Главные вкладки

    Кружковая деятельность «Животные и растительный мир Саратовской области»
    рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Воронцова Любовь Геннадьевна

    Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Саратовского края).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok2013.docx51.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    педагогов  дополнительного образования

    МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 233»

    Воронцовой Л.Г.

    Кружковая деятельность

      «Животные и растительный мир Саратовской области»

    Пояснительная записка

    Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

                 В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

       Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

         Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

         Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

           Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

         Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

           Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

         В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся - а это христианские добродетели.

          Разрабатывая рабочую программу по кружку «Животный и растительный мир Саратовской области» я опиралась на книгу Николаева С.Н. «Юный эколог».

    Цель программы :

    Формирование целостных представлений  старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента (Саратовского края).

    Задачи:

    • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
    • формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
    • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
    • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
    • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

    Виды  деятельности:

    1. Организованные:

    – экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д),
    – непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
    – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

    2. Совместная деятельность:

    – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
    – целевые прогулки на природе, походы,
    – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
    – рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
    – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
    – работа с моделями,
    – беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
    – сбор коллекций, семян, камней, листьев,
    – экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
    – опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
    – марафоны, аукционы, акции,
    – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
    – экологические тропы,
    – игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
    – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
    – работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
    – изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

    К концу года учащиеся должны знать:

    • Смену времен года как смену условий существования организмов;
    • Особенности природной зоны своей области;
    • Представителей животного и растительного мира родного края;
    • Формы охраны природы .

    К концу года учащиеся должны уметь:

    • Вести простейшие наблюдения в природе;
    • Устно описывать объекты природы;
    • Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира республики;
    • Соблюдать правила поведения в природе.

    Планируемый результат:

    - более высокий уровень знаний, умений, навыков,

    - участие в различных творческих конкурсах,

    -создание целостного образа города,

    -повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,

    -осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания.

    Список детей:

    Фамилия, имя ребенка


    Календарно-тематическое планирования

    Тема

    Цель и задачи наблюдений

    Методические рекомендации

    Сентябрь

    1 «Наш край. Природа нашего края»

    Расширить знания детей о названии города его природе. Познакомиться с картой нашего края, научиться читать её. Дать знания о богатстве      края, воспитывать стремление беречь и приумножать его. Воспитывать стремление беречь природу родного края.

    -Наблюдения
    -Опыт "Тепло - холодно"
    -Посадка чеснока на зиму

    -Наблюдения
    -Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
    -Отгадывание загадок
    -Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
    -Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
    -Рисование "Разноцветные листочки"
    -Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
    -И. Токмакова "Сосны"

    -Беседа о лекарственных травах

    -Загадки
    -Рассматривание иллюстраций с растениями
    -Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

    2.В хороводе деревьев

     

    Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

    3. "Зелёная аптека"

    Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    Октябрь

    1.Путешествие в страну Осень

     

    Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

    Наблюдения за состоянием погоды на участке.
    -Наблюдения за трудом взрослых
    -Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
    -Рассматривание картины "Времена года"
    -Дидактические игры:
    "Найди такой листок, как на дереве"
    "Кто скорее соберёт"
    "Так бывает или нет"
    -Игра "Какая сегодня погода"
    -И.Бунин "Листопад"(отрывок)
    -И, Токмакова "Ветрено"
    -Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"
    -Лепка "Как ёж готовится к зиме"
    -П/и "Перелёт птиц"
    -Кукольный театр "Лесная история"

    -Загадки Лесовичка о грибах
    -Рассматривание  грибов, иллюстраций
    -Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
    -Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"-Рассматривание иллюстраций, муляжей
    -Отгадывание загадок
    -Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

    -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
    -Пузырьки-спасатели
    -Надувание шаров
    -Поиск воздуха
    -Загадочные пузырьки
    -Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
    -Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

    2.Тайны грибного царства

     

    Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

    3.Чудо- ягодка

    Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

    4. Воздух

    Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

    Ноябрь

    1. Мир растений

    различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху.

    -Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
    -Чтение рассказа "Зелёные страницы"
    -Беседа "Мой любимый цветок"
    -Дидактические игры:
    "Собери букет"
    "Узнай растение"
    -Рисование "Поляна цветов"
    -Опыт "Что любят растения",
    "Как развивается растение"
    -Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
    -Игра "Мы весёлые рыбки"
    -Опыт "Кто живёт в воде"
    -"Зачем лягушке такие лапки"
    -Лепка "Рыбка"
    -Рассказ Л. Берг "Рыбка"

     -Беседа
    -Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
    -Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
    -Взаимодействие воды и снега
    -Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
    -Дидактическая игра "Вода"
    -Опыт с водой
    - Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

    2.Подводное царство

    Познакомить с  рыбками, лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за рыбками. Воспитывать интерес.

    3. Волшебница вода

     

    Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

    1.На бабушкином дворе.

    Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу

    -Отгадывание загадок о домашних животных
    -Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
    -Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

    Декабрь

    за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

     Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

    -Дидактические игры:
    "Назови детёнышей"
    "Какая польза от домашних животных"
    "Кто, где живёт"
    -Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
    -Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
    -Чтение сказки "Как собака друга искала"
    -Драматизация сказки "Три поросёнка"
    -Аппликация "Кисонька-мурысынька"
    Драматизация сказки "Три поросёнка"
    -Рассказ Лесовичка о лесе
    -Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
    -Игра- имитация "Звериная зарядка"
    - Опыт "Как звери меняют шубку"
    -Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
    -Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
    -Дидактические игры:
    "Найди детёныша".
    "Кто, что ест", "Кто, где живёт"
    -Слайды "Времена года"
    Рисование "животные в лесу" (трафарет)
    -Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
    -Настольный театр "Лисичка-сестричка и волк"
    --Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
    -Подвижная игра "У медведя во бору"

    -Опыт со снегом
    -"Нужен ли зимой растениям снег?"
    -Рисование "Снежинки"

    2.Лесные жители

    Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.        

    3.Белый снег, пушистый

     

    Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

    1. В гостях у птиц

    Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными

    -Беседа о зимующих и перелётных птицах
    -Отгадывание загадок 

    Январь

    птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

    -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
    -Наблюдения за птицами на участке
    -Дидактические игры:
    "Кто  «где живёт»,
    "Нарисуй птицам дорожку в сказку"
    -Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
    -Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
    -Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
    -Игра "Птички-невелички"
    -Устройство птичьей столовой

     -Беседа о зиме

    -Рассматривание картины "Зимние забавы"
    -Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
    -Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
    -Диафильм "Зима в лесу"
    -Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
    -Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
    -Рисование "Зимушка- зима"-Опыт с песком, глиной
    -Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
    -Рассмотреть песок, глину (сравнить)

    2. Зимушка-зима

     Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

    3.Песок, глина, камень, почва

    Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной

    1.Путешествие в царство комнатных растений

     

    Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними

    Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
    -Игра "Какого  растения не стало"
    -Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
    -Рассматривание растений
    -Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание).
    -Игра «Цветы»


    Февраль

    2.Домашние обитатели

    Домашние животные. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.

    -Беседа о строении растений
    -Беседа об уходе за комнатными растениями
    -Дидактические игры "Живые картинки",
    "Опиши, я отгадаю"
    -Рассматривание картины "Цветущий кактус"
    -Лепка "Кактус"
    -Барельеф "Красивые цветы"
    -Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

    - Длительное наблюдение за черепахой, хомяком.
    -Беседа
    -Рассказ о домашних обитателей
    -Впечатления, высказывания детей
    -Игра "Расскажи и покажи"

    -Опыт со стеклом, металлом
    -Сравнение предметов
    -Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
    -Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

    3.Стекло и металл

     

    Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

    Март

    1.В гостях у Веснянки

    Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

    -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
    -А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
    -Стих-е С. Вангели "Подснежники"
    -Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
    - Где будут первые проталинки?
    -Где снег не тает?
    -Где быстрее наступит весна?
    -Рисование  "Волшебница весна"
    -П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

    -Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
    -Игра "Где живут животные"
    -Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
    -Рассматривание  Красной книги, беседа.

             

    2. Береги живое!

     Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

    3.Резина и пластмасса

    Познакомить с новым материалом (резина и  пластмасса). Учить детей определять признаки и

    свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

    Апрель

    1.Насекомые - наши помощники.

    Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
    Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

    -Отгадывание загадок
    -Наблюдения за насекомыми
    -Рассматривание иллюстраций
    -Дидактические игры:
    "Найди насекомых, поедающих листья"
    -Рисование "Божья коровка"
    -Лепка "Зелёная гусеница"

    -Наблюдения за цветением деревьев
    -Дидактические игры 
    "Раскрась предметы живой и неживой природы"
    "Найди такой же"
    "Подбери листок к дереву"
    -Чтение художественной литературы
    -Рисование "Яблоня в цвету"
    -Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл
    -Игра "Что , где зреет"
    -Рассматривание картины "Цветущий сад"
    -Игра "Пчёлки"

    -Беседа "Где я живу"        
    -Сравнение речки, болота, моря
    -Рассматривание картины "Семья дома"
    -Рассматривание семейных фотографий
    -Дидактические игры:
    "Рассели животных"
    "Кто живёт на суше, а кто в воде"
    "Наша семья"
    -Беседа о звёздах
    -Рисование "Звёздное небо"

    2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения.

     

    Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

    3.Земля - мой дом

    Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными  способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

    Май

    1.Экологическая тропинка

    Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

    -Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
    -Целевая прогулка по экологической тропинке
    -Беседа
    Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
    -Игра "Что будет, если:"
    -Дидактическая игра "Кто больше"
    -Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
    -Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
    -Игра "Опиши, а мы отгадаем"

    -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человек

    -Дидактическая игра "Валеология"
    "Понюхай и отгадай"
    -Беседа о потребностях человека
    -Рассказ о вредных привычках
    -Игра "Угадай на вкус"
    -Гимнастика для глаз

    -Изготовление поделок, построек
    -Оригами из бумаги
    -Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
    -Беседа
    -Опыт с бумагой, древесиной

    2.Человек - живой организм

     Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

    3. Бумага, древесина, ткань

    Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

                             Табель посещения

                  Ф.И.РЕБЁНКА

    СЕНТЯБРЬ

    ОКТЯБРЬ

    НОЯБРЬ

    ДЕКАБРЬ

    ЯНВАРЬ

    ФЕВРАЛЬ

    МАРТ

    АПРЕЛЬ

    МАЙ

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

    1

    2

    3

    4

     

     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    ПРИСУТСТВУЕТ:

    ОТСУТСТВУЕТ:


    Карта диагностического обследования по дополнительному образованию «Животные и растительный мир в Саратовской области» (1 год обучения)

    1 обследование (о): ______________________________     2 обследование (в): ______________________________

    Обследование провел (а): __________________________________________________________________________

    № п/п

    Ф.И. ребёнка

    Имеет представление

    «Умеет»

    «Знает»

    Мах балл

    О домашних животных

    О зимующих птицах, знает 4 – 5 видов

    О переходе воды из живого и твёрдого состояние

    О сезоне, изменениях в природе

    О лесных ягодах;

    грибах

    Различать деревья, кустарники по коре

    Ухаживать за растениями в уголке природы

    Правила дорожного движения

    О

    В

    О

    В

    О

    В

    О

    В

    О

    В

    О

    В

    О

    В

    О

    В

    О

    В

    Качественный уровень

    Количественный уровень


    Список литературы:

    1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
    2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
    3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
    4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
    5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
    1. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
    2. Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса живой природы»
    3. Животные России (Красная книга)
    4.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Настольная игра-лото для старших дошкольников «Животный и растительный мир Ярославской области»

    Настольная игра для старших дошкольниковЛОТО «Животный и растительный мир Ярославской области»АВТОР: Семененко Анна Сергеевна, воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №127 города ЯрославляО...

    Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

    Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

    Конспект кружкового занятия Воспитатель Юдина А.Г. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Осенний пейзаж»

    Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. Закреп...

    Знакомство с растениями и животными из Красной книги Саратовской области

    Дети рассматривают картину и рассказывают, что на ней изображено. На картине изображен лес. Дети рассказывают, что лес - это дом для животных, рассказывают каких животных называют редкими и почему, дл...

    « Знакомство с животным и растительным миром Тюменской области»

    Познакомить с растениями и животными Тюменской области, с их особенностями и передвижениями.Обучать элементам техники имитировать движения птиц, животных, растений. Развивать творческую активность дет...