Конспект НОД по экологии в старшей группе "Путешествие по страницам Красной книги Саратовской области. Растительный мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пинкас Людмила Николаевна

 

Авторская программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Путешествие по страницам Красной книги Саратовской области. Растительный мир»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создание условий для формирования представлений самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе в процессе знакомства с Красной книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga_nod.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №65» Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект НОД

 по экологии

«Путешествие по страницам Красной книги Саратовской области. Растительный мир»

(старшая группа)

Воспитатель:

 Пинкас Людмила Николаевна

                                                            Энгельс

                                                            2021 г.


Конспект непосредственно образовательной деятельности

Авторская программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы,                                                  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Путешествие по страницам Красной книги Саратовской области. Растительный мир»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создание условий для формирования представлений самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе в процессе знакомства с Красной книгой.

 Задачи:

формировать представления о Красной книге, о редких видах растений Саратовской области; выявить значимость Красной книги, для чего она создана; уточнить  представления о положительном и отрицательном влиянии человеческой деятельности на окружающую природу;

развивать  познавательную активность, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, развивать  логическое мышление, умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, в процессе беседы о причинах исчезновения растений.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: проблемная ситуация, дидактическая игра, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества (красная книжечка).

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, видео из мультфильма «Смешарики» - «Красная книга» на полянке, видео из м\ф «Смешарики» - «Красная книга в библиотеке», презентация «Растения Красной книги»,  магнитофон с записью П.И.Чайковского «Вальс цветов».

Материалы: заготовки для изготовления Красной книги, конверты с картинками растений, кисти для клея, салфетки сухие и влажные, подставки для кистей, розетки для клея.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Создание благоприятного психологического климата

-  Ребята, возьмитесь за руки.

Все в сборе дети, взрослые,

Мы можем начинать

Но прежде надо дружно

Всем здравствуйте сказать.

- А теперь подарим гостям улыбки.

-   Молодцы!

Под музыку дети заходят в группу

Дети здороваются.

Дети приветствуют гостей улыбками.

Дети садятся на стульчики

Постановка проблемы

1 слайд

- Ребята посмотрите, наш экран красного цвета, что бы это могло значить?

- Красный цвет - сигнал предупреждения.

- А где еще мы можем встретить сигнал предупреждения?

2 слайд

На экране появляются книги.

- Что это такое?

- А причем, тут книги? Все ли книги нас о чем - то предупреждают?

- Ребята, а кто знает, что это за книга и почему она красного цвета?

- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в таинственный мир природы, узнаем о существовании необычной книги, и для чего она нужна. А путешествовать мы будем с героем мультфильма «Смешарики» Кар – Карычем. Он хочет рассказать одну историю, которая произошла с ним.

Ответы детей

Ответы детей (Пожарная машина, «красный сигнал» у светофора - проезда нет, на машинах красный свет фар предупреждает об остановке машины.)

Ответы детей (книги стоят на полке)

Ответы детей (нет, только Красная книга)

Ответы детей

II. Основная часть

На экране появляется фрагмент видео из мультфильма «Смешарики» - «Красная книга» на полянке.        

- Ребята, почему расстроился Кар – Карыч?

- Что же сделали его друзья?

- Кар Карыч сказал, что они уничтожили, целую среду обитания, которая нужна для всего живого.

- Что же нужно сделать, чтобы этого не произошло?

- Послушайте, что об этом говорит Кар-Карыч.

На экране появляется фрагмент видео из м\ф «Смешарики» - «Красная книга» в библиотеке.

-Мы знаем, как прекрасен наш край, его природа. Но вот беда, многие растения находятся на грани исчезновения. И поэтому ученые начали бить тревогу. И создали Красную книгу, в которую занесли редкие и изчезающие виды растений.

- У каждого государства тоже существует своя Красная книга. Создана и Красная книга России, и даже у каждой области есть своя Красная книга.

3 слайд (на экране появляется Красная книга)

- Есть и у нас Красная книга Саратовской области, и я приглашаю вас в путешествие по страницам этой книги. Давайте откроем первую страницу и познакомимся с растениями, занесенными в эту книгу.

- Но сначала я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать, о какой природной зоне пойдет речь и почему?

4 слайд (степь)

Какая ширь здесь и приволье!

Куда не глянь - полей раздолье!

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это - …

- Саратовская область расположена в степи.

- А вот какие растения растут в степи, вы мне скажите, разгадав загадки. Будьте внимательны.

5 слайд (тюльпан Шренка)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный…

6 слайд (ковыль красивейший)

- Там, где ветер гладит спинку,

Поднимая к небу пыль,

Вы увидите травинку-

Называется …

7 слайд (ландыш)

Появились бубенчики –

Белые горошки.

Распустились колокольчики

На зелёной ножке. 

8 слайд (белая кувшинка) 

- Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт  

9 слайд (подснежник)

На лесной проталинке,
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький …

- Ребята, так почему эти растения занесены в Красную книгу?

- Эти растения на грани исчезновения, потому что люди распахивают поля, где растут эти растения, срывают цветы.

-Как вы думаете, беречь нужно только те растения, которые занесены в Красную книгу?

-А почему все?

- Помните, Кар-Карыч сказал, что исчезла целая среда обитания.

-А как мы можем сохранить память о редких растениях?        

Дети смотрят видео фрагмент из мультфильма «Смешарики»

Ответы детей

Ответы детей

Дети смотрят видео фрагмент из мультфильма «Смешарики»

Ответы детей (степь)

Ответы детей (тюльпан)

Ответы детей (ковыль)

Ответы детей (ландыш)

Ответы детей (кувшинка)

Ответы детей (подснежник)

Ответы детей

Ответы детей (все растения)

Ответы детей

Ответы детей (Их можно сфотографировать, нарисовать или занести в Красную книгу).

Д.и «Разрешается-запрещается»

- Ребята, давайте поиграем в игру «Разрешается-запрещается». Если запрещается - топайте ногами, а если разрешается - хлопайте в ладоши. Правила понятны?

 Тогда слушайте внимательно.

1. Оставлять мусор в лесу.

2. Беречь лес от пожара.

3. Собирать мусор в мешки.

4. Рвать букет цветов.

5. Ходить только по тропинкам.

6. Ломать ветки деревьев.

7. Топтать траву, цветы.

8. Сажать деревья.

- Молодцы. Справились с игрой, слушали внимательно и не ошиблись.        

- Ребята! Теперь вы стали настоящими друзьями природы, вы теперь знаете, какие растения занесены в Красную книгу, что их нужно оберегать. И мне бы очень хотелось, чтобы воспоминания о нашем путешествии по страницам Красной книги надолго остались с вами, и поэтому я предлагаю вам сделать свою небольшую Красную книжечку.

Ответы детей

Дети выполняют предложенные движения.

Аппликация «Красная книжечка»

- Пройдемте за столы.

-Посмотрите, на что похожи ваши книжечки?

- Но у них пустые страницы, и вам нужно будет их заполнить картинками редких растений. Сейчас откроем конверт, достанем картинки этих растений и приклеим их на пустые страницы.

- Вы узнали эти растения?

- Да, эти растения были в загадках. Это тюльпан Шренка, ковыль красивейший, ландыш, подснежник, белая кувшинка.

- Если вы определились, как вы будете их располагать на листе, то начинаем наносить клей и приклеивать их на пустые страницы вашей книги.

 

- У каждого из вас получилась своя красная книжечка.        .

Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки красных книг и конверты с картинками растений, клей, кисточка, салфетка.

Ответы детей (Точно, на маленькую красную книгу)

Ответы детей

Дети приклеивают картинки растений, звучит музыка Чайковского «Вальс цветов»

III. Заключительная часть

Рефлексия

- Ребята, а теперь я предлагаю вам встать в круг.  Мне очень понравилось путешествовать с вами, я получила огромное количество положительных эмоций.

- А вам понравилось путешествовать по страницам этой очень важной книги?

- Что вам запомнилось?

- Ваши замечательные книжечки вы можете забрать с собой и дома со своими родителями дополнить их.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Красная книга Саратовской области"; Конспект НОД по образовательной области "Социализация", Перспективный план по ОБЖ в средней группе

Экологический проект " Красная книга Саратовской области"Конспект НОД по образовательной области "Социализация" Перспективный план по ОБЖ  в средней группе.Перспективный план по ОЗОЖ  в...

Примерный конспект организации совместной деятельности «Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области».

«Путешествие по страницам Красной книги Ростовской области»Цель: создание условий для понимания самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе в процессе знакомства с К...

Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «По страницам Красной книги Саратовской области»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе.Тема: «По страницам Красной книги Саратовской области»....

Экологический проект познавательной направленности «По страницам Красной книги Томской Области» для старших дошкольников

Проблема: недостаточный уровень знаний детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу. Отсутствие знаний о существовании Красной книги. Отсутствие у детей активно - действенного отношения к ...