию нейтрализации). Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях. В тот момент, когда начинается извержение вулкана, из его раскаленного жерла начинает вытекать магма вместе с камнями, грязью и пеплом. Когда процесс извержения заканчивается, вытекшая лава начинает застывать и образовывать горы.

Рефлексия:

1. На занятии я узнал (ла….2. На занятии у меня получилось….3. На занятии мне понравилось…4. Похвалите себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные планы по экспериментированию с живой и неживой природой в средней группе

STEM-образование. Образовательный модуль " Экспериментирование с живой и неживой природой". Цели, задачи, используемое оборудование и материалы.Познавательные опыты и занимательные экспериме...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Модуль парциальной программы «STEМ - образование» -«Экспериментирование с живой и неживой природой», реализуемый на Культурной Практики естественно- научного направления «Профессор Почемучкин» в старшем возрастном кластере.

STEM-модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» помогает воспитывать экологическую культуру детей в интересной и увлекательной форме - опытно-экспериментальной деятельности....

Опыт работы по экспериментированию с живой и неживой природой «Юные волшебники»

Личный опыт работы с модулем «Экспериментирование с живой и неживой природой» и представить презентацию по теме: «Юные волшебники».Я думаю, что педагоги, использующие...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Почему не тонут айсберги?»

Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Почему не тонут айсберги?»...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»

Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»...