Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для дтетей старшей группы на тему: "Берёза- символ России".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

садина марина николаевна

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: " Берёза-символ России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

                  муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

                                      учреждение  «Детский сад №16»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы

на тему: «Берёза- символ России».

                                                                                          Выполнила:  

                                                                                          воспитатель        Садина  М.Н.

                                                                                                                       

                                                 г. Городец  2017  год.

 


Цель: формирование у детей первоначальных патриотических чувств: любви к Родине, к родной природе.


  1. Образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить знания детей о русской берёзке, о её удивительных особенностях.

  • Уточнить с детьми понятие «береста», для чего она служит.

  • Продолжать учить детей определять возраст берёзы по коре и спилам.

  • Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

  • Учить детей узнавать берёзу по внешнему виду.

  • Расширить и пополнить словарный запас детей.

  • Закрепить умение рисовать печаткой из картофеля.



2.
Воспитательные задачи:


  • Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, бережное и заботливое отношение к природе.

  • Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому, отзывчивость.




3. Развивающие задачи:


  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение делать выводы)

  • Развивать связную речь у детей.

  • Развивать творческие способности.



4. Здоровьесберегающие задачи:


  • Смена действий.

  • Физминутка.




Предшествующая работа:


  • Работа по проекту: «Люблю березку русскую»

  • Наблюдения за берёзой на прогулке в разное время года.

  • Беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность

  • Разучивание стихов, песен, загадок , пословиц, поговорок о берёзе.

  • Рассматривание картин о нашей красавице берёзе.

  • Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.

  • Создание мини-музея «Люблю березку русскую»



Словарная работа:

Белоствольная, белокурая, чечевички, береста, гладкая, шершавая.


Оборудование: 


  • Берёзовая веточка

  • Волшебная накидка

  • Аудиокассета с музыкой (шум ветра, голоса птиц, песня о Родине)

  • Кусочки бересты (от старого и молодого дерева)

  • Спилы от берёзы, лупа.

  • Лист бумаги с нарисованным стволом берёзы

  • Гуашь, картофельный штамп

  • Декорации леса (берёзки, цветы, грибы, пенёчки)

  • Сказочный герой: «Мудрая сова»

  • Значок: «Друг природы» (для каждого ребёнка)




Организационный момент:


Дети сидят полукругом в мини-музее «Люблю березку русскую»

Воспитатель: (предлагает послушать отрывок из песни).

Звучит песня: «Россия – Родина моя»


Воспитатель: ребята, сейчас вы послушали отрывок из песни. Как вы думаете, о чём эта песня?

^ Дети: Эта песня о нашей Родине, о России.

Воспитатель: У каждого жителя Земли есть Родина. Это место, где родился человек. И нет ничего роднее и важнее, чем Родина.

А вы знаете, как называется наша Родина?

Как вы думаете, когда жители Африки произносят слово «Родина», что они представляют?

^ Дети: Пальмы, бананы, обезьяны и т.д.

Воспитатель: Что представляли вы, когда слушали песню о России?

Дети: поля, реки, леса, берёзки

Воспитатель: конечно, всегда нам представляются красавицы берёзки. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России. У каждой страны есть свой символ красоты природы. Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню, в Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.

Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?

^ Дети: Потому что в нашей стране очень много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.

Воспитатель: Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.

Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.

Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят:

Пословица:

«Корою бела, душою мила».

Воспитатель:

Стройная белоствольная берёзка привлекательна во все времена года.

О берёзке сложено много песен, стихов, загадок. Давайте их вспомним.


Стихи

На поляне, На пригорке

Под окном, среди полей

Белокурая берёзка

Символ Родины моей.


Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками.

Люблю её, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

А.Прокофьев


Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С.Есенин


Берёза в белом сарафане

Весною водит хоровод.

Звенит серёжками так нежно

И в гости птичек всё зовёт.


Воспитатель: А  что-нибудь еще  вспомнили?


  • Белая нога, зелёная одёжка, а в ушах серёжки. (берёзка)

  • Русская красавица


Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.(берёзка)


Физминутка

Наступило утро

Солнышко проснулось

И берёзки к солнцу потянулись.

Поздоровались друг с другом,

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.


Воспитатель:

Сегодняшнее занятие мы проводим в нашем мини-музее не случайно.

Как называется наш музей?

^ Дети: «Люблю березку русскую»

Воспитатель: А вы знаете, что хранится в музее?

Дети: В музее хранятся разные экспонаты.

Воспитатель: А самый главный экспонат- это, конечно, берёзка. Давайте подойдём к нашей красавице поближе и полюбуемся её красотой.

Воспитатель: Дети, вы узнали нашу красавицу? Что это? Как вы догадались?

^ Дети: Это берёзка. У неё белый ствол с чёрными точечками.

Воспитатель: А вот старшие дети знают, как называются эти точечки и для чего они служат?

^ Дети: Чёрные точечки на стволе берёзы, называются - чечевички. Берёзка с помощью них дышит.

Воспитатель: Нравится вам наша берёзка? Давайте её похвалим, назовём ласково. Какая она?


^ Дидактическая игра: «Назови ласково»

Дети: Берёзонька кудрявая, любимая, пушистая, родная, ненаглядная, белоствольная, белокурая, красивая, стройная, душистая, милая.


Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о нашей берёзке. А теперь обратите внимание на все остальные экспонаты.

Внимательно рассмотрите, они помогут вам вспомнить о пользе берёзы и её использовании.

(предлагаю сесть на свои места)

Воспитатель: Чем же полезна берёза?

Дети: Берёза лечебная.

Воспитатель: практически всё, что способна дать нам берёза, -кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб (чага) – находит применение в народной медицине.

Воспитатель: А ещё, какие полезные качества у берёзы?

(использование мини-музея)


Дети:

Берёзу используют на дрова, потому что они очень жаркие. В старину из берёзы делали лучины, которыми освещали избу. Из берёзы изготавливают разные поделки, посуду, мебель. Из берёзовых веток делают веники и метёлки.

Воспитатель: правильно, ребята! Потому - что, берёза очень прочный материал, древесина хорошо полируется.

Воспитатель: кто знает, какой материал получают из коры берёзы?

^ Дети: береста.

Воспитатель: самый распространённый материал, который получают от берёзы – это береста.

Дети: из бересты плели лапти, туески, лукошки. В старину не было бумаги и писали на бересте.

Воспитатель: Из бересты ещё изготавливают дёготь. Это такая тёмная густая жидкость, которая используется и в медицине, и в быту. Им смазывают колёса, чтобы не скрипели. Вот какая удивительная береза, нужная и полезная.


^ Слышится шум ветра ( в группу влетает берёзовая веточка)


Воспитатель: Смотрите, ребята! Ветер принёс в нашу группу берёзовую веточку. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и сорвала все листья. И теперь берёзка стоит совсем голая. И победить зло может только добро. Вы хотите сделать добро? Тогда мы должны отправиться в лес, чтобы помочь берёзке. Я думаю, малышам ещё рано отправляться в путешествие. Они здесь останутся, будут спасать эту несчастную веточку. Чем же можно ей помочь?

^ Дети: Веточку нужно поставить в воду. (уходят с младшим воспитателем)

Воспитатель: Ну а мы отправляемся в лес спасать берёзку.

Представим себя волшебниками. У меня для этого есть волшебная накидка.

Закрыли все глазки.


^ Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без листьев. (лист бумаги с нарисованным стволом)


Воспитатель: А вот и несчастная берёзка. Чем же мы ей можем помочь?

^ Дети: Мы можем нарисовать листочки.

Воспитатель: А рисовать мы будем штампом. Но помните, только добро сможет победить зло. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает для берёзки доброе желание.

Дети:(загадывают желания и по очереди рисуют штампом листья)

Желания:


  • Я хочу, чтобы к берёзке прилетало много птиц, которые съедали бы вредных насекомых.

  • Если будет на берёзе ранка, я её замажу глиной или землёй.

  • Если ветер сломает веточки, я их поставлю в воду.

  • Я хочу, чтобы ярко светило солнце и берёзка выросла большая.

  • Я хочу, чтобы у берёзки было много друзей.

  • Я хочу, чтобы около берёзки жили дождевые черви и рыхлили землю.

  • Я хочу, чтобы дождик поливал берёзку.


Воспитатель: Вот мы и подлечили берёзку. Смотрите, как она радуется, благодарит нас.


^ Появляется сказочный персонаж:

«Мудрая сова»

Здравствуйте, ребята! Я сидела на берёзе и наблюдала за вами. Какие же вы молодцы! Спасибо, что расколдовали нашу берёзку. Вижу, любите вы природу, оберегаете её. Я вас за это награжу вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.

^ Мудрая сова: Вы мне нравитесь, ребята. Не могли бы вы позаниматься в моей школе?

Воспитатель: Мы наслышаны про ваши уроки, уважаемая мудрая сова.

Я думаю, ребята с удовольствием позанимаются.


^ Мудрая сова: Тогда приглашаю вас на мой урок.

Дети: (садятся на пеньки)

Мудрая сова: Я приготовила для вас кусочки берёзовой коры.

Кто из вас догадается, где кора от старого дерева, а где от молодого?

^ Дети: (угадывают)

Мудрая сова: Как же вы догадались?

Дети: У старого дерева кора толстая, грубая, шершавая.

А у молодого дерева кора тонкая, гладкая, нежная.

^ Мудрая сова: Какие же вы молодцы! А для чего определяют, где старое дерево, где молодое?

Дети: Чтобы знать, какие деревья можно спиливать. Можно спиливать только старые или больные.

Мудрая сова: Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет?

Вот это спил с берёзы. Здесь видны кольца. (показывает через увеличительное стекло). Их нужно посчитать. Сколько колец, столько и лет.

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?

^ Дети: нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

Мудрая сова: Молодцы! Я думаю, вы теперь и сами посчитаете,

сколько лет. Вот возьмите, я вам дарю.

Воспитатель: Конечно, справятся, дети считать умеют.

Спасибо вам за совет, мудрая сова. Нам пора возвращаться в д/сад.

^ Мудрая сова:( уходит): до свидания, ребята!

Воспитатель: ну а мы с вами представим себя снова волшебниками.

(накрываю покрывалом, предлагаю закрыть глаза)

^ Итог занятия:

Вот мы и опять в нашем мини-музее: «Русская берёзка»

Вам понравилось наше занятие?

А что вам больше всего понравилось?

А, что мы привезли из нашего путешествия?

Воспитатель: мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке»....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе «Корабли уходят в море »

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математи­ческих представлений. Цель  по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, твор...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».

Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!» ...