Кружковая деятельность «Животные и растительный мир Саратовской области»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воронцова Любовь Геннадьевна

Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Саратовского края).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok2013.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагогов  дополнительного образования

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233»

Воронцовой Л.Г.

Кружковая деятельность

  «Животные и растительный мир Саратовской области»

Пояснительная записка

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

             В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

   Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

     Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

     Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

       Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

     Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

       Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

     В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся - а это христианские добродетели.

      Разрабатывая рабочую программу по кружку «Животный и растительный мир Саратовской области» я опиралась на книгу Николаева С.Н. «Юный эколог».

Цель программы :

Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Саратовского края).

Задачи:

  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
  • формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды  деятельности:

1. Организованные:

– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д),
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– работа с моделями,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

К концу года учащиеся должны знать:

  • Смену времен года как смену условий существования организмов;
  • Особенности природной зоны своей области;
  • Представителей животного и растительного мира родного края;
  • Формы охраны природы .

К концу года учащиеся должны уметь:

  • Вести простейшие наблюдения в природе;
  • Устно описывать объекты природы;
  • Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира республики;
  • Соблюдать правила поведения в природе.

Планируемый результат:

- более высокий уровень знаний, умений, навыков,

- участие в различных творческих конкурсах,

-создание целостного образа города,

-повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,

-осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания.

Список детей:

Фамилия, имя ребенка


Календарно-тематическое планирования

Тема

Цель и задачи наблюдений

Методические рекомендации

Сентябрь

1 «Наш край. Природа нашего края»

Расширить знания детей о названии города его природе. Познакомиться с картой нашего края, научиться читать её. Дать знания о богатстве      края, воспитывать стремление беречь и приумножать его. Воспитывать стремление беречь природу родного края.

-Наблюдения
-Опыт "Тепло - холодно"
-Посадка чеснока на зиму

-Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"
-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"

-Беседа о лекарственных травах

-Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

2.В хороводе деревьев

 

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

3. "Зелёная аптека"

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Октябрь

1.Путешествие в страну Осень

 

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Наблюдения за состоянием погоды на участке.
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
-Игра "Какая сегодня погода"
-И.Бунин "Листопад"(отрывок)
-И, Токмакова "Ветрено"
-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"
-Лепка "Как ёж готовится к зиме"
-П/и "Перелёт птиц"
-Кукольный театр "Лесная история"

-Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание  грибов, иллюстраций
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-Рассматривание иллюстраций, муляжей
-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

2.Тайны грибного царства

 

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

3.Чудо- ягодка

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

4. Воздух

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Ноябрь

1. Мир растений

различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху.

-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Игра "Мы весёлые рыбки"
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка"
-Рассказ Л. Берг "Рыбка"

 -Беседа
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

2.Подводное царство

Познакомить с  рыбками, лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за рыбками. Воспитывать интерес.

3. Волшебница вода

 

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

1.На бабушкином дворе.

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу

-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

Декабрь

за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

 Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

-Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт"
-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
-Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
-Чтение сказки "Как собака друга искала"
-Драматизация сказки "Три поросёнка"
-Аппликация "Кисонька-мурысынька"
Драматизация сказки "Три поросёнка"
-Рассказ Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Слайды "Времена года"
Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Настольный театр "Лисичка-сестричка и волк"
--Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Подвижная игра "У медведя во бору"

-Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Рисование "Снежинки"

2.Лесные жители

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.        

3.Белый снег, пушистый

 

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

1. В гостях у птиц

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными

-Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок 

Январь

птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто  «где живёт»,
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой

 -Беседа о зиме

-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
-Диафильм "Зима в лесу"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"-Опыт с песком, глиной
-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить)

2. Зимушка-зима

 Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

3.Песок, глина, камень, почва

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной

1.Путешествие в царство комнатных растений

 

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними

Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание).
-Игра «Цветы»


Февраль

2.Домашние обитатели

Домашние животные. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.

-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"
-Барельеф "Красивые цветы"
-Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

- Длительное наблюдение за черепахой, хомяком.
-Беседа
-Рассказ о домашних обитателей
-Впечатления, высказывания детей
-Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

3.Стекло и металл

 

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Март

1.В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание  Красной книги, беседа.

         

2. Береги живое!

 Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

3.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и  пластмасса). Учить детей определять признаки и

свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Апрель

1.Насекомые - наши помощники.

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

-Наблюдения за цветением деревьев
-Дидактические игры 
"Раскрась предметы живой и неживой природы"
"Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование "Яблоня в цвету"
-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл
-Игра "Что , где зреет"
-Рассматривание картины "Цветущий сад"
-Игра "Пчёлки"

-Беседа "Где я живу"        
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения.

 

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

3.Земля - мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными  способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Май

1.Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
-Целевая прогулка по экологической тропинке
-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человек

-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной

2.Человек - живой организм

 Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

3. Бумага, древесина, ткань

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

                         Табель посещения

              Ф.И.РЕБЁНКА

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПРИСУТСТВУЕТ:

ОТСУТСТВУЕТ:


Карта диагностического обследования по дополнительному образованию «Животные и растительный мир в Саратовской области» (1 год обучения)

1 обследование (о): ______________________________     2 обследование (в): ______________________________

Обследование провел (а): __________________________________________________________________________

№ п/п

Ф.И. ребёнка

Имеет представление

«Умеет»

«Знает»

Мах балл

О домашних животных

О зимующих птицах, знает 4 – 5 видов

О переходе воды из живого и твёрдого состояние

О сезоне, изменениях в природе

О лесных ягодах;

грибах

Различать деревья, кустарники по коре

Ухаживать за растениями в уголке природы

Правила дорожного движения

О

В

О

В

О

В

О

В

О

В

О

В

О

В

О

В

О

В

Качественный уровень

Количественный уровень


Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
  5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  1. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
  2. Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы»
  3. Животные России (Красная книга)
  4.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольная игра-лото для старших дошкольников «Животный и растительный мир Ярославской области»

Настольная игра для старших дошкольниковЛОТО «Животный и растительный мир Ярославской области»АВТОР: Семененко Анна Сергеевна, воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №127 города ЯрославляО...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

Знакомство с растениями и животными из Красной книги Саратовской области

Дети рассматривают картину и рассказывают, что на ней изображено. На картине изображен лес. Дети рассказывают, что лес - это дом для животных, рассказывают каких животных называют редкими и почему, дл...

« Знакомство с животным и растительным миром Тюменской области»

Познакомить с растениями и животными Тюменской области, с их особенностями и передвижениями.Обучать элементам техники имитировать движения птиц, животных, растений. Развивать творческую активность дет...

Конспект НОД по экологии в старшей группе "Путешествие по страницам Красной книги Саратовской области. Растительный мир"

Авторская программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Возрастная группа: старшаяТема НОД: «Путешествие по страницам Красной к...

Растительность Саратовской области

Познакомит с растениями нашего края. Задачи: - показать красоту нашей русской природы; - выяснить лекарственное значение растений...