Авторская программа "Капитошка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Грищенко Нина Анатольевна

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kapitoshka_17-18.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

ПРИНЯТО                                                                          УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом                                                  приказом заведующего

протокол №___________                                                  МБДОУ «Детский сад «Лесная сказка»

                                                                                              от________________№______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружок   «Капитошка»

(срок реализации  2017 – 2018г.)

Составитель: Воспитатель Грищенко Н.А.

Новый Уренгой

2017

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных. Предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.

Содержание парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  •  полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  •  построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  •  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  •  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  •  сотрудничество ДОУ с семьей;
  •  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  •  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;
  •  возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  •  учет этнокультурной ситуации развития детей.

Программа по развитию деятельности детей дошкольного возраста обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами начального образования.

Рабочая программа организует образовательную деятельность педагога по развитию экспериментальной деятельности детей, построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей среднего дошкольного возраста. Ведущая идеи программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции умение делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности.

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

1.3 Планируемые результаты освоения программы детей  4  лет

- Может исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.

- Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

- С помощью взрослого использует действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.

1.4 Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.  Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В этот период у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка. Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам.

Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.

Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.

Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.

Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования

Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.

2. Содержательный раздел

2.1 Задачи рабочей программы

1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные действия;

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

5. Создать условия для экспериментальной деятельности.

6. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, умения делать выводы.

7. Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).

8. Активизировать речь детей, пополнить словарный запас.2.2 Планирование с учетом тематических недель

Сентябрь               «Экспериментирование с песком и глиной»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

1

Песочная страна

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Познание (РЕМП): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

Соц. ком. развитие: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Консультация: «Опытно –

экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

2

Песчаный конус

Помочь определить, может ли песок двигаться

Худ.эст.развитие: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

 Физминутка «Ладонь в ладонь»

Беседа дома с детьми:

кто такие учёные;

что такое эксперимент.

3

Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Худ.эст.развитие: моделирование изделий из глины.

Соц. ком. развитие: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Памятка: «Чего нельзя и что

нужно делать для поддержания интереса

детей к познавательному

экспериментированию».

4

Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Худ.эст.развитие: Лепка из глины по замыслу

Физминутка  «По дорожке ты шагай»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Октябрь                  «Экспериментирование с песком и глиной»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

1

Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.

Худ.эст.развитие: «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

 Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования.

2

Свойства мокрого песка

Познакомить со свойствами мокрого песка

Развитие речи: «Что произойдёт, если…»

Худ.эст.развитие :«Куличики из песка»

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

3

Песочные часы

Знакомство с песочными часами

Худ.эст.развитие: «Песчаные художники»

Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина)

Оформление папки «Мои открытия»

4

Песок и глина

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Худ.эст.развитие: Моделирование из глины «Олешек»

Создание альбома: «Наши открытия»

Ноябрь      «Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность.

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ.

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

1

Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Худ.эст.развитие: « Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Соц. ком. развитие: Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному экспериментированию с детьми»

2

Парусные гонки

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Худ.эст.развитие: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Физминутка: «Ветер»

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

3

Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени.

Худ.эст.развитие: «Рисование мыльными пузырями»

ОБЖ: Закреплять знания детей о здоровом образе жизни

Консультация «Экспериментируем вместе с папой»

4

Сухой из воды

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Дыхательная гимнастика.

Познание: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Декабрь      «Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность.

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ.

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

1

Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Соц. ком. развитие: Придумать с родителями сказку «О воздухе»

ОБЖ: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Практикум: «Варианты совместной иссл-кой деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

2

Муха – цокотуха

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Худ.эст.развитие: «Жуки» (из природного материала).

Чтение худ. литер.: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского

Консультация «Соблюдение правил безопасности»

3

Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе

 Закаливание с помощью воздушных ванн.

ОБЖ: Соблюдать правила безопасности при работе

Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

4

В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Чтение худ.литературы: «Что ты знаешь о рыбах» (Заплетная С., Курникова Т.)

Соц. ком. развитие : формирование умений работать во взаимодействии друг с другом.

Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья».

Январь          «Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Познакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель. Значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой, стеклянными стаканчиками, палочками. Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

1

Пар — это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Худ.эст.развитие: «Волшебная вода» (колорит).

 ОБЖ: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

Буклет «Экспериментируем дома».

2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Худ.эст.развитие: «Волшебная вода» («Красочные брызги»)

Круглый стол: «Поможем воде стать чистой»

3

Замораживаем воду

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Худ.эст.развитие: (аппликация) «Снежинка».

Соц. ком. развитие: формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

4

Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Худ.эст.развитие: «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому).

Развитие речи: Активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.

Консультация: «Экспериментируем с водой».

Февраль           «Человек»

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека.

Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

1

Проверим слух

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах.

Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Музыкант»

ОБЖ: Беседа «Зачем нужно беречь уши»

Памятка: «Береги уши»

2

Наши помощники - глаза

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах.

Худ.эст.развитие: «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная)

Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

3

Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Дидактические игры:

«Определи на вкус», «Определи по запаху»

Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».

4

Всё увидим, всё узнаем

Познакомить с прибором-помощником – лупой и её назначением.

Познание: создание проблемной ситуации «Как лучше видно?»

Буклет: «Наши помощники»

Март            «Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева.

Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет).

Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

1

Тонет - не тонет

Знакомство со свойствами коры дерева

Худ.эст.развитие: «Чудо-дерево» (оттиск корой)

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях.

2

Посадим деревце

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Худ.эст.развитие: (лепка из солёного теста): «Волшебное дерево»

Чтение худ.литературы: К. Чуковский «Чудо-дерево»

Посадка декоративного дерева в горшок.

3

Есть ли у растения органы дыхания?

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Познание (экология): «Лес – как экосистема»

Памятка: «Береги лес!»

4

Почему осенью опадают листья?

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Худ.эст.развитие: «Пейзаж» (рисование)

Чение худ.литературы: (стихотворения): В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».

Сбор и оформление гербария.

Апрель                       «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита.

Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимод. с родителями

1

Парящий самолет

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

Познание (экология): Определение частей света с помощью компаса на прогулке.

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

2

Притягивает - не притягивает

Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Изучить влияние магнетизма на разные предметы.

Худ.эст.развитие: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске)

 

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

3

Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку». Магнитный конструктор и поделки из него.

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

4

Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Худ.эст.развитие: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Соц.ком.раз-тие: Развивать мыслительные операции, выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

 «Удивим родителей» проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

Май                 «Экспериментирование с почвой»

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления)

Тема

Задачи

Интеграция

Взаимодействие с родителями

1

Домашняя засуха

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами.

Соц. ком. развитие: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера.

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

2

Где лучше расти

Знакомство со свойствами почвы.

Труд: Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей.

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

3

Волшебное сито

Познакомить со способом отделения камешков от песка с помощью сита.

Труд: очистить песок в песочницах от мусора на участке детского сада.

Приобретение оборудования.

4

Цветной песок

Познакомить со способом изготовления цветного песка.

Художественно-эстетическое развитие: Рисование песком «Волшебный узор»

Мастер – класс «Создаём вместе»

2.4 Технологии обучения

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

  • игровая технология;
  • технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);
  • технология проблемного обучения;
  • технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
  • проектная технология.

Игровая технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
  • игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования  к познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
  • игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
  • использование игровых форм НОД ведет к повышению творческого потенциала;
  • цель игры – достигнуть результата;
  • механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Технология, опирающиеся на познавательный интерес 

Концептуальные идеи и принципы:

  • активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
  • обучение с учётом закономерностей детского развития;
  • опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
  • ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Технология проблемного обучения

Концептуальные идеи и принципы:

  • создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность  по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
  • целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
  • проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
  • проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного,  по другим методическим особенностям;
  • проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности детей, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Технология сотрудничества

Концептуальные идеи и принципы:

  • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
  • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения;
  • неотъемлемой составляющей является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
  • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
  • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
  • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Проектная технология

Концептуальные идеи и принципы:

  • развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
  • особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
  • способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
  • интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
  • завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

2.5 Формы организации обучения

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Структура НОД:

- Ставить проблему.

- Принимать и ставить цель.

- Решать проблему.

- Анализировать объект или явление.

- Выдвигать гипотезы.

- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

- Осуществлять эксперимент.

- Делать вывод.

- Фиксировать этапы действий и результат графически.

2.6 Содержание работы

Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, предметы неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

Утилизированный материал: проволока, меха, ткани, пробки;

Разные виды бумаги, ткани;

Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

3. Организационный раздел

3.1 Общий объем учебной нагрузки

НОД  детей соответствует требованиям действующих СанПиН

Учебный план  

Образовательные  ситуации

Периоды обучения

Количество на 1 ребенка

Количество в неделю

Количество в год

средняя

1

1

34

Количество учебных недель в году – 34

Количество учебных занятий – 34

При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 20 минут. В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Обследование детей проводится ежегодно с 1 по 15 октября, и с 25 по 30 апреля.

3.2 Формы и приемы организации образовательного процесса

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

НОД

  в режимных моментах

Образовательные ситуации.

Решение проблемных ситуаций.

Экспериментирование.

Наблюдение.

Экскурсии.

Беседы.

Обсуждение.

Рассматривание объектов, их обследование.

Виртуальные путешествия.

Рассказы.

Встреча с интересными людьми.

Дидактические игры.

Занимательные показы.

Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций, коллекций.

Конкурсы.

Игровые упражнения

Обследование предметов и игрушек.

Наблюдение.

Проблемные ситуации.

Рассматривание чертежей и схем, иллюстраций и т.д.

Дидактические игры.

Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия.

Моделирование.

Упражнения по развитию мелкой моторики рук.

Ситуативные разговоры.

Виртуальные путешествия.

Проблемные ситуации.

Дидактические игры.

С.р. игры.

Наблюдения.

Рассматривание.

Экспериментирование с материалами.

Ситуативное обучение.

Упражнения.

Коллекционирование.

Просмотр видео.

Рассматривание моделей.

Обследование предметов.

Домашнее экспериментирование.

Совместное творчество.

Сопровождение семьи:

Беседы.

Консультации.

Открытые просмотры.

Встречи по заявкам.

Интерактивное взаимодействие через сайт.

Мастер-классы.

Опросы.

Анкетирование.

3.3 Организация НОД

Работа построена следующим образом:

Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)

Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.

В группе созданы все условия для плодотворной работы.

Оснащение и оборудование для исследовательской деятельности:

  • центр экспериментирования,
  • мини – лаборатория,
  • уголок природы,
  • огород на окне,
  • развивающие и дидактические игры,
  • наглядность.

3.4 Мониторинг освоения

Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Основные методы сбора информации о ребёнке:

  • Систематическое наблюдение;
  • Сохранение продуктов детской деятельности;
  • Беседы с родителями, анкеты, опросники;
  • Общение со специалистами (медсестра);
  • Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
  • Рассказы детей;
  • Фотографии;
  • Аудиозаписи и видеозаписи;
  • Портфолио или «Папка достижений».

3.5 Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Список литературы

  1. Воронкевич О.А., «Добро пожаловать в экологию!», ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2001-
  2. Дыбина О. В., « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: Сфера, 2002. – 111с. 
  3. Москаленко В. В., Крылова Н. И., «Опытно - экспериментальная деятельность», М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  4. Прохорова Л. Н., « Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации. М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
  5. Тугушева Г.П., «Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста», ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2011-
  6. Иванова А. И., « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с.
  7. Рыжова Н. А., « Маленький исследователь в детском саду», ЛИНКА-ПРЕСС, М.: 2002
  8. Рыжова Н. А., «Наш дом - природа», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.
  9. Рыжова Н.А., «Экологические рассказы, сказки и праздники», ЛИНКА-ПРЕСС, М., 2002
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  11. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....