Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кустова Елена Анатольевна

Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.

Обучающая задача: актуализировать, уточнить, расширить представления о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере, о способах его очистки, познакомить детей со  свойствами  воды, уточнить представления о рыбах.

Развивающая задача: развивать любознательность, умение давать объяснение явлениям природы, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная задача: воспитывать интерес, положительное отношение к природе.

Образовательные области: приоритетная - познавательное развитие, в интеграции социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_attestatsiyu_2.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

664531, Иркутская обл., Иркутский р., с.Урик, ул. Бр.Ченских, д.1 «А»

Телефон: 8 (3952) 495 – 469, 89149510224, e-mail: doyrik@mail.ru

        

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию детей в старшей группе

по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».

        

Подготовила

Кустова Елена Анатольевна,

воспитатель

с.Урик, 2016 г.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию детей в старшей группе

Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»

Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.

Обучающая задача: актуализировать, уточнить, расширить представления о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере, о способах его очистки, познакомить детей со  свойствами  воды, уточнить представления о рыбах.

Развивающая задача: развивать любознательность, умение давать объяснение явлениям природы, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная задача: воспитывать интерес, положительное отношение к природе.

Образовательные области: приоритетная - познавательное развитие, в интеграции социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная.

Оборудование:Картинки озера Байкал,фотографии Байкальской воды, фотографии пресноводных губок, стакан с чистой кипяченой водой, стакан с водой и глиной, стакан с водой,  закрашенной в яркий цвет, воронка, губка.

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап (3 минуты)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку, на которой изображена рыба (омуль с грустным выражением).

Воспитатель: Ребята, посмотрите….что это за рыба? Где она живет? Почему она грустная, что могло случиться? (предположения детей: забыла где живет, потеряла мальков, вода грязная и т.д

Слушают, рассматривают

Постановка проблемы и мотивация детей

Давайте разбираться. Что нужно сделать, чтобы вода была чистой в Байкале?

Вы хотите узнать какие животные могут очищать воду?

Делают предположения, отвечают

II. Основной этап (20 минут)

Актуализация представлений

Задача: актуализировать представления детей о Байкале.

  Ребята, а что это за озеро, какое оно? где находиться? Чем славится Байкал?

(ответы детей),

Рассуждения детей.

Фиксация затруднений

Задача: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление места и причины затруднения.

Воспитатель: Ребята, а какая вода в Байкалесоленая, пресная или минеральная? ( Ответы детей)

Ребята, зачем нужна вода?

(Дети с помощью воспитателя отвечают)

Воспитатель: Молодцы, а знаете ли вы, что Байкальская вода уникальна и удивительна, как и сам Байкал? Она необыкновенно прозрачная, чистая и насыщена кислородом (это то чем мы дышим). Чистейшая и прозрачнейшая вода Байкала даже летом остается достаточно прохладной.

И чтобы в этом убедиться, давайте посмотрим на воду Байкала. Дети, под руководством воспитателя, определяют, имеет ли вода цвет, запах и вкус.

-Ребята, а какие еще рыбки живут в воде озера Байкал? (ответы детей) (книжный уголок)

Ответы детей ( хариус, голомянка, осетр и т.д) Воспитатель показывает картинки рыб.

Посмотрите в Байкале - переполох. Байкальские рыбы потеряли своих мальков.

Помогите  малькам отыскать своих родителей, проговаривая «У омуля маленький омулёк».

Аналогично: у сома - ……, у окуня - …….., у щуки - …….. Соедини мальков со своими родителями линией.

Слушают, сидя на стульчиках, отвечают на вопросы

Рассматривают книгу.

Открытие детьми нового знания

Воспитатель: Реки, впадающие в Байкал, приносят грязь и мусор, но вода в озере продолжает оставаться чистой и прозрачной. Хотите знать почему?

Дети: (да)

Воспитатель: В байкальской воде живёт много животных и растений, многие из них не встречаются больше нигде в мире. Самые древние обитатели Байкала- пресноводные губки. Всю свою жизнь они проводят на одном месте: прикрепляются и растут. Через свои поры (дырочки) они пропускают воду. Бактерии и частицы водорослей приклеиваются к липким воротничкам, а чистая вода выходит через специальное отверстие (рассматривают изображения  «Пресноводные губки Байкала») Вот таким образом и чиститься вода.

Подходят к столу, рассматривают

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чтобы проследить, как вода очищается, я предлагаю сделать опыт

Проводится опыт:

Воспитатель вставляет в воронку губку и пропускает через нее воду, смешанную с глиной. Дети наблюдают как, проходя через отверстия губки, вода очищается.

Давайте посмотрим на 2 стакана с водой.  Один стакан с простой водой, а другой с загрязненной. Как вы думаете, в какой водичке рыбка захочет жить – в чистой и прозрачной? Или в грязной? (ответы детей)

-Так давайте подумаем, что станет с рыбкой, если она будет жить в грязной воде? (ответы детей)

-Молодцы.

А, что нужно делать для того, чтобы вода всегда была чистой? (рассуждения детей – очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега и т. д.)

И тогда,  у нас в Байкале вода будет чистая и прозрачная,  и рыбки смогут там жить.

  

Дети наблюдают и слушают педагога.

Рассуждения детей.

Включение в систему представлений и повторение

Губка очищает воду в Байкале, а дома воду вы пьете, как можно ее очистить?( фильтры, уголь и т.д)

Слушают, анализируют.

III. Заключительный этап (2 минуты)

Рефлексивный компонент

 Как вы думаете, наша рыбка осталась вами довольна?  Вы справились со всеми заданиями? Почему? Что было самым трудным?

Отвечают на вопросы.

Организация перехода к другому виду деятельности

- Я рада, что вы узнали много интересного о воде озера Байкал. Вы сможете рассказать о нашем путешествии дома. А вы можете нарисовать о. Байкал? Что вам для этого понадобится?

Готовятся к переходу новому виду деятельности.

А вот это рыба-омуль, которая обитает только в Байкале. Именно омуль по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.

Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство. Омуль живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит.

А это рыбка – хариус. Хариус узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.

Это очень проворная и живая рыбка. Большая скорость передвижения позволяет ей успешно охотиться за летающими насекомыми и мелкими рыбешками. Но обычно хариус - это домосед. Он может целый день стоять на одном месте, где быстрое течение, - так ему легче высматривать добычу. Днем рыба хариус выбирает более глубокие места, прячась в траве и за камнями. Зимует он в глубоких ямах. Откладывает икру хариус на мелководье. После того как отложит икру, хариус отправляется домой. И больше уже не путешествует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке»....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для дтетей старшей группы на тему: "Берёза- символ России".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: " Берёза-символ России"...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе на тему: «Поход в лес»

Цель: Формирование у детей умения и навыков коммуникативного взаимодействия Задачи: 1. Образовательные: закрепить навыки счета в пределах 6;учить сравнивать два числа между собой, соотн...

Конспект открытого показа непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Путешествие в подводный мир»

Тема: «Путешествие в подводный мир».Возрастная группа: вторая младшаяНаправление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель: Создание условий для знаком...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюс детьми старшей группы на тему:«Путешествие по сказкам»...


 

Комментарии

Гнездилова Алена Леонидовна

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА. ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ ВАШ КОНСПЕКТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ВАМ, ЧТО ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ НАРАБОТКАМИ.

Кустова Елена Анатольевна

Алена Леонидовна! Мне очень приятно, что мой материал вам понравился!Мы-педагоги, безусловно, должны делиться своим опытом.