Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе на тему: " Путешествие по страницам Красной книги Волгоградской области"
    материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Ключко Наталья Валерьевна

    Проведено в рамках экологического месячника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologiya.doc160 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Сказка» города Николаевска»

    Николаевского муниципального района Волгоградской области

                                               Утверждено

                              Заведующий МБДОУ «Сказка»                

                                                                                                                            Т.В.Меденцова

    Тема: «Путешествие по страницам Красной книги Волгоградской области»

    Проведено в рамках экологического месячника

    Конспект НОД по познавательному развитию детей  в старшей группе

    Подготовила и провела

    воспитатель

    первой квалификационной категории

                              Ключко Наталья Валерьевна                

            

                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                              Сентябрь    2017

    Цель: формирование у детей основ экологической культуры.

    Задачи:

    обучающие: формировать представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле; познакомить с Красной книгой и её содержанием; выявить значимость «Красной книги», для чего она создана;

    развивающие: развивать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде;

    воспитывающие: воспитывать эмоционально-положительного отношения к природе родного края; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде.

    Предварительная работа: знакомство с иллюстрированными энциклопедиями «Царство растений», «Животный мир», чтение природоведческой литературы, беседы об обитателях нашего края, беседы о правилах поведения в природе, игры экологического характера, изготовление ширмы «Правила поведения в природе».

    Ход НОД

    - «Дети, давайте встанем дружно в круг и поздороваемся друг с другом. Подарим улыбки друг другу» (стук в дверь, воспитатель открывает дверь, за ней лежит посылка).

    - Ребята, посмотрите, нам принесли посылку. Давайте ее откроем. (Посылка не открывается).

    - Ребята, здесь написано, что нужно правильно отгадать загадки и посылка откроется.

    Говорила мама Саше:

    – не пойдем сейчас – опасно!

    Потому, что в светофоре

    Не зеленый свет, а … (красный)

    Говорит она беззвучно,

    А понятно и не скучно.

    Ты беседуй чаще с ней –

    Станешь вчетверо умней. (Книга)

    - Какие вы все молодцы, давайте попробуем открыть посылку. (Воспитатель достает Красную книгу).

    - Ребята, здесь книга. Какая-то она необычная, красная.

    Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей?

    - А что может означать красный цвет(данный цвет предупреждает, остановись – опасно).

    - Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда.

    -Давайте откроем ее и посмотрим, что же внутри.

    Красная книга - очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. Страницы у неё разных цветов. На белых листах книги помещены сведения о растениях и животных, которых осталось очень мало – их так и называют «редкие».

    - На жёлтых – «уязвимые» виды: они ещё могут выжить сами, без помощи человека.

    - На красных листах – о видах находящихся под угрозой исчезновения, и которые уже не смогут спастись сами без помощи человека.

    - На зелёных – «спасённые», находящиеся теперь уже в безопасности.

    - Чёрными страницы стали тогда, когда это животное или растение исчезло с лица Земли навсегда. (рассматривание Красной книги).

    - У каждого государства существует тоже своя Красная книга. Создана и Красная книга России, и даже у каждой области есть своя Красная книга.

    - Давайте познакомимся с Красной книгой нашей Волгоградской области, с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу и которые нуждаются в нашей защите.

    Игра «Загадки Красной книги. Угадай, кто я?»

    Это старый наш знакомый:

    Он живёт на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту. (Аист)

    На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад –

    Ищет в речке лягушат.

    На носу повисла капля.

    Узнаёте? Это. (Цапля)

    Вверх ногами спят девицы

    Ночных полетов мастерицы

    (рукокрылые, летучие мыши)

    Появились бубенчики –

    Белые горошки.

    Распустились колокольчики

    На зелёной ножке. (Ландыш)

    Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт.

    Плывёт белоснежка на зелёной лодочке. (Кувшинка)

    Белый, синий, голубой

    Появился он весной

    Из - под снега расцветает

    Раньше всех весну встречает

    (подснежник)

    -Молодцы, ребята, все эти птицы, растения находятся под угрозой исчезновения.

    А сейчас Паша расскажет нам о птице, которая тоже оказалась в Красной книге. (Рассказ ребенка о птице – Дрофе)

    Дрофа — очень крупная птица с крепким телом, длинной шеей и мощными ногами. Ходит неторопливо. Живет в степях. Часто селится на пастбищах, пашнях и других используемых человеком землях. Дрофа питается растительной и животной пищей — травами, зеленой частью растений, которые выращивает человек, насекомыми, иногда ящерицами и грызунами, похожими на мышей. Птенцов выводит с апреля по июнь, откладывает — 1—3 яйца желтой, зеленой или голубой окраски со сложным рисунком.

    -Вы слышите, как мало яиц откладывает дрофа. Как вы думаете, могло ли это тоже оказаться причиной попадания дрофы в Красную книгу? (ответы детей).

    - А сейчас я предлагаю вам послушать звуки. Которые издает дрофа. (слушание пения дрофы)

    - Ребята, если вы услышите эти звуки- знайте, что рядом гнездо дрофы, будьте осторожны и не разоряйте гнездо.

    - Что же стало основными причинами вымирания дроф? (Основные причины вымирания – это дела человека: охота и неосторожное использование сельскохозяйственной техники).

    (во время рассказа, на доске появляются картинки с изображениями дрофы).

    - А сейчас Алеся нам расскажет о птице, которую зовут – Журавль- красавка.

    Красавка — единственный журавль, который живет в степной зоне России. Это самый маленький вид журавлей, весит он 2-3 кг., а его рост - мне до пояса. Голова и шея чёрные; позади глаз длинные пучки белых перьев. Красавки любят жить в степях. Они питаются, а иногда и устраивают гнезда, на полях недалеко от ручьёв, рек, маленьких озёр. Птенцов выводит в апреле во время дождей. Гнездо устраивается прямо на земле, где много травы, чтобы скрыть гнездо от посторонних глаз: это небольшая ямка, выложенная веточками, камешками, в которой скоро появятся 2-3 яйца с рыжими пятнами.

    - Что же едят красавки?

    Журавли – красавки едят фасоль, горох, пшеницу, ячмень, насекомых, разных мелких животных.

    - Как вы думаете, почему они попали в Красную книгу? (многие журавли погибли, потому что не смогли научиться жить без степей, которые занял человек и посадил на них овощи, ягоды. Выжили те, кто смог научиться жить на распаханных полях).

    - Конечно, вы правы. А вот Белая Кувшинка страдает из-за того, что она всем нравится. Кувшинка цветет с начала лета до самой осени и, увидев её нежную красоту, все хотят обязательно сорвать цветок. А потом выбросить его, т. к. Кувшинка не живёт в вазе, а сразу плотно закрывает свои лепестки. И вот Белая кувшинка – уже в Красной книге. При встрече с Белой Кувшинкой помните об этом! (показ иллюстраций).

    Физкультминутка:

    «В месте по лесу идем»

    В месте по лесу идем,

    Не спешим, не отстаем.

    Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

    Тысяча цветов во круг! (Потягивания - руки в стороны)

    Вот ромашка, василек,

    Медуница, кашка, клевер.

    Расстилается ковер

    И налево и направо. (Наклоны к правой и левой ноге)

    К небу ручки протянули,

    Позвоночник растянули. (Потягивание - руки вверх)

    Отдохнуть мы все успели

    И на место снова сели. (дети садятся на стульчики)

    Игровое упражнение «Разрешается – запрещается»

    - Ребята, я буду вам показывать иллюстрации, а вы должны ответить разрешено или запрещено это делать.

         

    Запрещается:

    – разорять птичьи гнезда;

    – рвать и бросать цветы; рвать большие букеты;

    – ломать ветки деревьев, кустов;

    – давить насекомых;

    – шуметь в лесу;

    – разводить костры без взрослых;

    – оставлять мусор в лесу и водоемах;

    – сбивать мухоморы и прочие поганки;

    – убивать лягушек и ужей;

    – брать лесных зверьков домой.

    Разрешается:

    - посадка деревьев;

    - подкормка зверей, птиц;

    - уборка мусора,;

    - постройка скворечников;

    - создание заповедников;

    - очистка заводами загрязнённого воздуха и воды.

    - А кто помнит, как называются такие места, где живут охраняемые птицы, животные? (заповедники)

    - Молодцы. Вот мы и поделились знаниями о птицах, растениях, животных, которых нужно охранять и беречь. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и разгадаем кроссворд.

    1. Маленькая птичка с чудесным голоском (соловей).

    2. Крупная птица, на которую в 19 веке было модно охотиться (дрофа).

    3. Что нужно делать людям, чтобы не исчезли эти и многие другие виды птиц (охранять).

    4. Как называют журавля. Занесенного в красную книгу Волгоградской области? (красавка).

    5. Назови одним словом: птицы, звери, деревья, кусты. (природа)

    6. Где записаны все виды исчезающих птиц? Красной книге)

    7. Как называется место, где все находится под охраной? (заповедник).

    (по вертикали получится слово - сохрани)

    - Ребята, какое слово у нас получилось? Что значит СОХРАНИ? (дети высказывают свое мнение) зачем нам сохранять природу?

    - Ребята, а давайте с вами создадим свою Красную книгу. А для этого, нам нужно узнать какие животные в нашей области нуждаются в охране. Вы вместе со своими родителями найдете информацию про этих животных, а потом мы с вами составим из найденной вами информации нашу Красную книгу.

    Подведение итогов:

    - Ребята, с какой важной книгой мы с вами сегодня познакомились? Для чего она нужна? Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающих нас растений и животных? (соблюдать Правила поведения в природе). Помните, что природа очень ранима и чувствительна к поступкам людей и нуждается в особой защите. Надо спасти и сохранить этот удивительный и разнообразный мир.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе по теме "Путешествие по страницам любимых книг"

    В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе...

    Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».

    Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...

    Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему: "Путешествие в лесную школу"

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему:"Путешествие в лесную школу" с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизе...