НОД по ознакомлению с окружающим миром. "Грибное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятия по экологии для старшего дошкольного возраста "Грибное царство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gribnoe_tsarstvo.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии для старшего дошкольного возраста «Грибное царство»
Программное содержание:
Активировать в речи детей названия грибов, выяснить, что грибы делятся на две большие группы - съедобные и несъедобные. Показать, что у съедобных грибов есть грибы двойники. Учить отличать съедобные грибы от несъедобных. Дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после их обработки (варки, засолки).
Дети сидят полукругом. Воспитатель просит узнать тему беседы по загадкам:
«Маленький, удаленький Сквозь землю прошел, Красную шапочку нашел»
(Гриб)
«Стоял на крепкой ножке Теперь сидит в лукошке»
(Гриб)
Воспитатель:
Да, ребята, речь пойдет о грибах. Сегодня у нас в гостях хранитель лесного богатства и лесных тайн - Старичок-лесовичок. (появляется лесной гость)
Ребята, Старичок-лесовичок хочет узнать, насколько хорошо вы знаете грибы, их названия, различия. Лесовичок даст нам несколько полезных советов.
Старичок-лесовичо. Ребята, какие грибы вы знаете?
Дети:
Подберезовик, подосиновик, белый гриб, лисички, опята, моховик, молочай, груздь (показывают на картинках)
Лесовичок:
Молодцы, ребята!
Воспитатель:
А теперь послушаем рассказ Старичка-лесовичка о грибном царстве.
Старичок-лесовичок:
Грибное царство очень разнообразно. Всем нам известные грибы имеют шляпку и ножку. Их так и называют шляпочные грибы. Грибы часто напоминают зонтики.
Но есть грибы, похожие на цветы, другие на белые камни, третьи - на бокальчики, наполненные монетками, четвертые - на вязаные шапочки с крупными дырочками, пятые - на разноцветные оленьи рожки.
Размеры грибов тоже самые разные. Есть грибы великаны (диам. до 1.5 м.) и грибы малютки (диам. до 1 мм.)
Значение грибного царства в природе очень велико - они разлагают остатки растений (т.е. способствуют их перегниванию) и снабжают растения пищей. Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, Белые Грибы чаще находим в ельниках, в сосновых борах, в дубовых и березовых лесах; Рыжики под соснами и елями; Подосиновики под осиной; Подберезовики под … (дети ). Такая дружба выгодна и грибу и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб также дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы, Часто гриб не может существовать без дерева, Если грибницу перенести на грядку, например, белого гриба, то плодового тела не будет, т.к. рядом нет сосны или ели.
Воспитатель:
Ребята, а знаете ли вы стихотворения о грибах? (Дети рассказывают стихотворения).
Воспитатель:
Я вам тоже хочу прочитать веселое стихотворение «Грибная электричка».
Воспитатель:
А все ли грибы можно употреблять в пищу?
Дети:
Нет. Есть ядовитые грибы, их есть нельзя.
Воспитатель:
Не даром говорят: « Не всякий гриб в лукошко кладут». Какие грибы ядовитые?
Дети:
Мухомор, бледная поганка, желчный гриб.
Воспитатель:
А съедобные грибы можно сразу есть?
Дети:
Нет! Их нужно сначала отварить, пожарить или посолить.
Воспитатель:
Ребята! Есть грибы и несъедобные. Есть еще грибы-двойники:
опенок - ложный опенок,
лисичка- ложная лисичка,
белый гриб - ложный гриб.
Воспитатель и старичок-лесовичок рассказывают об отличии грибов.
ОПЕНОК ОСЕННИЙ, ЛЕТНИЙ:
шляпка неярких тонов - буроватая, светло-коричневая. На ножках всегда белое кольцо. Очень хороши маленькие опята, у которых шляпка натянута как чепчик у ребенка, а под ней белый шарфик. Потом она отстанет и будет настоящей шляпкой, а шарфик превратится в воротничок. Вся шляпка в чешуйках
ЛОЖНЫЙ
шляпка ярко-желтая, красноватая: под шляпкой нет воротничка (кольца), на шляпке нет чешуек.
ЛИСИЧКА НАСТОЯЩАЯ:
шляпка выгнутая гофрированная, цвет - яично-желтый, оранжево-желтый
ЛОЖНАЯ:
шляпка с ровными краями, цвет - красновато-оранжевый, красно-лимонный
БЕЛЫЙ ГРИБ:
Срез остается белым
ЖЕЛЧНЫЙ ГРИБ:
мякоть на срезе краснеет, а потом синеет. Имеет яркую желтовато-красную окраску и желтоватая ножка.
Проводится игра «Съедобный- несъедобный» (Воспитатель вместе со Старичком-лесовичком загадывают загадки, дети называют, какой это гриб - съедобный или несъедобный и показывают его на картинках.)
ЗАГАДКИ:
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как, Петрушка, ядовитый
(Мухомор)
В лесу под березой крошка,
Только шапка, да ножка
(Подберезовик)
Нет дружней грибов, чем эти
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу.
(Опята)
Нет чешуек на шляпке моей и кольца на ножке
Есть меня нельзя, так какой же это опенок Я,
угадайте друзья!
(Ложный опенок)
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносит летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые… (Лисички)
Расту я рядом с настоящей рыжей сестричкой.
Очень похожая, но шляпка моя темней
Собирать меня нельзя
Ведь я ядовита вся.
(Ложная лисичка)
Богатырь-лесовик
С головой коричневой
Всех грибов отличнее
(Белый гриб)
Я очень похож на белый гриб
Но в отличие от него всегда ядовит
У меня желтоватая ножка,
Если ты разломишь меня
То ножка моя сразу краснеет, потом синеет,
А белый грибок постоянно белеет.
(Желтый гриб)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных издали заметных,
Собирай не мешкай
Это… (Сыроежки)
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиной,
Меня узнали за версту,
Зовусь я… (Подосиновик)
Растут на опушке розовые подружки
А зовут их … (Волнушки)
Воспитатель:
Итак, ребята, вы, много знаете о грибах, Давайте проверим эти знания на деле. Немножко поиграем. Представьте себе, что мы идем в лес.
(Вдруг появляется Незнайка (кукла)).
Незнайка:
Ребята! Возьмите меня с собой!
Воспитатель:
Незнайка, А ты знаешь, какие грибы нужно собирать в корзинку? Ты ведь не был на нашем занятии, опоздал, как всегда.
Незнайка:
Не волнуйтесь, ребята, я постараюсь!
Воспитатель:
Дети! Возьмем с собой Незнайку?
Дети:
Да!!!
Старичок-лесовичок:
Берет группу детей и Незнайку и идет с ними в «лес».
В «лесу» «разбросаны» картинки с грибами. Незнайка себе в корзинку собирает мухомор, бледную поганку, желчный гриб, ложные опята. Дети собирают «грибы» в корзинку Старичка-лесовичка. Дети встречаются на поляне.
Незнайка (хвастается)
Ребята! Вы посмотрите, сколько я грибов красивых набрал!
(Дети смеются и объясняют ему, что это грибы ядовитые!)
Воспитатель:
Мухомор красен, да для здоровья опасен! Это грибы ядовитые, но их не рвать, топтать, потому что они нужны обитателям леса, звери ими лечатся.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Дети лепят из пластилина грибы для Старичка-лесовичка. Незнайка благодарит ребят за знания, которые они ему дали о гриба
Старичок-лесовичок дает советы
СОВЕТЫ СТАРИЧКА-ЛЕСОВИКА
В моем лесу грибов видимо-невидимо. Но вдруг я заметил, что в некоторых уголках леса грибы стали пропадать, Никак не мог понять, в чем дело? Решил пройти по лесу - посмотреть, как же в лесу обстоят дела?
Ой-ой-ой! - шляпки у мухоморов все сбиты, сыроежки затоптаны. В чем дело? Что делать маленькому хозяину леса? И решил я понаблюдать, как люди приходящие в лес за грибами, собирают их. Смотрю, идут ребята. Решил за ними понаблюдать. Иду след в след и вижу: ребята все мухоморы посшибали, грибы дергают вместе с грибницами. Да, теперь я понимаю, почему грибы стали пропадать. И, как ребята так могут делать?! Ведь они лишают пищи обитателей леса, а людей - удовольствия ходить в лес за грибами.
Советую вам, ребята, запомнить несколько правил:
1. Несъедобные грибы оставьте для обитателей леса. Они ими лечатся.
2. Никогда не собирайте незнакомые грибы
3. Не срывайте старые грибы, пусть рассеются споры, чтобы на следующий год выросли новые грибы.
4. Если нет ножа, не вырывайте гриб из земли, а выкручивайте его. Засыпь ямку землей, чтобы не высохла грибница.
5. Знакомые грибы внимательно рассмотрите со взрослыми.
6. Употреблять в пищу съедобные грибы можно только после варки, засолки или жарки.!!!
Старичок-лесовичок
Запомните, дети, наказы эти, берегите и любите природу!
Старичок –лесовичок прощается с ребятами.
Подведение итогов ( что понравилось и особенно запомнилось.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по теме «В царстве вежливых наук».
НОД построена в игровой форме, направлена на социализацию дошкольников: развитие представления о том, что такое "дружба", "вежливость", "гуманность"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Экскурсия в подводное царство"
...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ГРИБЫ
Конспект занятия по окружающему миру : знакомство детей с разнообразием грибов, выделяя группы съедобных и несъедобных грибов....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Подводное царство" в старшей группе
Расширение знаний у детей об обитателях подводного царства...
Ознакомление с окружающим миром "Подводное царство"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Подводное царство"...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Север - царство снега и льда»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на С...
Открытое интегрированное тематическое занятие по окружающему миру: "Грибное лукошко" для детей младшего и среднего школьного возраста.
Открытое занятие по окружающему миру направленное на осознания элементарного взаимодействия в системе "человек - природа - общество" воспитание правильного отношения ксреде обитания и правил...