«Круговорот воды в природе»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody.docx167.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Круговорот воды в природе»


Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о значении воды в нашей жизни.  Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты.

Развивающие: совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов, развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение к воде, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Словарная работа: глобус, модель, пресная, «круговорот воды в природе», фильтр, фильтровать, отфильтровывать.

Материалы: ноутбук, глобус, термос с горячей водой, пластмассовая емкость, холодное стекло, пластиковые стаканчики, ложки, миски с солью, воронки, тарелки, ватные диски, марля, плотная ткань, изображение воздушного шара, схема «Круговорот воды в природе», запись шума ветра,  мульт-зарядка, салфетки.

Ход:

Дети замечают на доске картинку воздушного шара и подходят к доске. Воспитатель начинает беседу с детьми с вопроса«А кто знает, для чего нужен воздушный шар?»

Дети: На воздушном шаре можно путешествовать.

Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие на этом воздушном шаре?

Получив утвердительный ответ, воспитатель приглашает детей занять посадочные места.

Воспитатель: Отправляемся в полет! 1-2-3 - лети! (звучит шум ветра) А полетим мы над нашей планетой Земля. Достает глобус. Что это?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: Правильно! А вы объясните мне, что такое глобус?

Дети: Это наша Земля только маленькая.

Воспитатель: Да, все верно. Это модель нашей планеты. Именно так наша Земля выглядит из космоса. А что на глобусе обозначено голубым цветом?

Отгадайте загадку и получите ответ:

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как, сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Дети: Вода!

Воспитатель: Да, это вода и, посмотрите, сколько её на нашей планете! Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета голубого цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Где в основном находится вода?

Дети: В морях и океанах.

Воспитатель: А какая там вода на вкус? (ответы детей)

Воспитатель: Годится соленая вода из моря и океана для питья? (ответы детей)

Воспитатель: А знаете, наш воздушный шар оснащен мини-лабораторией. И поэтому мы можем провести небольшие эксперименты прямо здесь.

Давайте узнаем, годится ли соленая вода для питья, проведя эксперимент.

Эксперимент №1.

Дети подходят к столику для экспериментирования. На столе приготовлены стаканчики с кипяченой водой, чашечки с солью, ложечки. Дети насыпают немного соли в воду, растворяют её и пробуют на вкус.

Дети: Нет, соленая вода не пригодна для питья.

Воспитатель: А какая вода годится для питья? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Только пресная вода годится для питья, а такой воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду нужно беречь и бережно к ней относиться (дети занимают свои места).

А вы знаете, где же на Земле запасы пресной воды?

Дети: В кране.

Воспитатель: А как она туда попадает?

Дети: Из трубы.

Воспитатель: А в трубы? (ответы детей)

Воспитатель: Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер.

Воспитатель: Для чего мы используем пресную воду?

Дети: Для приготовления пищи, для стирки, уборки, полива растений, моемся водой.

Воспитатель: Много воды нужно для этого?

Дети: Нужно очень много воды.

Воспитатель: Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается?

Дети: Запасы пресной воды всегда пополняются, она находится под землей, стекает с гор, капает с неба, поднимается туманом вверх.

Воспитатель: То есть вода путешествует!

Воспитатель: А как образуются облака? Давайте поймаем наше облако в емкость.

Проводится эксперимент, который демонстрирует воспитатель.

Эксперимент №2.

Перед детьми ставится демонстрационный столик.

В прозрачную пластиковую емкость выливается горячая вода. Емкость заполняется на 2/3 объема. Сверху закрывается охлажденной прозрачной крышкой. Дети наблюдают за образованием сначала пара, а потом и конденсата.

Пока идет процесс образования конденсата, дети отвечают на вопрос воспитателя: Ребята, а все облака одинаковые?

Дети: Есть легкие и пушистые облака, а есть тяжелые темные грозовые тучи.

Воспитателем снимается аккуратно крышечка и детям показывается влага, готовая сорваться в виде капель.

Воспитатель: Вот наше облако напиталось водой и оно готово пролиться дождем на землю. Капли стряхиваются в емкость. Вот такое дождевое облако у нас получилось!

Воспитатель: Давайте на экране выстроим схему круговорота воды в природе. (Дети под руководством воспитателя рассматривают схему и проговаривают ее.)

Воспитатель: Пора нам немножко отдохнуть. (Выполняется физкультминутка «Капелька»).

Воспитатель: Ребята, у нас на столах в стаканчиках есть вода, но она грязная. Как же сделать так, чтобы вода стала чистой? (ответы детей)

Воспитатель: Я вам предлагаю провести настоящую процедуру очистки воды.

Эксперимент №3.

1 способ:

Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан.

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязным, на нем остались большие кусочки грязи).

Воспитатель: А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значит, марля задерживает только крупный мусор и пропускает мелкий мусор и грязь.

2 способ:

Воспитатель: А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. Отфильтровываем. Посмотрите, вода стала чище? (ответыдетей: да). А что мы для этого сделали? (ответы детей)

Конечно, этот ватный фильтр из несколько слоёв и не пропускает самые мелкие соринки.

Воспитатель: Вот примерно так, ребята, происходит очистка воды в очистительных сооружениях, и мы в своих кранах получаем чистую и вкусную воду.

Воспитатель: Но для идеальной очистки нам нужно профильтровать воду через специальный аквафильтр. Посмотрите. (Демонстрация фильтра). Давайте выльем всю вашу отфильтрованную воду в аквафильтр.

Воспитатель: ребята, пока вода фильтруется, посмотрите на экран. Это очистительные сооружения, где происходит очистка воды.

Воспитатель: Вода необходима всему живому на планете, поэтому ее нужно беречь. Давайте подумаем и сформулируем правила бережного отношения к воде (формулируют дети).

Воспитатель: Вот наша с вами вода и отфильтровалась. Какая она стала? (ответы детей). Но это еще не вся процедура очистки. Остальное делают на очистительных станциях.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Что нового вы узнали? (ответы детей). А сейчас нам нужно возвращаться в наш детский сад. 1-2 - покружись, в детский сад наш воздушный шар возвратись! Вот мы и снова в нашем любимом детском саду. Ребята, послушайте стихотворение о том, как важна вода для всего живого.

Повсюду, всем вода нужна:

Она и кораблям важна,

Плывут что на морском просторе,

Пшенице, спеющей на поле.

И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

Молодцы, ребята, большое вам спасибо!

Научная лаборатория                              Растения

Научная лаборатория         Экология

           

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...