Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для дтетей старшей группы на тему: "Берёза- символ России".
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    садина марина николаевна

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: " Берёза-символ России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx25.21 КБ

    Предварительный просмотр:

                      муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

                                          учреждение  «Детский сад №16»

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы

    на тему: «Берёза- символ России».

                                                                                              Выполнила:  

                                                                                              воспитатель        Садина  М.Н.

                                                                                                                           

                                                     г. Городец  2017  год.

     


    Цель: формирование у детей первоначальных патриотических чувств: любви к Родине, к родной природе.


    1. Образовательные задачи:

    • Уточнить и расширить знания детей о русской берёзке, о её удивительных особенностях.

    • Уточнить с детьми понятие «береста», для чего она служит.

    • Продолжать учить детей определять возраст берёзы по коре и спилам.

    • Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

    • Учить детей узнавать берёзу по внешнему виду.

    • Расширить и пополнить словарный запас детей.

    • Закрепить умение рисовать печаткой из картофеля.



    2.
    Воспитательные задачи:


    • Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, бережное и заботливое отношение к природе.

    • Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому, отзывчивость.




    3. Развивающие задачи:


    • Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение делать выводы)

    • Развивать связную речь у детей.

    • Развивать творческие способности.



    4. Здоровьесберегающие задачи:


    • Смена действий.

    • Физминутка.




    Предшествующая работа:


    • Работа по проекту: «Люблю березку русскую»

    • Наблюдения за берёзой на прогулке в разное время года.

    • Беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность

    • Разучивание стихов, песен, загадок , пословиц, поговорок о берёзе.

    • Рассматривание картин о нашей красавице берёзе.

    • Продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.

    • Создание мини-музея «Люблю березку русскую»



    Словарная работа:

    Белоствольная, белокурая, чечевички, береста, гладкая, шершавая.


    Оборудование: 


    • Берёзовая веточка

    • Волшебная накидка

    • Аудиокассета с музыкой (шум ветра, голоса птиц, песня о Родине)

    • Кусочки бересты (от старого и молодого дерева)

    • Спилы от берёзы, лупа.

    • Лист бумаги с нарисованным стволом берёзы

    • Гуашь, картофельный штамп

    • Декорации леса (берёзки, цветы, грибы, пенёчки)

    • Сказочный герой: «Мудрая сова»

    • Значок: «Друг природы» (для каждого ребёнка)




    Организационный момент:


    Дети сидят полукругом в мини-музее «Люблю березку русскую»

    Воспитатель: (предлагает послушать отрывок из песни).

    Звучит песня: «Россия – Родина моя»


    Воспитатель: ребята, сейчас вы послушали отрывок из песни. Как вы думаете, о чём эта песня?

    ^ Дети: Эта песня о нашей Родине, о России.

    Воспитатель: У каждого жителя Земли есть Родина. Это место, где родился человек. И нет ничего роднее и важнее, чем Родина.

    А вы знаете, как называется наша Родина?

    Как вы думаете, когда жители Африки произносят слово «Родина», что они представляют?

    ^ Дети: Пальмы, бананы, обезьяны и т.д.

    Воспитатель: Что представляли вы, когда слушали песню о России?

    Дети: поля, реки, леса, берёзки

    Воспитатель: конечно, всегда нам представляются красавицы берёзки. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России. У каждой страны есть свой символ красоты природы. Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню, в Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.

    Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?

    ^ Дети: Потому что в нашей стране очень много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.

    Воспитатель: Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.

    Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.

    Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят:

    Пословица:

    «Корою бела, душою мила».

    Воспитатель:

    Стройная белоствольная берёзка привлекательна во все времена года.

    О берёзке сложено много песен, стихов, загадок. Давайте их вспомним.


    Стихи

    На поляне, На пригорке

    Под окном, среди полей

    Белокурая берёзка

    Символ Родины моей.


    Люблю берёзку русскую,

    То светлую, то грустную,

    В белом сарафанчике,

    С платочками в карманчиках,

    С красивыми застёжками.

    Люблю её, заречную,

    С нарядными оплечьями,

    То ясную, кипучую,

    То грустную, плакучую.

    А.Прокофьев


    Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.


    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.


    И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.


    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    С.Есенин


    Берёза в белом сарафане

    Весною водит хоровод.

    Звенит серёжками так нежно

    И в гости птичек всё зовёт.


    Воспитатель: А  что-нибудь еще  вспомнили?


    • Белая нога, зелёная одёжка, а в ушах серёжки. (берёзка)

    • Русская красавица


    Стоит на поляне

    В зелёной кофточке,

    В белом сарафане.(берёзка)


    Физминутка

    Наступило утро

    Солнышко проснулось

    И берёзки к солнцу потянулись.

    Поздоровались друг с другом,

    С солнцем поздоровались,

    Радуясь дню новому.


    Воспитатель:

    Сегодняшнее занятие мы проводим в нашем мини-музее не случайно.

    Как называется наш музей?

    ^ Дети: «Люблю березку русскую»

    Воспитатель: А вы знаете, что хранится в музее?

    Дети: В музее хранятся разные экспонаты.

    Воспитатель: А самый главный экспонат- это, конечно, берёзка. Давайте подойдём к нашей красавице поближе и полюбуемся её красотой.

    Воспитатель: Дети, вы узнали нашу красавицу? Что это? Как вы догадались?

    ^ Дети: Это берёзка. У неё белый ствол с чёрными точечками.

    Воспитатель: А вот старшие дети знают, как называются эти точечки и для чего они служат?

    ^ Дети: Чёрные точечки на стволе берёзы, называются - чечевички. Берёзка с помощью них дышит.

    Воспитатель: Нравится вам наша берёзка? Давайте её похвалим, назовём ласково. Какая она?


    ^ Дидактическая игра: «Назови ласково»

    Дети: Берёзонька кудрявая, любимая, пушистая, родная, ненаглядная, белоствольная, белокурая, красивая, стройная, душистая, милая.


    Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о нашей берёзке. А теперь обратите внимание на все остальные экспонаты.

    Внимательно рассмотрите, они помогут вам вспомнить о пользе берёзы и её использовании.

    (предлагаю сесть на свои места)

    Воспитатель: Чем же полезна берёза?

    Дети: Берёза лечебная.

    Воспитатель: практически всё, что способна дать нам берёза, -кора, почки, листья, берёзовый сок и даже берёзовый гриб (чага) – находит применение в народной медицине.

    Воспитатель: А ещё, какие полезные качества у берёзы?

    (использование мини-музея)


    Дети:

    Берёзу используют на дрова, потому что они очень жаркие. В старину из берёзы делали лучины, которыми освещали избу. Из берёзы изготавливают разные поделки, посуду, мебель. Из берёзовых веток делают веники и метёлки.

    Воспитатель: правильно, ребята! Потому - что, берёза очень прочный материал, древесина хорошо полируется.

    Воспитатель: кто знает, какой материал получают из коры берёзы?

    ^ Дети: береста.

    Воспитатель: самый распространённый материал, который получают от берёзы – это береста.

    Дети: из бересты плели лапти, туески, лукошки. В старину не было бумаги и писали на бересте.

    Воспитатель: Из бересты ещё изготавливают дёготь. Это такая тёмная густая жидкость, которая используется и в медицине, и в быту. Им смазывают колёса, чтобы не скрипели. Вот какая удивительная береза, нужная и полезная.


    ^ Слышится шум ветра ( в группу влетает берёзовая веточка)


    Воспитатель: Смотрите, ребята! Ветер принёс в нашу группу берёзовую веточку. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи. В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и сорвала все листья. И теперь берёзка стоит совсем голая. И победить зло может только добро. Вы хотите сделать добро? Тогда мы должны отправиться в лес, чтобы помочь берёзке. Я думаю, малышам ещё рано отправляться в путешествие. Они здесь останутся, будут спасать эту несчастную веточку. Чем же можно ей помочь?

    ^ Дети: Веточку нужно поставить в воду. (уходят с младшим воспитателем)

    Воспитатель: Ну а мы отправляемся в лес спасать берёзку.

    Представим себя волшебниками. У меня для этого есть волшебная накидка.

    Закрыли все глазки.


    ^ Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без листьев. (лист бумаги с нарисованным стволом)


    Воспитатель: А вот и несчастная берёзка. Чем же мы ей можем помочь?

    ^ Дети: Мы можем нарисовать листочки.

    Воспитатель: А рисовать мы будем штампом. Но помните, только добро сможет победить зло. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает для берёзки доброе желание.

    Дети:(загадывают желания и по очереди рисуют штампом листья)

    Желания:


    • Я хочу, чтобы к берёзке прилетало много птиц, которые съедали бы вредных насекомых.

    • Если будет на берёзе ранка, я её замажу глиной или землёй.

    • Если ветер сломает веточки, я их поставлю в воду.

    • Я хочу, чтобы ярко светило солнце и берёзка выросла большая.

    • Я хочу, чтобы у берёзки было много друзей.

    • Я хочу, чтобы около берёзки жили дождевые черви и рыхлили землю.

    • Я хочу, чтобы дождик поливал берёзку.


    Воспитатель: Вот мы и подлечили берёзку. Смотрите, как она радуется, благодарит нас.


    ^ Появляется сказочный персонаж:

    «Мудрая сова»

    Здравствуйте, ребята! Я сидела на берёзе и наблюдала за вами. Какие же вы молодцы! Спасибо, что расколдовали нашу берёзку. Вижу, любите вы природу, оберегаете её. Я вас за это награжу вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.

    ^ Мудрая сова: Вы мне нравитесь, ребята. Не могли бы вы позаниматься в моей школе?

    Воспитатель: Мы наслышаны про ваши уроки, уважаемая мудрая сова.

    Я думаю, ребята с удовольствием позанимаются.


    ^ Мудрая сова: Тогда приглашаю вас на мой урок.

    Дети: (садятся на пеньки)

    Мудрая сова: Я приготовила для вас кусочки берёзовой коры.

    Кто из вас догадается, где кора от старого дерева, а где от молодого?

    ^ Дети: (угадывают)

    Мудрая сова: Как же вы догадались?

    Дети: У старого дерева кора толстая, грубая, шершавая.

    А у молодого дерева кора тонкая, гладкая, нежная.

    ^ Мудрая сова: Какие же вы молодцы! А для чего определяют, где старое дерево, где молодое?

    Дети: Чтобы знать, какие деревья можно спиливать. Можно спиливать только старые или больные.

    Мудрая сова: Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет?

    Вот это спил с берёзы. Здесь видны кольца. (показывает через увеличительное стекло). Их нужно посчитать. Сколько колец, столько и лет.

    Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?

    ^ Дети: нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

    Мудрая сова: Молодцы! Я думаю, вы теперь и сами посчитаете,

    сколько лет. Вот возьмите, я вам дарю.

    Воспитатель: Конечно, справятся, дети считать умеют.

    Спасибо вам за совет, мудрая сова. Нам пора возвращаться в д/сад.

    ^ Мудрая сова:( уходит): до свидания, ребята!

    Воспитатель: ну а мы с вами представим себя снова волшебниками.

    (накрываю покрывалом, предлагаю закрыть глаза)

    ^ Итог занятия:

    Вот мы и опять в нашем мини-музее: «Русская берёзка»

    Вам понравилось наше занятие?

    А что вам больше всего понравилось?

    А, что мы привезли из нашего путешествия?

    Воспитатель: мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке».

    Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшей группына тему: «Вырастут цветочки у меня в садочке»....

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе «Корабли уходят в море »

    Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математи­ческих представлений. Цель  по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, твор...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе по теме: «Путешествие в подводное царство Байкала».

    Тема:«Путешествие в подводное царство Байкала»Цель: создать условия для развития познавательно-исследовательской  деятельности, в процессе знакомства со свойствами воды озера Байкал.О...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!»

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Вечная слава тебе, Ленинград!» ...